Морис Шалль (Maurice Challe) родился 28 Июня 1911
года в Реймсе. В авиации с 1935 года. С 1936-го
служил летчиком на авиабазе Истра. С 26
Июня по 30 Сентября 1940-го служил в составе
GC II / 4. В Декабре 1942 года демобилизовался.
С Августа 1943-го - снова на службе,
адьютант одного из подразделений на
Малаге.
В семье Шаллей было 4 брата, и
все - летчики. Двое из них - Морис и Рене,
воевали в составе полка "Нормандия -
Неман" с Марта 1944 года. После
переучивания на истребитель Як-9, они
приступили к выполнению боевых заданий.
Боевая карьера Мориса началась
крайне неудачно. 8 Июня 1944 года в одном из
первых боевых вылетов он, по ошибке,
атаковал самолет Василия Архипова,
приняв его за вражеский. Архипов - то
видел, что его атакует "нормандец"
! Он передал об этом по радио
своему ведомому, затем пытался
покачиванием крыльев дать понять, что он
- свой. Но Морис Шалль вошел в азард и тут
же сделал второй заход...
Так по нелепому стечению
абстоятельств погиб один из лучших
летчиков 18-го ГвИАП Василий Архипов,
имевший на личном счету более 10
воздушных побед. Это был тяжелый день
для всей дивизии и особенно для летчиков
двух братских полков - 18-го Гвардейского
и "Нормандии".
Пьер Пуйяд, командовавший тогда
французами, никаких оправданий не искал.
Доложив о происшествии командиру 303-й
ИАД Г.Н.Захарову, он негромко, но твердо
сказал: "Мой генерал, скажите, как бы
вы поступили в такой ситуации с
советским летчиком ?" Захаров ответил,
что за подобные ошибки, в наших ВВС,
пилот отправляется в штрафной батальон.
Но он не мог не принять во внимание, что
ошибка совершена молодым летчиком,
совершенно не имевшим боевого опыта.
Однако слишком тяжела была потеря,
Захаров сразу не мог объявить командиру
"Нормандии" свое окончательное
решение. "Только, - попросил Пьер Пуйяд,
- не отправляйте пилота во Францию с этим
позором..."
После некоторых размышлений
было решено оставить французского
летчика в полку - дать ему возможность
искупить свою вину. Морис Шалль доказал,
что он - один из лучших летчиков "Нормандии".
Он сбил в боях 10 вражеских самолетов (по
некоторым источникам - 5 лично и 5 в
составе группы). Ошибку свою искупил, но
моральной вины с себя не снял. Эта первая
и последняя его оплошность, стоившая
жизни советскому летчику, очевидно, в
конце концов, стоила жизни и самому
Морису Шаллю.
До самого последнего дня он
выискивал наиболее горячие точки и как
одержимый лез в гущу схватки. Он
действительно был хорошим летчиком -
среднего пилота при той постоянной
одержимости, с какой он лез в пекло,
сбили бы во втором - третьем бою. Но
сбивал он. Его наградили Орденом
Отечественной войны 2-й Степени, потом - 1-й
Степени.
В боях над Восточной Пруссией
Морис Шалль делал по 4 - 5 боевых вылетов в
день. Он жил как все и вместе с тем,
внутренне, какой-то обособленной жизнью.
Летчик уже давно заслужил уважение
товарищей своей храбростью,
хладнокровной решимостью. За
достигнутые боевые успехи был награжден
Орденом Красного Знамени - одной из
самых почитаемых и ценимых фронтовиками
наград. И после каждого награждения
Морис Шалль начинал воевать еще
яростней.
Он погиб 27 Марта 1945 года,
незадолго до конца войны, когда французы
уже редко несли потери. Никто не знает,
что с ним случилось, - Морис не вернулся с
боевого задания и числится пропавшим
без вести. Его брат, Рене Шалль, сбивший 7
вражеских самолетов, зимой 1945 года был
тяжело ранен и после излечения вернулся
в освобожденную Францию. Судьба же
Морриса Шалля остается неизвестной до
сих пор...