Родился он 1 января 1894 года в городе Уссурийске в украинской семье Ивана Гавриловича и Ирины
Тимофеевны Янченко. За несколько лет до этого в поисках лучшей доли они переселились на Дальний Восток с Украины и там обустроили свое хозяйство. В семье Янченко в равной
мере говорили на двух языках, и никто никогда не мучил себя вопросами, как определять свою национальную принадлежность. Годом позже Василия в семье родился еще один мальчик
– Михаил.
После смерти Ивана Гавриловича заботу о ребятах возложил на свои плечи отчим – Федор Иванович
Собченко. Именно он сделал все, чтобы дети учились и получили образование.
Василий Янченко начал службу в 3-м корпусном авиационном отряде в солдатской должности
моториста. 22 ноября 1914 года его старание отметили присвоением звания ефрейтора. Оно и стало отправной точкой военной карьеры Василия. Любознательный и инициативный, он
некоторое время в качестве летчика-наблюдателя летал на разведку позиций противника. Позже сам стал пилотировать самолет "Ньюпор" и открыл счет личных побед в воздушных
боях.
Отвага и рвение младшего чина были отмечены Георгиевскими крестами всех четырех степеней (как говорили в ту пору, он получил полный Георгиевский бант) и производством в
первый офицерский чин подпрапорщика. В сентябре 1916 года Василий Янченко уже прапорщик, а в ноябре с группой перспективных летчиков его посылают на стажировку во Францию.
Там в городах По и Каза он осваивает высший пилотаж и получает твердые навыки воздушной стрельбы. Перед выпуском с курсов Василий вместе с французскими летчиками принимал
участие в схватках с немецкими самолетами.
На Восточный фронт в российскую действующую армию Янченко вернулся опытным воздушным бойцом. 13 апреля 1917 года в паре, летая на самолете "Моран", прапорщик Янченко
записывает на счет два сбитых вражеских аэроплана.
Его "фирменным" приемом была смелая лобовая атака. Он никогда не отворачивал, ожидал, когда противник дрогнет, и тогда почти в упор с расстояния 15–20 м расстреливал
неприятельскую машину.
В июне 1917-го Василий вылетел, чтобы произвести аэрофотосъемку позиций противника в районе северо-восточнее местечка Бржезаны. Прикрывал его российский ас Донат Макиенок.
В ходе проведения съемки самолет Янченко атаковал германский истребитель. Василий совершил быстрый маневр, вышел из-под огня, и немецкий самолет был уничтожен.
Те, кто воевал рядом с Василием, отмечали его храбрость, которая иногда казалась безрассудной. 7 июля 1917 года русские войска в районе Тернополя вынуждены были отступать.
Чтобы усилить на них давление, немцы направили для бомбардировки отступавших колонн большую группу самолетов. Где-то около 8–9 часов вечера в воздух была поднята тройка
истребителей, которыми управляли Юрий Гильшер, Донат Макиенок и Василий Янченко. Они заметили восемь немецких самолетов и пошли к ним навстречу.
Первым вступил в бой Макиенок. Занятый преследованием противника, он отошел от группы. В это время над полем боя появились еще 16 вражеских машин. Они сразу атаковали пару
русских аэропланов. В коротком бою самолет Гильшера был сбит. Василий Янченко сумел уйти из-под огня немцев, и его машина, которая получила несколько пробоин, совершила
посадку на поле рядом с обломками самолета командира. Но тот уже не подавал признаков жизни. Его тело Василий доставил на свой аэродром.
После похорон товарища он послал письмо отцу Юрия Владимиру Ивановичу Гильшеру. "Не ради наград, – писал Василий, – с одной ногой ваш сын продолжал свою самоотверженную,
полную опасности и подвигов работу летчика-истребителя…"
В воздушных боях одержал 16 побед, в том числе 6 - официально. Помимо полного
банта Георгиевских крестов, получил ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени и румынский Рыцарский крест
ордена Звезды.
После Октябрьского переворота служил в авиации Вооруженных сил юга России (ВСЮР).
Причем Василий продолжал числиться поручиком, хотя в справке общего отдела штаба ВСЮР от 23 мая 1920 года сообщалось, что старший Янченко 13 ноября 1917 года был произведен
в поручики, 19 апреля 1920 года – в штабс-капитаны и 20 апреля 1920 года – в капитаны.
Эвакуировался в 1920 году из Крыма.
Умер в 1952 году в США.
СПИСОК ПОБЕД
№ |
дата |
противник |
эскадрилья и самолет аса
|
примечания |
1
|
25.06.16
|
2-местный самолет
|
7 иао
|
Nieuport
|
в паре
|
2
|
05.10.16
|
2-местный самолет
|
Nieuport 21
|
в паре
|
3
|
18.10.16
|
2-местный самолет
|
Nieuport
|
|
4
|
07.03.17
|
2-местный самолет
|
в паре
|
5
|
13.04.17
|
2-местный самолет
|
Morane I
|
в паре *
|
6
|
2-местный самолет
|
--
|
27.06.17
|
2-местный самолет
|
Nieuport
|
|
7
|
02.07.17
|
2-местный самолет
|
|
8
|
06.07.17
|
2-местный самолет
|
Nieuport 21
|
в паре
|
--
|
11.07.17
|
2-местный самолет
|
Nieuport
|
в паре
|
--
|
18.07.17
|
2-местный самолет
|
|
9
|
20.07.17
|
2-местный самолет
|
в паре **
|
10
|
21.09.17
|
Albatros
|
|
11
|
08.10.17
|
Albatros
|
***
|
12
|
14.10.17
|
Albatros C.III
|
в группе (1/3)
|
* Записи об этих
победах противоречивы. Возможно, на счет Янченко записали только
одну.
** "По горячим следам" победа заявлена не была, но позже
она появилась в официальном списке сбитых отрядом самолетов.
*** Эта победа, возможно, не была не засчитана.
|
Истребитель Nieuport 17 (зав.№ 1472),
7-й иао, пилот - Янченко, осень
1917 г.
(© М. Быков и "Авиа-Хобби")
|