Марсель Альбер (Marcel
Albert) родился
25 Ноября 1917 года в Париже, в семье
рабочего. Он рано познал тяготы жизни,
работая металлистом на заводе "Рено".
Закончил платные курсы пилотов. Летному
делу учился за свой счет, выкраивая
необходимые суммы из небольшого
заработка. В 19 лет ему, как и многим
другим французским летчикам, дала
путевку в небо единственная в то время
во Франции женщина - инструктор Ивон
Журжон.
Затем служил в ВВС. В 1940
году, летая в составе подразделения GC I / 3
на истребителе D-520 (по другим источникам
- CR.714), уничтожил 2 самолета противника
(Bf.109 и He.111). После капитуляции Франции,
вместе с Марселем Лефевром и Альбером
Дюраном на самолетах D-520 прелетел из
вишистской Франции в Англию, где
примкнул к движению "Свободная
Франция". В Декабре 1942 года, в составе
первой группы французских добровольцев,
прибыл в Россию.
Dewoitine D.520 подразделения GC
1/3, Франция, лето 1940 г.
Свой боевой путь в
составе "Нормандии" начал весной 1943
года. Все тяготы фронтовой жизни он
делил наравне с другими летчиками.
Каждый день на волоске от гибели - каждый
вылет мог оказаться последним.
Марсель Альбер сразу же
привлекал внимание красивой и аккуратно
подстриженной головой, строгими чертами
лица и проницательными умными глазами.
Стеснительный, без причин краснеющий, он
обладал незаурядной волей, завидным
упорством и большой настойчивостью.
Когда весной развезло полевой аэродром,
он первый стал взлетать и садиться,
используя покрытую щебенкой дорогу. И ни
разу ни малейшим образом не повредил
свой самолет.
13 Июня 1943 года, в
воздушном бою, вражеский снаряд
повредил систему топливопитания его
самолета. Но с помощью ручного
подкачивающего насоса - альвейера -
можно было лететь. 200 км Альбер вручную
питал мотор бензином, но долетел. Потом
неделю не мог летать - чертовски болела
рука и плечо.
16
Июля 1943 года Альбер и Прециози,
баражируя в районе Думиничи, получили
сигнал со станции наведения о появлении
разведчика противника. Они устремились
к нему. "Рама" тоже заметила их и с
резким снижением на максимальной
скорости попыталась уйти. Атака, еще
одна. Кабина стрелка разбита, левый
мотор начал дымить. Еще очередь и Fw.189
перевернувшись в воздухе вошел в свое
последнее пике. А через несколько часов
спустя друзья снова поднялись в воздух и
вновь вступили в бой с противником...
Трудным летом 1943 года
"Нормандия" прошла суровую школу
боев. Вспоминая о том времени, Марсель
Альбер впоследствии заметил: "Если бы
мы воевали тогда организованно, как
впоследствии, мы бы успешнее боролись с
Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой
вылет в день, а надо было - пять..." В
Феврале 1944 года, за победы в летней
компании 1943 года, Марсель Альбер был
награжден Орденом Красного Знамени.
Истребитель Як-3 Марселя Альбера,
Сентябрь 1944 г.
В Октябре 1944 года
восьмерка "яков" под командой
Альбера Марселя провела удачный бой с 30
пикировщиками Ju.87 прикрываемыми 12
истребителями Fw.190 из эскадры "Мельдерс".
В этом бою Альбер одержал сразу две
победы, а его товарищи - еще 5. В итоге
противник, лишившись семи машин, был
вынужден оставить поле боя. Восьмерка
Альбера вернулась на свой аэродром без
потерь.
Отличный бой провели
французские летчики под его
командованием и 18 Октября 1944 года. В тот
день эскадрилья встретила около 20
бомбардировщиков противника, шедших под
прикрытием 6 истребителей. Французы,
стремительно атаковав врага, сбили 6
бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам
Марсель уничтожил в этом бою еще 2 машины
противника.
