Уголок неба ¦ Стефан Станислав Стец

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы первой мировой зарубежные страны
   Стефан Станислав Стец
       
Страна: Польша
Годы жизни: 1889-1921

Стефан Станислав Стец родился во Львове в 1889 году. Окончив Львовский политехнический институт, получил диплом инженера. 1 августа 1914-го мобилизован в австрийскую армию. Проходил службу в саперном полку, а в ноябре 1915-го поступил в офицерское летное училище в Вене. С января 1916-го служил летнабом в третьем разведывательном дивизионе на Восточном фронте.

Благодаря аэрофотоснимкам Стеца австрийский генштаб в июне 1917-го заблаговременно узнал о подготовке летнего наступления русских войск, впоследствии названного "наступлением Керенского". За эти сведения Стефан получил благодарность от командования. Кроме того, он сумел сбить из турельного пулемета истребитель противника, но по существовавшим тогда в австрийской авиации правилам, победы воздушных стрелков не учитывались.

В начале 1918-го Стец пересел из задней кабины летнаба в кресло пилота двухместного разведчика, а в апреле поступил в школу летчиков-истребителей. Через месяц сдал экзамены и был направлен в третью истребительную эскадрилью на итальянский фронт.

Уже 7 мая Стефану пришлось драться с тремя "Ансальдо". Из боя он привез более сотни пробоин в своем "Оэффаге". 12 мая Стец вновь приземлился на истребителе, с которого клочьями свисала разорванная пулями обшивка. Только 28 июня ему удалось, наконец, "открыть счет". 16 июля в групповом бою с итальянскими "Анрио" Стефан одержал вторую победу, а 10 августа - третью. Затем в течение десяти дней он сбил еще четыре вражеских самолета.

Роковым днем для третьей эскадрильи стало 31 августа. В долгом и жестоком бою за линией фронта погибли четверо из шести ее пилотов. Только лейтенантам Стецу и Навратилу удалось на изрешеченных машинах дотануть до своего аэродрома.

В конце октября наступил развал "лоскутной" Австро-Венгерской империи. На ее восточных землях, включая бывшие российские и германские территории, образовалось новое государство - Республика Польша.

Узнав об этом, Степ, не задумываясь, оставляет службу в австрийской армии и возвращается во Львов, вокруг которого уже разгорались бои между польскими и украинскими вооруженными формированиями. Он стал одним из первых боевых пилотов, поддержавших защитников города. Нарисованная на борту его самолета эмблема - красно-белая "шаховница" впоследствии стала опознавательным знаком польских ВВС.

7 апреля 1919 года Стеца назначили командиром седьмой авиационной эскадры. 29-го он атаковал над Львовом два украинских бомбардировщика, один из которых сбил. 10 мая расстрелял над линией фронта вражеский привязной аэростат.

8 октябре 1919-го капитан войска польского Стефан Стец был направлен на учебу в парижскую военно-инженерную академию. По ее окончании тридцатидвухлетний пилот стал начальником департамента авиационной промышленности министерства обороны. Несмотря на столь высокий пост, Стефан продолжал летать. 11 мая 1921 года он погиб в авиакатастрофе на аэродроме Мокотовском в Варшаве.

Список побед

 

дата противник
1 02.09.17  Nieuport
-- 28.06.18 итальянский  двухместный самолет
2 16.07.18 Hanriot HD1
3 10.08.18 одноместный самолет
-- 18.08.18 самолет противника
-- 20.08.18 самолет противника
-- 29.08.18 самолет противника
4 29.04.19 Ньюпор (ВВС УГА)
5 10.05.19 аэростат (УГА)

Fokker E.V, 7-я аэ, ВВС Польши, пилот - Стец, аэ Львов, февраль 1919 г.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100