Борис Васильевич Сергиевский
родился в Царском Селе под Санкт-Петербургом 7
(20) февраля 1888 г. Предки его - военные, только
отец, Василий Сергиевский, имел гражданскую
специальность инженера-строителя. Мать (девичья
фамилия - Томашевская) окончила Смольный институт
благородных девиц. Вскоре после рождения сына
семья переехала в Одессу. Борис закончил Одесское
реальное училище. Затем поступил на строительное
отделение Киевского политехнического института. С
детства увлекался спортом - плаваньем, коньками,
велосипедными гонками. Последнему виду он обязан
знакомством со знаменитым велогонщиком Сергеем
Уточкиным. Тем самым, что стал одним из первых
российских летчиков. "Он первым научил меня
летать, и мой интерес к авиации зародился у меня
именно под его влиянием", - писал позднее
Сергиевский.
Еще одним знаменитым событием вето жизни стало
знакомство с Игорем Сикорским, поступившим в
Киевский политехнический институт на год позже.
"Мы встретились впервые с ним в так называемом
авиационном клубе, - вспоминал Сергиевский. - У
клуба не было аэропланов, и ни один член его не
умел летать, но мы все интересовались авиацией,
делали чертежи аэропланов, строили модели и
обсуждали полеты авиаторов-пионеров... И.
Сикорский уже тогда проявлял склонность к крупным
аэропланам с несколькими моторами. Он мыслил до
некоторой степени об аэроплане, как о настоящем
летучем корабле - он называл его "летучим
грузовиком", причем главной целью его проектов
была надежность самолета. Я же больше
интересовался самим искусством полета, и моей
мечтой был маленький одноместный, индивидуальный
аэроплан..."
В институте Сергиевский научился летать.
Уточкин уже после трех учебных полетов разрешил
ученику подняться в небо самостоятельно на
"фармане". Это случилось 3 (16) марта 1912 г.
В 1913-м, после окончания политехнического
института, Борис решил поступить на
действительную военную службу в военную авиацию.
Но желающих оказалось много, а самолетов мало, и
его просьбу не удовлетворили. Тогда он устроился
работать в Киеве в должности инженера-
моторостроителя.
С началом первой мировой войны Сергиевский был
призван в армию 125-й курский пехотный полк.
Вскоре получил чин поручика, его назначили
командиром роты. Часть, в которой воевал, сража-
лась против австро-венгерских войск в Карпатах.
Сергиевского наградили орденом Св.Георгия -
высшей военной наградой в российской армии. В
марте 1915-го был ранен шрапнелью в голову и
ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на
фронт.
В начале 1916-го объявили запись добровольцев в
авиацию. Сергиевский сразу же подал прошение.
После непродолжительной службы офицером-
наблюдателем на самолете "Вуазен" Бориса
откомандировали в Севастопольскую военную
авиационную школу для обучения на различных типах
боевых машин. Весной 1917-го он успешно сдал
экзамен на звание "военный летчик" и был назначен
во 2-й авиационный отряд истребителей.
Организатором и первым командиром этою авиаотряда
стал выдающийся русский лстчик Е. Крутень. Па
вооружении отряда состояли французские
истребители "Ньюпор" с ротативным двигателем
"Рон".
Сергиевский оказался превосходным летчиком-
истребителем. Он разработал собственную тактику
ведения воздушного боя с двухместными машинами
противника. Она заключалась в том, чтобы
сближаться с неприятелем на встречных курсах,
находясь выше него, затем выполнять быструю
"бочку" и атаковать снизу-сзади с близкой
дистанции. Используя этот метод, Сергиевский сбил
немало вражеских самолетов.
Другой свой прием он применял для уничтожения
немецких привязных аэростатов наблюдения.
Подлетал к ним на большой высоте, чтобы
обезопасить себя от зенитной артиллерии. Когда
же она открывала огонь, делал вил, что сбит, и
начинал снижаться, беспорядочно кувыркаясь в
воздухе. Немцы прекращали огонь. На высоте
аэростата Сергиевский внезапно выравнивал
самолети, выпустив в шар очередь зажигательных
пуль, пикируя на большой скорости, уходил из-под
обстрела. Так он уничтожил 3 аэростатных поста
наблюдения. Однажды вражеский снаряд все же
"достал" его самолет. Но ему удалось посадить
машину.
За боевые заслуги Ссргаевскнй был награжден
орденами Св. Анны 2, 3, 4 степени, Св. Станислава
2 и 3 степени, орденом Св. Владимира, представлен
к чину штабс-капитана, назначен командиром отряда
истребителей. По блестящую карьеру талантливого
летчика оборвала революция.
