Невилль Дьюк (Neville F. Duke).
Победы - 26 лично, 1 в группе, 6
поврежденных самолетов и 1
неподтвержденный. Наилучший результат
побед на Средиземноморском театре
военных действий. Первая победа - 26.05.1941
года. Летал на самолетах Р-40 и Spitfire.
Совершил 486 боевых вылета. Награжден
Орденом за выдающиеся заслуги и Крестом
за летные боевые заслуги с двумя
почетными лентами.
Невилль
Дьюк поступил на службу в RAF в июне 1940
года, после того, как ему отказали в
приеме в военно-воздушные силы флота. В
апреле 1941 года он получил назначение в 92-ю
эскадрилью, где очень многому научился у
своих товарищей, служивших в этом
прославленном подразделении. Вначале он
был ведомым у таких летчиков, как Алан
Райт (11 побед) и Дон Кингаби (21 победа), а
затем стал летать в паре с командиром
авиакрыла Биг-гин-Хилл, "Сейлором"
Мэланом. Естественно, что он много
почерпнул из этого боевого
сотрудничества. Позднее Дьюк вспоминал:
"Однажды я внезапно оказался прямо
посреди целого роя обломков
взорвавшегося Bfl09 и только потом
сообрази, что это Мэлан открыл огонь и
окатил меня настоящим душем из
стреляных гильз и обойм. Понятно, мне
было не очень уютно, так как все эти
штуки вполне
способны пробить фонарь кабины,
повредить винт и даже сделать пробоину в
радиаторе. Ни Сейлор, ни Дон никогда не
летали по прямой в отрыве от основных
сил эскадрильи. Они были настоящими
асами и выжимали из машины все, на что
она способна. Особенно Сейлор. Тот
вообще всегда летал на максимальной
скорости. От таких парней и я очень скоро
научился следить за небом,
маневрировать и не расслабляться до тех
пор, пока не приземлишься".
Одержав две
победы в воздухе, Дьюк был переведен в
Северную Африку, в 112-ю эскадрилью. Но его
первый вылет на "Томахауке" оказался
далек от идеального: при посадке он
сломал обе стойки шасси и приземлился на
"брюхо". К счастью, сам Дьюк при этом не
пострадал. Впрочем, он довольно быстро
укротил свою стальную птицу и даже с
отказавшим коллиматорным прицелом
сумел сбить BH09F. 30 ноября его самолет был
отправлен к земле немецким асом Отто
Шульцем. открывшим огонь с углом
упреждения 90 градусов. Еще через пять
дней Дьюка снова сбил "сто девятый".
Впрочем, личный счет британского пилота
тоже неуклонно возрастал, и до конца
своего пребывания в эскадрилье он
одержал еще четыре победы - три на "Томахауке"
и одну на "Киттихауке". После небольшого
"отдыха", в течение которого Дьюк
выполнял обязанности инструктора, он
возвратился в 92-ю эскадрилью, оснащенную
истребителями "Спитфайр VB". В январе 1943
года воевал уже в Тунисе. Именно там он
оказался наилучшим снайпером среди всех
союзных летчиков, уничтожив 14 вражеских
самолетов.
В небе Италии Невилль Дьюк командовал
145-й эскадрильей и довел свой счет до 26
побед. Кроме того, два самолета он сбил в
группе, шесть повредил и имел две
неподтвержденные победы. После войны
Дьюк стал летчиком-испытателем фирмы "Хоукер"
и 7 сентября 1953 года установил новый
мировой рекорд скорости на
модернизированном истребителе Хоукер
"Хантер".