Родился 11 января 1883 года в
местечке Кемери Рижского уезда. С отличием окончил морское инженерное
училище и параллельно прошёл курс технологического института с
Санкт-Петербурге. Служил инженер-механиком на миноносце "221", крейсере
"Аврора" и контрминоносце "Бодрый". Участник русско-японской войны.
После Цусимского сражения "Бодрый" был интернирован в одном из китайских
портов. Лейтенанту Яцуку удалось совершить побег и добраться до
Владивостока. Там его назначили механиком в воздухоплавательный парк.
Овладев искусством
воздухоплавания, Яцук начал летать на свободных аэростатах. В 1908 году
он с отличием окончил Морскую академию. В 1909 году построил планёр
собственной конструкции и совершил на нём ряд полётов. В том же году он
провёл опыты по радиоуправлению подводных лодок и летательных аппаратов.
В 1909 году Яцук
познакомился с морским инженером-кораблестроителем Л.М.Мациевичем,
разработавшим к тому времени проекты палубного авианосца, катапульты и
специального корабельного аэроплана. На следующий год Мациевич приступил
к написанию труда по тактике морской авиации. После гибели Мациевича в
авиакатастрофе, его работу продолжил лейтенант Яцук. В журнале "Вестник
воздухоплавания" №13-14 за 1911 год он опубликовал небольшую заметку о
военном применении аэропланов, в которой впервые высказал мысль о
воздушном таране. На состоявшемся 12-17 апреля 1911 года в Петербурге I
Всероссийском воздухоплавательном съезде он сделал два доклада: "О
ближайших задачах аэропланостроения" и "О применении авиации к морскому
делу". На этом съезде он познакомился с поручиком П.Н.Нестеровым,
ставшим впоследствии его другом. В 1912 году вышла книга Яцука "Воздухоплавание
в морской войне", которя стала первой в мировой военной литературе
книгой на эту тему. В том же году он стал членом Петербургского
отделения РСДРП(б).
В те годы Яцук был
спортивным комиссаром Международной воздухоплавательной федерации, в
роли судьи присутствовал на конкурсах и воздушных состязаниях. Иногда он
сам участвовал в этих соревнованиях. 23 мая 1913 года на стрелке
Елагинского острова в Петербурге на первых в России демонстрационных
полётах гидропланов он выступал на поплавковом "Фармане-16". 16 августа
он первым их лётчиков начал полёт на соискание специально учреждённого
кубка, правда неудачно - отказал двигатель.
24 октября 1913 года
капитан 2 ранга Яцук участвовал в заседании Всероссийского аэроклуба, на
котором обсуждался вопрос об использовании аэроплана в Арктике. Это
заседание стало первым в стране шагом к созданию полярной авиации. 4
апреля 1914 года он вместе с известным учёным Н.А.Морозовым, врачом
И.С.Цитовичем и писателем В.В.Водовозовым совершил полёт на свободном
аэростате с целью изучения влияния полётов на организм человека. Эти
опыты стали началом развития отечественной авиационной медицины. В этот
период он так же занимался разработкой общей методики обучения пилотов (до
этого каждый инструктор имел свою).
С началом Первой мировой
войны Яцук в августе 1914 года сформировал из лётно-технического состава
школы аэроклуба Особый Добровольческий авиационный отряд (с мая 1915
года - 34 КАО), вместе с которым убыл на фронт. Воюя в составе 10-й
армии, он получил возможность на практиве проверить свои взгляды на
применение аэропланов в военных действиях. Лётчик и командир Яцук
пользовался большим авторитетом, а своим демократическим отношением к
солдатам снискал их любовь и уважение. Во время Февральской революции
отряд в полном составе перешёл на сторону большевиков.
После Октябрьской революции
Яцук был откомандирован в Петроград и назначен начальником отдела
применения авиации Всероссийской коллегии по воздухоплаванию. Свою
работу он начал с разработки таких вопросов, как организация
международного сообщения между Петроградом и Стокгольмом, проведения
аэрофотосъёмки для размежевания земель по районам, исправления карт и
планов, изучения водных фарватеров и побережий.
Когда 21 мая 1918 года в
Москве был организован первый профсоюз лётчиков, Н.А.Яцук стал его
председателем (профсоюз просуществовал недолго, так как все его члены
вскоре стали военными). В том же году он организовал первую в стране
школу военной маскировки. Эту школу посещали и высшие руководители
Красной Армии: С.С.Каменев, М.Н.Тухачевский, М.В.Фрунзе и др. По
полигону и опытным мастерским их сопровождал начальник отдела научных
изысканий профессор Яцук.
После Гражданской войны
Яцук перешёл на преподавательскую работу в Институт инженеров Красного
Воздушного Флота (позже ВВИА имени Н.Е.Жуковского). В это время он
написал труд "Авиация и её культурное значение", в котором он
предусмотрел исследование северного побережья страны при помощи
самолётов, поиск с воздуха полезных ископаемый, управление погодой. Этот
труд стал на долгие годы своеобразной программой развития гражданского
воздушного флота. В 1924 году был опубликован труд по тактике военной
авиации.
Николай Александрович умер
8 апреля 1930 года после тяжёлой болезни.