"Скандалист, эксцентричный и вспыльчивый человек", - так
охарактеризовал Сабуро Сакаи своего коллегу Садааки Акаматcу. Тамея (или
Темен - это
имя предпочитал пилот вместо нареченного Саддаки) Акаматсу являлся одним
из самых результативных летчиков морской авиации Японии, чье имя остается
легендарным до сих пор.
Акаматцу родился в префектуре Кочи в июле 1910 г., он
пошел добровольцем в военно-морской флот в июне 1928 г. и после двух лет
обучения в летной школе в марте 1932 г. стал летчиком-истребителем
морской авиации. Все летчики, прошедшие курс обучения до начала войны,
отличались превосходной подготовкой и огромной самоуверенностью - они
считали себя "королями воздуха". Привитый в мирные годы инстинкт
победителя помог Акаматцу остаться в живых в военное время
Лейтенант Саадаки"Тамея" Акаматсу
был, пожалуй, одной из самых экстраординарных личностей в японских
ВВС.
Являясь офицером императорских войск,
он, тем не менее, презирал дисциплину и
был явным нарушителем всех неписанных
традиций японского флота. Воин-одиночка,
Акаматсу представлял собой вопиющее
исключение среди пилотов Японии, свято
подчиняющихся самурайским правилам.
Постоянная заноза для командования, он
много раз был разжалован и в течение
многих лет службы так и остался
лейтенантом.
Любитель выпивки и
красивых женщин, Тамея часто
отсутствовал на предполетных
инструктажах, предпочитая проводить
время в ближайшем кабаке или публичном
доме. Все приказы ему передавались с
посыльным, и незадолго до вылета он
появлялся на аэродроме в каком-нибудь
старом автомобиле, громко сигналя о
своем прибытии. Нередко его можно было
видеть на стоянке истребителя с
бутылкой сакэ в руках, к которой он время
от времени прикладывался.
Необузданный нрав
Акаматсу и все его грехи на земле
покрывались каким-то невероятным
искусством управления боевым самолетом
в воздухе. Из-за этого ценного качества
командование сквозь пальцы смотрело на
все дисциплинарные проступки своего
пилота.
Основным типом
истребителя, на котором летал Акаматсу,
был Мицубиси J2M "Райден". Самолет
создавался в качестве перехватчика, и
маневренностью машины пожертвовали в
пользу ее большей горизонтальной
скорости и скороподъемности. В бою с
одномоторными истребителями противника
этот самолет был труден в управлении -
гораздо лучше он подходил для
выполнения своей основной задачи -
борьбы с бомбардировщиками.
J2M2 Raiden лейтенанта Тамеи Акаматсу, 1945 год
Пилотируя "Райден",
Акаматсу не только одержал много побед
над американскими тяжелыми машинами, но
и сбил, по некоторым данным, не менее
десятка "Хеллкэтов" и "Мустангов".
Самолюбие не позволяло ему отступать в
бою с истребителями противника, а
отчаянная храбрость и меткость стрельбы
позволили ему остаться в живых после
этих поединков. За годы войны в список
аса было занесено около 50 побед, а после
капитуляции Японии Акаматсу ушел из
армии и занялся торговыми операциями.
Акаматсу за свою карьеру летчика морской авиации
налетал более 8000 часов. В пьяном виде ас говорил о 350 сбитых самолетов,
в трезвом - о 220. Никто не верил ни пьяному, ни трезвому Акаматцу. В его
летной книжке имелись отметки лишь о девяти сбитых за время войны на Тихом
океане "Хэллкетах", нескольких "Мустангах", одном "Либерейторе" и
семи В-29 (один достоверно и шесть предположительно). Более-менее
уверенно можно говорить о 30 сбитых Акаматцу самолетах. Аса сбивали
неоднократно, однако дуракам и пьяницам везет не только в России - за
войну Акаматцу не получил ни одной царапины.
Человек с таким характером и такой биографией не мог не стать легендой еще
при жизни. Акаматцу очень любил порассказывать байки о своих подвигах за
ящиком - другим сакэ. Чего стоит история о том, как он вскочил в кабину
"Зеро в кимоно и деревянных сабо! Сабуро Сакаи
хорошо знал Акаматцу: "Не верти глупым историям -
это все чепуха!"
Послевоенные годы стали для летчика-алкоголика большим испытаниям. Старые
боевые друзья скинулись и купили ему небольшой самолетик Пайпер. На этой
машине ветеран многочисленных воздушных сражений вел поиск косяков рыбы в
интересах компании Кочи Фишери, не оставляя при этом своего хобби -
дружбы
с бутылкой. Постепенно ас спивался, все больше друзей и знакомых
отворачивались от него, начались проблемы со здоровьем. Относительный
покой пилот обрел в качестве хозяина небольшого кафе в городе Кочи.
Садааки Акаматцу скончался от пневмонии 22 февраля 1988 г. в состоянии
полной депрессии.
A6M5 энсина Тамеи Акаматсу, 302 авиагруппа, аэродром Атцуги, февраль 1945 года
|