Кюести Кархила (Kyosti Keijo Ensio Karhila) родился 2
мая 1921 г. в г. Раума (Rauma), расположенном на побережье Ботнического
залива. Его отец в звании сержанта в составе Белой армии под командованием
генерала Маннергейма принимал участие в гражданской войне. В 1922 г. семья
переехала в Пори. Когда Кюёсти было шесть лет, его мать умерла. Через
некоторое время отец снова женился, и воспитанием мальчика занималась уже
мачеха.
Зимой 1932 г. финская авиация устроила в Пори авиашоу,
используя в качестве взлетной полосы замерзшую р. Кокемяйоки (Kokemajoki),
протекавшую через город. Именно тогда десятилетний Кюёсти впервые близко
увидел самолеты и, наблюдая за фигурами, которые они выполняли в воздухе,
решил, что станет летчиком.
После того как в Пори при местном отделении гражданской
гвардии был создан авиаклуб, Кархила сразу вступил в него. Национальная
ассоциация авиаклубов подарила клубу в Пори несколько немецких планеров "Грюнау"
("Grunau"), и Кархила все свое свободное время проводил, участвуя в их
сборке. Летом 1938 г. он был допущен к полетам и спустя месяц получил
сертификат пилота планера.
Налетав достаточное количество часов на планерах,
Кархила летом 1939 г. получил право пройти курсы пилотирования самолетов,
которые были организованы на аэродроме Йоройнен, в 16 км южнее г. Варкаус.
Все курсанты были еще гимназистами, но самолеты и инструкторы были
предоставлены военной авиацией. На учебных самолетах V" "Viimas" и "etov "Smolik"
Кархила налетал тогда 35 часов.
После того как 30 ноября 1939 г. началась Зимняя война,
Кархила был призван на военную службу и 6 декабря прибыл в авиашколу ISK
на аэродроме Каухава.
В начале марта 1940 г. Кархила был включен в группу из
тридцати пяти курсантов, которым предстояло отправиться в Англию. Там они
должны были освоить истребители "Харрикейн" и затем на них вернуться в
Финляндию. Все уже были готовы к отъезду, когда 13 марта было объявлено о
подписании мирного соглашения между Советским Союзом и Финляндией. В
результате курсанты были распределены по различным учебным эскадрильям.
Кархила прибыл в T-""v35, которая базировалась на
аэродроме Парола (Parola), в 7 км северо-западнее г. Хямеэнлинна. Там он
летал на истребителе "Булльдог", тренируясь в стрельбе по воздушным и
наземным целям. Осенью 1940 г. Кархила был направлен на пятимесячные курсы
офицеров резерва.
18 марта 1941 г. младший лейтенант Кархила прибыл в
""v32 капитана Эркки Хейниля, которая базировалась на аэродроме Хювинкя, в
45 км севернее Хельсинки. Он был включен в состав l/""v32 под
командованием капитана Пааво Берга.
Первоначально Кархила летал на старом "Фоккере" D.XXI,
но 10 июля ""v32 была переброшена на аэродром Утти, где получила
истребители "Хок" 75А. 1 августа эскадрилья прибыла на аэродром
Лаппенранта, действуя откуда, принимала участие в боях над Карельским
перешейком.
10 августа во время патрульного полета на "Хоке" 75А
CU-560 младший лейтенант Кархила одержал свою первую победу, сбив в 17.45
истребитель И-16. 17 сентября в районе Сестрорецка он сбил МиГ-3, записав
на свой счет уже пятую победу.
Всего же в 1941 - 43 гг. младший лейтенант Кархила сбил
на "Хоке" 75А тринадцать самолетов и стал одним из самых результативных
среди финских пилотов, летавших на этих самолетах. Его опередил только
лейтенант Калеви Терво, имевший на своем счету 15,5 победы на "Хоке" 75А.
20 апреля 1943 г. Кархила был переведен в "e"v34 и
включен в 2/"e"v34 капитана Лахтелы. В тот же день ему было присвоено
звание лейтенанта. Уже 4 мая в ходе вылета на Bf-109G-2 MT-214 он одержал
свои первые две победы в составе "e"v34.
16 февраля 1944 г. капитан Лахтела был переведен в
H"e"v30 майора Хассинена, которая базировалась на аэродроме Весивехмаа, в
нескольких километрах восточнее Лахти. Он был назначен командиром
2/H"e"v30, и уже 6 марта в состав его звена вместе с "Мессершмиттами"
вошли все пилоты 2/H"e"v34, включая лейтенанта Кархилу.
После начала советского наступления на Карельском
перешейке многие пилоты были переведены обратно в H"e"v34, в т. ч. 15 июня
вернулся туда и Кархила.
28 июня 1944 г. тяжелое ранение получил капитан Ханс
Винд, и в тот же день лейтенант Кархила был назначен вместо него
командиром 3/H"e"v24. Это было довольно необычное для финской авиации
назначение, поскольку командные должности в ней могли занимать только
кадровые офицеры, окончившие офицерское училище, а Кархила таковым не был
и имел звание лейтенанта резерва.
Летая на Bf-109G-6/R6 MT-461, лейтенант Кархила до 20
июля одержал в боях в районе Виипури восемь побед, в т.ч. 10 июля он сбил
Як-9 и Ла-5, а 11 июля - еще один Ла-5. 21 июля 1944 г. он был назначен
командиром 2/H"e"v30 и уже в этой должности встретил окончание боевых
действий.
Всего в 1941 - 44 гг. лейтенант Кархила совершил 304
боевых вылета и одержал 32 победы.
14 ноября 1944 г. Кархила среди прочих
пилотов-резервистов уволился в отставку. Поскольку он стал военным
летчиком прямо со школьной скамьи, ему было необходимо решить, что делать
дальше. Кархила нашел работу в деревообрабатывающей фирме, но скоро стало
ясно, что это не для него.
В 1945 г. правительство Финляндии объявило набор на
курсы гражданских авиадиспетчеров и Кархила оказался среди тех, кто был
принят. В этом ему помогли наличие летного опыта и знание немецкого и
шведского языков. После завершения обучения Кархила работал
авиадиспетчером сначала в Пори, а затем в Турку.
Однажды осенью 1946 г. в Турку он встретился с Олли
Пухаккой, который вместе с ним служил в H"e"v34, а теперь летал на Ju-52/Зт
авиакомпании "Финнэйр". Пухакка сказал, что вечером должен вылететь в
Пори, а на следующее утро вернуться в Турку, и предложил Кархиле полететь
вместе с ним.
Во время полета Пухакка позволил своему товарищу сесть
за штурвал "Юнкерса" и, убедившись, что тот не утратил своих летных
навыков, посоветовал ему попробовать поступить на работу в их
авиакомпанию. Как раз в это время "Финнэйр" купила несколько самолетов
DC-3 и ей требовались пилоты для них.
Кархила последовал совету и 1 марта 1947 г был принят в
авиакомпанию "Финнэйр", в которой затем проработал более двадцати шести
лет Первоначально он летал на DC-3 в качестве второго пилота, но уже год
спустя стал командиром экипажа.
Хотя в 1973 г. Кархила официально вышел на пенсию с
должности пилота-инспектора авиакомпании "Финнэйр", он еще до 1985 г летал
в качестве пилота на чартерных рейсах и на частных реактивных самолетах.
BF-109G,
л-т Кархила, 1944 год.