Родился 1 октября 1917 года в городе Сврциновец.
После получения "крылышек" военного летчика летал в составе чехословацких ВВС, принимал участие в словацко-венгерском пограничном конфликте 1939 года (уже понятное дело в словацких ВВС). Летал на Авиа В-534.
Летом 1941 года отправился на Восточный фронт как член 13-й летки.
После фронтовой командировки и отдыха дома командование распределило его в 12-ю летку.
В 1942 году освоил "мессер" и в октябре 1942 года снова оказался на фронте.
О его деятельности на Востоке известно мало, кроме того что он имел 15
подтвержденных побед и награжден самыми высокими германскими и словацкими наградами.
По возвращению с фронта был инструктором в летной школе. Летом-осенью 1944 года принял активное участие в словацком восстании.
2 сентября 1944 года ротмистр Киприч взлетел на
опробование только полученного из мастерских Авиа В-534.
Во время облета он увидел, что вся аэродромная обслуга стала быстро прятаться по укрытиям и понял - немцы бомбят аэродром днем. Однако он огляделся и не увидел вражеских самолетов (а радио для того чтобы связаться с аэродромом у него естественно не было).
Тогда он решил садиться.
Только он зарулил на стоянку как снова тревога. Он взлетел и на этот раз обнаружил противника -
Ju-52, который вроде бы собирался атаковать аэродром. Кавалерийская атака на безоружный самолет и вот он уже догорает недалеко от аэродрома.
Оказалось, что это был венгерский Ju-52 гражданской авиакомпании МАЛЕРТ, совершавший рутинный вылет из Румынии в Венгрию и заблудившийся в облаках.
Сбитый Ju.52
На место вынужденной посадки вскоре пришли жители ближайшей деревни, которые вытащили из огня оставшихся в живых членов экипажа и пассажиров. Вскоре подошли словацкие повстанцы, которые всех вязли в плен.
Три члена экипажа попали в плен и были переправлены в Банска Быстрица. Через некоторое время их решили отправить в концентрационный лагерь. Во время конвоирования группа подверглась атаке одиночной
Fw-189.
Все кинулись врассыпную. Пилоты смогли уйти от погони и добрались к
венгерской границе. Вскоре он добрались до Будапешта.
Это была первая победа словацких мятежников и последняя победа истребителя-биплана в Второй Мировой войне (и наверное вообще в мире).
В 1991 году Франтишек встретился с венгерским летчиком Нёндором Вермесом и пожали друг другу руки.
6 сентября Франтишек вместе с Рудольом Божиком на
Bf.109G-6 сбили немецкий Fw-189.
12 сентября Киприч сам завалил Ju-88 (он снова летал на мессере).
После поражения восстания он эвакуировался в СССР. тут он вступил в
чехословацкую армию, сражавшуюся на Восточном фронте. Он служил инструктором и к концу войны получил звание лейтенанта ВВС РККА.
Всего к концу войны на его счету было 17 сбитых венгерских и германских самолетов (по некоторым данным 8 подтвержденных и 10 неподтвержденных).
Список побед
Дата |
время |
сбитый |
Место |
31.3.43 |
11:30 |
Ил-2 |
Кропоткин |
10.2.43 |
10:10 |
И-153 |
юго-западнее Небердзаевская |
26.3.43 |
11:27 |
Ил-2 |
восточнее Ереванская |
29.3.43 |
16:54 |
ЛаГГ-3 |
западнее Петровская |
19.4.43 |
16:53 |
ЛаГГ-3 |
Черное море, юго-западнее Анапа |
27.4.43 |
16:20 |
Ла-5 |
Крымская |
30.4.43 |
16:20 |
ЛаГГ-3 |
юго-восточнее Крымская |
4.5.43 |
09:02 |
ЛаГГ-3 |
южнее Крымская |
4.5.43 |
09:10 |
ЛаГГ-3 |
северо-западнее Геленджика |
20.6.43 |
16:45 |
Як-1 |
юго-восточнее Абинская |
20.6.43 |
16:54 |
Як-1 |
юго-восточнее Абинская |
30.6.43 |
08:02 |
ЛаГГ-3 |
севернее Славянская |
2.9.44 |
09:30 |
Ю-52 |
Радван |
6.9.44 |
18:10 |
ФВ-189 |
Креминцка |
12.9.44 |
08:30 |
Ю-88 |
севернее Брезно на Хроном |
|