В ноябре 1917-го Революционный комитет издал
приказ о прекращении всех боев на фронте. Но
немцы продолжали полеты разведчиков над
расположениями наших войск. Однажды Сергиевский
не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий
самолет, последний из 11. За нарушение приказа
Бориса арестовали и приговорили к расстрелу. По
ему удалось бежать. Добрался до Киева, вступил в
отряд белогвардейской авиации, выполнял
разведывательные полеты.
В 1918-м Киев захватили войска генерала Петлюры.
Всех бывших офицеров царской армии (около 2000
человек), в том числе Сергиевского, разоружили и
заперли в одном из муниципальных зданий в центре
города. И вновь удалось ему бежать. Вместе с
женой на поезде, который вывозил с Украины
немецких солдат, добрался до Берлина. Там он
обратился в союзную миссию с просьбой зачислить в
Британский военно-воздушный флот. Показательные
полеты, выполненные Сергиевским, оставили у
англичан превосходное впечатление. Его назначили
инструктором а одну из летных школ ВВС в чине
капитана. Среди учеников Сергиевского оказалось
несколько русских офицеров, освобожденных после
окончания войны из немецкого плена.
После тягот военных и революционных лет жизнь в
Англии казалась спокойной и приятной. Но когда
Сергиевский узнал, что сражающейся против
большевиков белой армии нужны опытные летчики,
попросил отправить его в Россию. В конце 1919-го
он получил должность командира эскадрильи в
армии генерала Юденича, наступавшей на
Петроград. Летал на устаревшем биплане Е-8,
отданном ему англичанами (своих самолетов
белогвардейцы не имели).
Когда наступление Юденича было отбито, остатки
белой армии бежали в Эстонию. Чтобы как-то
заработать себе на жизнь, Сергиевский вступил в
театральную труппу и неожиданно для самого себя,
получил у публики признание как исполнитель арий
(в студенческие годы брал уроки пения у своей
тетки, выдающейся певицы итальянской и русской
оперы). Теперь эти навыки пригодились и
буквально спасли его и жену от голода.
Собрав необходимую сумму денег, Сергиевский и
еще несколько летчиков из его бывшей эскадрильи
выехали в Польшу. В Варшаве они встретились с
представителями Белой Армии. Борису поручили
организовать военно-воздушные силы для 3-й армии
генерала Врангеля.
Раздобыв несколько двухместных истребителей и
самолетов-разведчиков, Сергиевский приступил к
обучению летчиков на аэродроме Мокотово под
Варшавой. Но Польша подписала перемирие с
Советской Россией, самолеты были конфискованы
властями.
Некоторое время Борис и его жена, имевшая
музыкальное образование, подрабатывали,
организовав маленькую оперную труппу.
Но, понимая, что долго на этом не проживешь,
Сергиевские приняли решение эмигрировать в США.
Туда они приехали в 1923 году. Борис устроился
рабочим на строительстве. И вдруг узнал, что его
бывший знакомый по институту И. Сикорский основал
в Лонг Айленде собственную самолетостроительную
компанию. Тогда Борис предложил ему свои услуги
летчика-испытателя. Однако Сикорский только
начинал свою деятельность. Тем не менее, принял
студенческого товарища на фирму в качестве
конструктора и инженера-расчетчика. (Сам Игорь
Иванович так и не закончил Киевский
политехнический институт, фирма очень нуждалась
именно в квалифицированном инженере.) Когда
Сикорский в 1925 1926 IT. строил трехмоторный
самолет S-35, на котором предполагалось
осуществить беспосадочный перелет из США во
Францию, Сергиевский выполнил весь инженерный
расчет этого аппарата.
К сожалению, испытать самолет ему не удалось, и
это, возможно, сыграло роковую роль в судьбе этой
машины. 26 сентября 1926 г. французский пилот Р.
Фонк, не имевший опыта эксплуатации больших
машин, потерпел катастрофу на взлете: погибли два
члена экипажа.
В 1926 г. по заказу "Стандарт Ойл Компани" был
изготовлен одномоторный гидросамолет S-32 для
обслуживания работ по добыче нефти в Колумбии. По
условиям договора, фирма Сикорского обязывалась
не только построить машину, но и обеспечить
опытным пилотом. Выбор пал на Сергиевского.
В Колумбии он провел два года. За это время
налетал на S-32 около 70 тысяч километров,
доставляя рабочим на нефтепроводе продукты и
деньги.
