Исаму Касииде. Одним из
самых удачливых "охотников за В-29" был
Исаму Касииде, награжденный в числе
немногих японских летчиков орденом "Букосе".
Свои первые победы он одержал во время
военного конфликта на реке Халхин-Гол,
летая на одномоторном армейском
истребителе Ю 27. Всего на его счету было
семь сбитых советских самолетов.
Начало Тихоокеанской
кампании Касииде встретил в составе 4-го
полка, размещенного на Формозе и
оснащенного все теми же устарелыми Ki 27.
Полк недолго участвовал в сражениях за
Филиппины - вскоре он был выведен из
военных действий и возвращен в Японию. В
середине 1943 года эта авиачасть получила
новые самолеты - двухмоторные
истребители Ki 45 "Торю" ("победитель
драконов"). Мощное вооружение из двух
пушек калибра 37 и 20 мм в носовой части
фюзеляжа и протек-тированные топливные
баки сделали эту машину популярной
среди экипажей. В качестве истребителя
сопровождения этот самолет был довольно
тяжеловат, но он вполне эффективно мог
противостоять американским
четырехмоторным бомбардировщикам.
В боях с В-29 Исаму Касииде
выработал свою, особую тактику, которой
делился со своими товарищами. Он говорил:
"В-29 оснащен 13 пулеметами.
Если атаковать его с передней полусферы,
то в твою сторону будут развернуты 10 из
них. Я всегда делал заход спереди и
нападал первым. Враг немедленно
открывал шквальный огонь, а это очень
неприятно, когда попадаешь в прицел.
Если сдавали нервы, я закрывал глаза и
считал до трех..."
Открыв глаза и оказавшись
в непосредственной близости от
противника, Касииде немедленно нажимал
на гашетку пушек, а затем резким
пикированием уходил вниз. 27 января 1945
года, в небе над Токио, он влепил
подобным образом очередь 37-мм снарядов в
В-29 из 499-й бомбардировочной группы США.
Лишь один штурман Р. Хэллоран сумел
покинуть падающий самолет с парашютом.
27 марта Касииде,
стремительно атаковав над островом Кюсю
американские "Суперкрепости", заявил
целых три победы в одном бою, за что
получил знак отличия. Всего к моменту
окончания военных действий на счету
Исаму Касииде было 26 уничтоженных
четырехмоторных бомбардировщиков, и
историки до сих пор спорят относительно
достоверности этих результатов. Хотя
однозначно подтверждены только семь
сбитых В-29 японского аса, это отнюдь не
умаляет его заслуг как храброго пилота,
пережившего войну.