Роберт "Боб" Доу (Rober "Bob" Doe). Всего
побед - 14 лично (плюс 2 в группе). Первая
победа: 15.08.1940 года. Самолет : Hurricane и Spitfire.
Награжден Крестом за летные боевые заслуги
с почетной лентой.
В 1938 году, вскоре после своего
восемнадцатилетия, Боб Доу вступил в
Добровольческий резерв Королевских ВВС.
Он быстро получил допуск к полетам и в
ноябре 1939 года был направлен в 234-ю
эскадрилью, сформированную в Ликонфилде
и оснащенную самолетами типа "Бленхейм"
и "Бэттл". В марте 1940 года все машины
заменили "Спитфайрами". Боб полюбил
свой самолет, что называется, с первого
взгляда. Позднее он описывал первый
полет на "Спитфайре" как величайшее
наслаждение, испытанное им впервые в
жизни, когда машина легко и плавно
ракетой взмыла в небо. В июне 234-ю
эскадрилью перебазировали в Сент-Йовил
в Корнуолле, и там, до перевода в Мидл-Уоллоп
15 августа, она прикрывала с воздуха
морские конвои.
Расхожее представление о летчике, как
о невысоком человеке с большими часами
на руке и еще большим самомнением,
совершенно не подходило Бобу. Ему
довелось стрелять из авиационных
пулеметов всего один раз во время учений
над морем, и после этого он стал считать
себя худшим пилотом в эскадрилье и уже
сомневался, выживет ли он вообще в своем
первом воздушном бою. Днем, сразу по
прибытии в Мидл-Уоллоп, эскадрилья
отправилась на патрулирование
побережья в районе Суониджа. Она летела
в строю обычной V-формации, состоящей из
четырех звеньев по три самолета в каждом.
Причем звенья располагались одно за
другим. Сам Боб Доу позже характеризовал
подобное построение как самое глупое из
всех возможных, так как лишь один пилот
мог смотреть вперед, а все остальные
были заняты тем, что изо всех сил
старались сохранить свое место в боевом
порядке. А хуже всего было то, что
эскадрилья нарушила одно из основных
правил тактики - никогда не летать со
стороны солнца. В итоге, когда самолеты
выполнили разворот и легли на обратный
курс, выяснилось, что последнее звено
куда-то исчезло. Затем потерялись еще
два звена, а оставшееся совершило
вынужденную посадку в районе Шербура.
Никто даже не заметил противника.
Вскоре после этого случая остаток
эскадрильи встретился в воздухе со
смешанным немецким авиасоединением, в
котором имелись и Вf-109, и Bf-110. Командир
звена, в котором служил Боб Доу, Пэт Хьюз
(14 побед) обстрелял "сто десятого" и тут
же отвалил в сторону. Доу, летевший
следом, в свою очередь открыл огонь по
немецкому самолету и стрелял до тех пор,
пока последний не рухнул в море. В
следующее мгновение по нему выпустил
очередь бортовой стрелок еще одного
"сто десятого". Боб Доу приблизился к
врагу сзади и сумел сбить также и его.
Понимая, что ему просто очень повезло, он
в ту ночь пораньше лег в постель, чтобы
все хорошо обдумать. Согласно
общепринятой норме, следовало мгновенно
бросаться в атаку при виде противника,
но Боб с этим был не согласен. Он решил,
что как только увидит тянущиеся к нему
нити трассирующих очередей, то сразу
двинет ручку управления и выйдет из-под
огня. Его также поразила неожиданность,
с которой он оказался в самой гуще
вражеских самолетов. Он не заметил
противника вовремя при полете в плотном
строю, и этому, пожалуй не приходится
удивляться, при нарушении такого строя,
считал Доу, У него появится больше
шансов на выживание.
Затем последовали новые победы, а
вместе с ними росла и уверенность Боба
Доу в своих силах. 18 августа он обнаружил
Вf-109, который занимался расстреливанием
аэростатов заграждения. Доу настиг
противника над морем, приблизился на
расстояние 40 метров и сбил его. Вскоре он
заметил, как в небе раскрылся купол
парашюта. "Я сблизился с ним, подлетев
справа на дистанцию 30-40 метров. Это было
очень странно. Я впервые за все время
видел немца в воздухе. Его вид
преследует меня до сих пор - крупный
человек, круглолицый, со светлыми
волосами. Он опустился ниже. Я оглянулся
и увидел, как он упал в море", - так
вспоминал потом Доу этот боевой эпизод.
Инициативу имеет тот, кто первым видит
противника, и Боб Доу, обладавший
превосходным зрением, пользовался этим
преимуществом на сто процентов. На
основании своего опыта он пришел к
выводу, что лучше всего сразу начинать
атаку, ошеломив врага. Осторожный и
тщательный выбор позиции просто давал
возможность противнику заметить
атакующего. К тому же Доу прекрасно
развил в себе способность видеть
"боковым" зрением - таким умением
владел далеко не каждый.
"Я чертовски хорошо научился видеть
самолеты и быстро замечал их в небе. Ни
за что не увидишь самолет, если смотришь
прямо на него. Самолет можно заметить,
если смотреть на него под углом десять
градусов. Улавливаешь его движение,
отклоняешься еще и еще, и вот ты его уже
поймал".
В начале сентября Боб Доу начал летать
в паре с Аланом Харкером (7 побед). Они
держались в двух сотнях метров друг от
друга и обеспечивали взаимное прикрытие.
Такая тактика отлично срабатывала: уже в
первом вылете Харкер сбил "сто
девятого", севшего "на хвост" Бобу. Но
затем 234-я эскадрилья, в которой осталось
только три старых летчика из двадцати
одного, была возвращена в Сент-Йовил для
отдыха и переформирования.
28 сентября Боб Доу получил назначение
в 238-ю эскадрилью, оснащенную "Харрикейнами".
На этом самолете он продолжал
увеличивать счет своих побед до 10
октября, когда в небе над Пулом его сбил
зашедший сзади Мессершмитт ВГ109. Доу,
раненый в руку и ногу, выбросился с
парашютом. Позднее он вернулся в строй,
но в январе 1941 года в ходе ночного вылета
на его самолете отказал двигатель. При
вынужденной посадке Боб вновь получил
тяжелые ранения. После выздоровления он
с мая 1942 года летал в составе 66-й
эскадрильи и в следующем месяце подбил
Ju88. Это была его последняя победа в
воздушных боях. В последующем он летал
на "Мустанге", затем, в Бирме, снова на "Харрикейне".
Всего за годы войны Боб Доу одержал 14
побед лично, два самолета сбил совместно
с боевыми товарищами и пять самолетов
повредил. В отставку он вышел в 1966 году.
|