В 1928-м Сергиевский вернулся на фирму
Сикорского в должности главного летчика-
испытателя. С этого времени все машины строились
при его участии - он был здесь единственным
летчиком. Его, инженера, рекомендации имели
большую ценность при создании и доводке новых
самолетов.
За период до 1937-го Сергиевский установил на
самолетах-амфибиях и "летающих лодках" с маркой
"S" 18 рекордов скорости и высоты: четыре в 1930-
м на амфибии S-38, девять в 1934-м на
четырехмоторной "лодке" S-42 и четыре в 1936-м на
самолете-амфибии S-43. Два экземпляра последних
купил СССР для трасс Севморпути.
В 1931 г. Принц Уэлльский приобрел S-38 для
полетов над Южной Америкой. Сергиевский перегнал
машину своим ходом по неизведанному тогда
маршруту из Нью-Йорка в Сантьяго. Дальность пере-
лета составила более 17 тысяч километров.
Еще одна необычная страница в его биографии -
участие в экспедиции американского писателя и
фотографа Мартина Джонсона по Африке в 1934-м на
самолетах Сикорского S-38. Экспедиция Джонсона
пересекла весь африканский континент с юга на
север. Почти месяц в пути. И самолеты, и шеф-
пилот Сергиевский с успехом выдержали трудный и
опасный маршрут.
К концу 1930-х годов Сергиевский имел налет
около 9000 часов на всех типах машин. Он считался
одним из самых опытных испытателей в США.
В 1938-м "летающие лодки" из-за присущих им
аэродинамических недостатков перестали
пользоваться спросом, и встал вопрос о закрытии
"Сикорский Эркрафт Корпорейшен". Тогда же другой
русский эмигрант, бывший профессор Петербургского
политехнического института Г. А. Ботезат основал
в США вертолетостроителъную фирму "Геликоптер
Корпорейшн оф Америка". Он предложил Сергиевскому
должность вице-призидента и летчика-испытателя.
Борис Васильевич принял это предложение.
Еще в начале 1920-х годов Ботезат по контракту с
американским военным руководством построил первый
в США вертолет. Это был аппарат больших размеров
с четырьмя крестообразно расположенными несущими
винтами. При испытаниях в 1922-1923 гг. он
неоднократно поднимался в воздух. Однажды
совершил полет, имея на борту 4 человека. Однако
из-за опасности опрокидывания аппарата в случае
поломки привода к одному из винтов и механической
трансмиссии дальнейшее финансирование проекта
прекратили.
Новый вертолет Ботезата, спроектированный им в
1930-е годы, имел соосное расположение несущих
винтов. Двигатель установили между винтами.
Указанные особенности позволили сделать кон-
струкцию более компактной и жесткой, упростить
механизм трансмисии и избежать нарушения аппарата
при поломках в приводах к винтам.
Ботезат увлек Сергиевского перспективами
применения вертолетов, и тот с увлечением взялся
за новое для него дело. Помогал конструктору в
создании экспериментального образца и после того,
как тот был готов, приступил к его испытаниям.
Вертолет представлял собой установленную на
колеса ферму, внутри которой находился летчик.
Двигатель и винты были расположены сверху, над
его головой. Вес конструкции составлял всего 270
кг.
При первых пробах вертолет прикрепляли к земле
тросами, ограничивавшими высоту подъема и
предохранявшими машину от опрокидывания.
Приобретя необходимый навык, Сергиевский и
Ботезат рискнули перейти к испытаниям в свободном
полете. Они проводились на аэродроме Рузвельта в
Лонг-Айленде. В течение нескольких месяцев Борис
Васильевич выполнил множество подобных подъемов в
воздух. Точнее сказать, это были "подпрыгивания",
ради безопасности высота не превышала полутора
метров.
Смерть Ботезата в 1940-м нарушила ход работ и
отрицательно сказалась на их результатах. Новый
вариант соосного вертолета с закрытой кабиной и
более мощным двигателем, построенный в начале
1940-х, оказался неустойчивым. Во время одного из
полетов он потерял равновесие и упал на землю. К
счастью, это произошло на малой высоте,
Сергиевский не пострадал.
После ухода в 1944-м с фирмы "Геликоптер
Корпорейшн оф Америка" Сергиевский несколько
месяцев прослужил в ВВС США в должности
технического советника. После окончания второй
мировой войны работал пилотом на чартерных
авиалиниях. Любил летать и занимался этим делом
до глубокой старости.
В конце жизни Сергиевский много помогал русским
эмигрантам. Он был президентом Русского
православною технологического общества, спонсором
русских филантропических организаций в США.
Скончался в конце 1971-го в возрасте 83 лет.