Родился 21
апреля 1918 года в городе Липник над Висла.
До 1932 года семья жила в Сандомире. В том
же году после окончания школы поступил в
школу подофицеров, а после ее окончания
в 1935 году был направлен в 77-й пехотный
полк. В 1936 году написал заявление с
просьбой перевести в авиацию. Окончил
летные курсы, после чего 23 ноября 1937 года
начал службу в составе II/5 Dyonu Myśliwskiego,
152-й эскадрилье. Был отличным
пилотажником - например в ноябре 1938 года
в соревнованиях по высшему пилотажу в
Торуни занял 1 место.
1 сентября 1939
года 152-я эскадрилья был переброшена в
Szpondowie и поступила в оперативное
управление командования Армии "Модлин".
3 сентября сбил немецкий аэростат
наблюдения, с которого корректировали
огонь артиллерии.
9 сентября
Бжеский, Ян Бури - Буржимский и Александр
Поплавский над Дюблином перехватили
группу "Хейнкелей" из KG 1. Польские
летчики смогли серьезно повредить один
самолет, который упал по другую линию
фронта. Перешел границу Румынии в ночь с
18 на 19 сентября. Дальше была Югославия,
Франция (куда прибыл 19 ноября 1939 года).
Ждал формирования польских авиачастей
до 18 мая 1940 года, когда стала формироваться
Groupe de Chasse II/1. С 20 мая по 22 июня сделал
несколько вылетов на MB-152, причем ни
одной победы не заявил. 23 июня в составе
звена отправился в Порт Вндрес, а оттуда
был эвакуирован в Касабланку, тут сел на
пароход, который шел в Гибралтар. Дальше
были Британские острова.
После
нескольких дней отдыха 9 сентября 1940
года получил назначение в 307-ю
эскадрилью, которая формировалась в
Kirton-in-Lindsey. Однако это была ночная
эскадрилья и по просьбе летчика
перевели в "дневную" 303-ю аэ. Там
начал переобучение на "Харрикейн",
а 8 ноября 1940 года оказался в 245-й аэ, а
через месяц - в 249-й. 10 февраля 1941 года над
Дюнкерком сбил Bf-109. Но через две недели
был направлен для организации новой 317-й
аэ. Летал на "Харрикейне" Mk. I,
принимал участие в прикрытие конвоев и в
операциях над Францией. 10 июля во
время эскортирования "Бленхеймов"
в налете на Гавр вместе с капитаном
Генрихом Щесным сбил одного Bf-109. А
через 4 дня сбил Ju-88, который пытался
атаковать подопечный конвой.
8 ноября 1941 года
Бжеский сбил Bf-109 и повредил Fw-190. 6
декабря 1941 года был удачно наведен с
земли на одиночный Ju-88 в районе Плимута.
С расстояния примерно 30 метров поляк
расстрелял немца, который упал в воду. 15
февраля 1942 года произошел трагический
инцидент, без которого не обходится не
одна война: во время патрульного вылета
пара Бжеский - Малиновский обнаружили
самолет, который они опознали как Fw-200 и
сбили. По прилету оказалось, что им в
прицелы попал "Либерейтор"
компании BOAC (British Overseas Airways Corporation). После
тщательного расследования комиссия
признала действия польских летчиков
правомерными.
15 апреля 1942 года
во время рейда на Дюнкерк в его прицел
попал очередной Fw-190. А во время
неудачной высадки в Дьеппе ему был
записан предположительно сбитый He-111.
А 6 сентября летчика отвели в тыл на
отдых, сначала был инструктором в 58 OTU, но
затем был направлен для переподготовки.
23 апреля 1943 года
вернулся на фронт, в состав 302-й
эскадрильи. Уже 2 мая сбил один Fw-190.
28 декабря
Бжеский был переведен в состав 303-й аэ им
Костюшко. 30 января 1944 года стал
командиром звена "В" этой
эскадрильи. 21 мая 1944 года над
Аббелльвилем его "Спитфайр" был
сбит огнем с земли и пилот совершил
вынужденную посадку, при этом получив
легкие ранения. Попал в плен, находился в
нескольких лагерях, в том числе и в Stalag Luft 4.
Был освобожден Советской Армией 22
апреля 1945 года. По союзному соглашению 20
мая был передан американцам, а 26 мая -
английскому командованию. С 21 августа в 16 SFTS,
где прошел курс инструктора по летному
делу.
Службу закончил
в звании капитана. Был награжден Srebrym Krzyżem Virtuti
Militari (nr 9344), четырежды Krzyżem Walecznych и
Distinguished Flying Cross.
Остался в
Англии, снова восстановился в RAF, но
служил как наземный контроллер, так как
врачи по состоянию здоровья летать ему
запрещали.
Умер в North Elmham 3
декабря 1972 года в возрасте 54-х лет.
Список известных побед:
Дата
|
Самолет
|
Тип сбитого
|
предположительно
|
поврежденные
|
01.09.1939 |
PZL P.11c |
аэростат |
|
|
09.09.1939 |
PZL P.11c
|
1/3 х He-111 |
|
|
10.02.1941
|
Hurricane Mk. I
|
Bf-109
|
|
|
10.07.1941
|
Hurricane Mk. I
|
1/2 x Bf-109
|
|
|
14.07.1941
|
Hurricane Mk. I
|
1/2 x Ju-88
|
|
|
08.11.1941
|
Spitfire Mk. V
|
Bf-109
|
|
|
08.11.1941
|
Spitfire Mk. V
|
|
|
Fw-190
|
06.12.1941
|
Spitfire Mk. V
|
Ju-88
|
|
|
25.04.1942
|
Spitfire Mk. V
|
Fw-190
|
|
|
26.07.1942
|
Spitfire Mk. V
|
|
Fw-190
|
|
19.08.1942
|
Spitfire Mk. V
|
He-111
|
|
|
02.05.1943
|
Spitfire Mk. V
|
Fw-190
|
|
|
24.06.1943
|
Spitfire Mk. V
|
Fw-190
|
|
|
04.09.1943
|
Spitfire Mk. V
|
1/2 x Fw-190
|
|
|
23.09.1943
|
Spitfire Mk. IX
|
|
Fw-190
|
|
Всего |
|
|
|