Нильс Эдвард Катаяйнен родился 31 мая 1919 г. в Хельсинки. С юных лет он мечтал об авиации и к моменту окончания гимназии уже был достаточно квалифицированным пилотом планера. После начала
Зимней войны Катаяйнен был призван на военную службу и в 1940 т. направлен в истребительную авиашколу.
18 июня 1941 г. младший сержант Катаяйнен прибыл в ""v24 и был включен в состав 3/""v24 лейтенанта Кархунена в качестве ведомого старшины Лаури Ниссинена. Один из первых тренировочных вылетов
Катаяйнена едва не завершился катастрофой. Сразу после взлета у его "Брюстера" неожиданно отвалилось колесо одной из основных стоек шасси. Тем не менее Катаяйнену удалось благополучно посадить
истребитель, и через неделю он был уже отремонтирован.
Свою первую победу младший сержант Катаяйнен одержал 28 июня, сбив бомбардировщик СБ. Однако и его "Брюстер" получил попадание в двигатель, и Катаяйнен был вынужден прервать вылет и вернуться
на аэродром.
Днем 12 августа шесть "Брюстеров" из 3/""v24 в ходе получасового боя с двадцатью И-153 одержали девять побед. Сбив два самолета, Катаяйнен увеличил общее число своих побед до пяти, и в тот же
день ему было присвоено звание сержанта. 26 сентября в бою в районе Петрозаводска сержант Катаяйнен записал на свой счет еще один И-153, который стал его последней победой в 1941 г.
Brewster BW-368 Катаяйнена, осень1941 года.
9 марта 1942 г. в районе оз. Выгозеро он сбил СБ и МиГ-3, а 14 марта в ходе патрульного вылета в районе между Онежским озером и г. Беломорском - еще один МиГ-3. 12 апреля Катаяйнен получил
звание старшего сержанта.
25 июня в ходе 15-минутного боя в районе г. Сегежа - оз. Сег-озеро "Брюстеры" из 3/"e"v24 сбили четыре "Харрикейна" из 609-го ИАП. Один истребитель был на счету старшего сержанта Катаяйнена,
одержавшего свою десятую победу.
1 августа истребители 3/"e"v24 перебазировались из Кондопоги на Карельский перешеек - на аэродром Рёмпётти, в районе г. Койвисто. В боях над восточной частью Финского залива Катаяйнен сбил
еще три советских истребителя: 14 августа - "Харрикейн", а 16 августа - два И-16.
9 сентября 1942 г. старший сержант Катаяйнен, имевший на своем счету уже тринадцать побед, был неожиданно отозван из "e"v24 и направлен в учебную эскадрилью для переподготовки в качестве...
пилота двухмоторного самолета. 18 октября он был включен в состав "e"v6 и совершал на трофейном СБ патрульные полеты над Финским заливом.
Весной 1943 г. Катаяйнену удалось добиться, чтобы его перевели обратно в истребительную авиацию, и 19 апреля он вернулся в 3/"e"v24. В течение мая в боях в районе о. Суурсаари и о. Сейскари
старший сержант Катаяйнен, снова летая на "Брюстере-239", одержал три победы: 9 мая на его счету был Як-7, 18 мая - Як-1 и 20 мая-Ла-5.
6 июня 1943 г. в ходе боя в районе Кронштадта его "Брюстер" получил попадание 20-мм снаряда. Катаяйнен был ранен в ногу, но тем не менее смог дотянуть до своего аэродрома.
23 сентября в 13.30 четыре "Брюстера" из 3/"e"v24 и четыре Bf-109G-2 из !/"e"v34 в районе Шепелевского маяка встретились с двадцатью истребителями из 4-го Гв. ИАП ВВС БФ. В ходе боя, по
финским данным, были сбиты пять Ла-5 и три Як-1. Среди тех, кто одержал победы, был и старший сержант Катаяйнен.
На следующий день - 24 сентября - Катаяйнену было присвоено звание старшины.