26 Октября 1944 года во
главе 8 "Яков" Альбер вылетел для
прикрытия наступающих советских войск.
В районе барражирования увидел ниже
вражеские самолеты, бомбившие наши
позиции. Заметив "Яки", немцы
повернули на запад. Восьмерка Альбера,
пользуясь высотой, легко догнала
противника и обрушила на них мощь своего
оружия. Стремительный удар разметал
строй противника, они пытались уйти на
бреющем полете. По команде Альбера,
французы бросились преследовать
отступающего противника. А он вместе с
Амарже, догнав самолет врага, двумя
длинными очередями уничтожил его. Это
была 23 победа отважного Аса и 200 самолет
на счету летчиков "Нормандии - Неман".
За мужество и героизм,
проявленные в боях с немецкими
захватчиками, 27 Ноября 1944 года командиру
1-й эскадрильи ("Руан") полка "Нормандия
- Неман" Старшему лейтенанту Марселю
Альберу было присвоено высокое звание
Героя Советского Союза. К тому времени
он совершил 193 боевых вылета и имел на
счету 23 сбитых самолета противника - 21 в
России (по некоторым источникам - 6 лично
и 15 в группе) и 2 во Франции.
В середине Декабря 1944
года Альбер был награжден Крестом
освобождения и отправлен во Францию, в
отпуск. В "Нормандию" он больше не
вернулся - вскоре его назначили на новую
должность в сводной авиадивизии "Франция",
создаваемой в Туле.
После войны - долгое
время оставался на службе. Был
французским военно - воздушным атташе в
Праге. По окончании службы переехал в
США, где и проживал до конца своих дней.
Список побед Марселя Альбера
Дата
победы |
Тип
сбитого самолета |
Место
победы |
Самолет |
14 Мая 1940 г. |
Bf.109E |
Франция (над
Седаном) |
D-520 |
21 Мая 1940 г. |
He.111 |
Франция (над
Соуссоном) |
D-520 |
16 Июня 1943 г. |
Fw.189 |
Россия |
Як-1 |
14 Июля 1943 г. |
Bf.110 (лично) |
Россия |
Як-1 |
14 Июля 1943 г. |
Fw.190 |
Россия |
Як-1 |
17 Июля 1943 г. |
Fw.190 (лично) |
Россия |
Як-1 |
19 Июля 1943 г. |
Ju.88 |
Россия |
Як-1 |
31 Августа
1943 г. |
Ju.87 (лично) |
Россия |
Як-9 |
1 Сентября
1943 г. |
Fw.190 |
Россия |
Як-9 |
17 Сентября
1943 г. |
Fw.190 (лично) |
Россия |
Як-9 |
22 Сентября
1943 г. |
Fw.190 (лично) |
Россия |
Як-9 |
4 Октября
1943 г. |
Hs.126 |
Россия |
Як-9 |
12 Октября
1943 г. |
Fw.190 |
Россия |
Як-9 |
15 Октября
1943 г. |
Fw.190 |
Россия |
Як-9 |
15 Октября
1943 г. |
Fw.190 |
Россия |
Як-9 |
25 Октября
1943 г. |
Ju.88 |
Россия |
Як-9 |
16 Октября
1944 г. |
Ju.87 |
Россия |
Як-3 |
16 Октября
1944 г. |
Ju.87 |
Россия |
Як-3 |
16 Октября
1944 г. |
Fw.190 (лично) |
Россия |
Як-3 |
18 Октября
1944 г. |
Hs.129 |
Россия |
Як-3 |
18 Октября
1944 г. |
Hs.129 |
Россия |
Як-3 |
23 Октября
1944 г. |
Bf.109 |
Россия |
Як-3 |
26 Октября
1944 г. |
Bf.109 |
Россия |
Як-3 |
Як-9, аэродром Дубровка, весна 1944 г.
|