Эдгар Джеймс "Коббер" Кейн (Edgar James "Cobber"
Kain). Всего побед -
16 (плюс один самолет повредил). Первая
победа: 08.11.1939 года. Самолет : Hurricane. Погиб в
воздушном бою над Францией 06.06.1940 года.
Награжден Крестом за летные боевые заслуги.
Новозеландец
Коббер Кейн стал первым асом
Королевских ВВС в годы Второй мировой
войны. Находясь на службе в 73-й
эскадрилье, оснащенной истребителями "Гладиатор",
он отличился еще в 1938 году, блестяще
выполнив комплекс высшего пилотажа во
время празднования дня ВВС Империи в
Хендоне. Получив на вооружение "Харрикейны",
73-я эскадрилья в сентябре 1939 года была
отправлена во Францию.
Вначале воздушных боев было мало, но 8
ноября Кейн обнаружил в небе
разведывательный самолет Дорнье Dol7P из
отряда 1(0/123. Подбитая немецкая машина
камнем полетела к земле, а Коббер Кейн
продолжал ее обстреливать и вышел из
пике в самый последний момент - за
несколько мгновений до того, как "Дорнье"
врезался в землю неподалеку от Меца. Это
была первая победа в эскадрилье, а через
пару недель британский летчик сбил еще
один "Дорнье".
В течение последующих трех месяцев
война в воздухе велась вяло, и Кобберу
пришлось ожидать следующего успеха до 2
марта 1940 года. В этот день пара "Харрикейнов"
вылетела на боевое патрулирование. С
высоты 6000 метров английские летчики
заметили над Тионвиллем семь Хейнкелей He-111,
идущих значительно выше, и начали
преследование. Увлекшиеся предстоящей
атакой британские пилоты тут же
подверглись нападению сверху и сзади
нескольких Мессершмиттов ВП09 из III/JG53.
Коббер Кейн резко ушел вправо, и его
противник промахнулся. Совершив
разворот, британец открыл ответный
огонь, игнорируя трассы другого
немецкого истребителя, которые также
прошли мимо. Пристроившись в хвост "Мессершмитту",
Кейн выпустил три пулеметные очереди и
был вознагражден тем, что увидел, как
немецкий самолет, окутавшись дымом,
провалился вниз. Между тем он вновь
забыл о собственной безопасности, и враг,
оказавшийся у него сзади, не упустил
этой возможности. Кабина "Харрикейна"
наполнилась дымом, а мотор заглох.
Противником Кейна оказался, по всей
видимости, Вернер Мельдерс, ас люфтваффе
и один из лучших немецких пилотов. Итак,
в горящей машине с неработающим
двигателем Коббер Кейн оказался над
вражеской территорией. К счастью, ему
удалось сбить пламя, и он сумел каким-то
образом дотянуть на своем искалеченном
истребителе до линии фронта, вынужденно
приземлившись на французском аэродроме.
26 марта Коббер вновь едва не погиб, и
только чудо спасло его, когда,
возглавляя звено из трех "Харрикейнов",
он опять встретился в воздухе с
немецкими летчиками из группы III/JG53.
Невзирая на численное превосходство
врага, Кейн немедленно бросился в атаку
и записал на свой боевой счет еще двух "109-х"
- таким образом, он стал первым пилотом
RAF, добившимся почетного звания "ас". Но
тут же получил повреждение и его "Пэдди"
(Кейн всем своим самолетам давал такое
название). Снаряд пробил фонарь кабины,
двигатель загорелся, а сам английский
летчик был ранен в ногу. На этот раз
шансов спастись практически не было -
пилот находился на грани потери
сознания И все же Коббер Кейн сумел
выброситься с парашютом, упал на
нейтральной полосе и, превозмогая боль,
добрался до линии французских окопов.
За семнадцать дней после начала
немецкого наступления на Западном
фронте Кейн довел список своих побед до
И. Его называли типичным охотником-одиночкой,
который часами мог выслеживать свою
добычу - какой-нибудь разведывательный
Хеншель Hs-126, - чтобы увеличить с его
помощью свой лицевой счет. Но, вероятно,
это утверждение было далеко от истины.
Как и другие летчики того времени, он
вступал в бой при первой возможности. В
списке его побед числятся, в основном, "Дорнье"
и "Мессершмитты". Есть там, правда, два Hs-
126, но нет ни одного Ju-87 или He-111.
Порывистый и импульсивный по натуре,
Коббер Кейн особенно не мудрствовал при
ведении воздушного боя. Не обращая
внимания на то, насколько выгодна его
собственная позиция, он атаковал все,
что видел, почти не задумываясь при этом
об успехе затеянной атаки. 6 июня Коббера
отозвали в Англию для того, чтобы он мог
отдохнуть от боевых действий. Взлетев с
авиабазы Эшемайн, Кейн принял свой
последний бой на малой высоте. Удача ему
изменила, и самолет первого британского
аса врезался в землю. Пилот погиб, имея
на своем счету 16 побед.
|