С15 ноября 1943 г. "e"v24 базировалась на аэродроме Суулаярви, в 50 км юго-восточнее Виипури. Там же находилась и 1/"e"v34, чьи Bf-109G-2 действовали совместно с "Брюстерами", обеспечивая им
прикрытие в ходе боевых вылетов. Весной 1944 г. стало ясно, что в ближайшее время "e"v24 также будет оснащена "Мессершмиттами", и потому отдельные пилоты эскадрильи начали совершать
тренировочные вылеты на самолетах !/H"e"v34. 21 марта 1944 г. такой вылет на Bf-109G-2 MT-239 должен был выполнить старшина Катаяйнен. Однако во время разбега истребитель неожиданно накренился
и, зацепив концом крыла землю, перевернулся. Несмотря на то, что "Мессершмитт" был полностью разрушен, Катаяйнен отделался легкими травмами.
В течение апреля-мая 1944 г. H"e"v24 была вооружена истребителями Bf-109G-2, полученными из H"e"v34. 2 июня в ходе одного из боев над Финским заливом "Мессершмитт" старшины Катаяйнена получил
несколько попаданий, а сам Катаяйнен был ранен. Несмотря на то, что он имел право на отпуск для полного восстановления после ранения, уже 21 июня Катаяйнен вернулся в 3/H"e"v24.
23 июня в ходе двух вылетов он в боях в районе Виипури сбил три советских самолета. В течение 26 июня на счету Катаяйнена были еще три победы, одержанные в районе Виипури-Тали.
Утром 3 июля звено "Мессершмиттов" во главе с командиром 3/H"e"v24 лейтенантом Кархилой во время патрулирования в районе Тали - Ихантала встретило группу из пятнадцати Ил-2 из 448-го и 872-го
ШАП, которую сопровождали десять Ла-5. В ходе боя, по финским данным, были сбиты три штурмовика и четыре истребителя. Старшина Катаяйнен одержал четыре победы, но и его Bf-109G-8 MT-462 также
был подбит и совершил вынужденную посадку "на брюхо".
Через день, 5 июля, восемь истребителей из H"e"v24 в районе Койвисто встретили десять Ил-2 из 13-й ОАЭ ВВС БФ, летевшие под прикрытием двенадцати Як-9 из 13-го КИАП. Одно звено
"Мессершмиттов", атаковав штурмовики, сбило два из них, а другое в бою с истребителями сбило три самолета. Один Як-9 был на счету старшины Катаяйнена, летавшего в тот день на Bf-109G-6 W. Nr.
165461 МТ-476. Однако, едва он успел одержать свою очередную победу и, как вскоре оказалось, последнюю, в его "Мессершмитт" попал один-единственный 20-мм снаряд. Он взорвался точно позади
бронезаголовника пилота и почти пробил его.
Получив сильнейшую контузию, Катаяйнен в полубессознательном состоянии дотянул до аэродрома Л аппенранта, где с ходу попытался совершить посадку "на брюхо". Ударившись о землю на скорости
около 500 км/ч, "Мессершмитт" пролетел еще более двухсот метров, прежде чем снова коснулся земли. Пролетев еще некоторое расстояние, он "зарылся" носом и перевернулся. Двигатель сорвало с рамы,
и истребитель, подняв облако пыли, остановился.
Спасательная команда, прибывшая на место катастрофы, нашла недалеко от обломков "Мессершмитта" лежащего без сознания Катаяйнена, Видимо, в последний момент его выбросило из кабины. Он был
весь в крови, со сломанными рукой и обеми ногами, но все-таки живой. 5 июля 1944 г. война для старшины Нильса Катаяйнена закончилась.
Всего в 1941 -44 гг. он совершил 196 боевых вылетов, и на его счету было 35,5 победы.
10 ноября старшина Катаяйнен был демобилизован, а 21 декабря 1944 г. он был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (Mr. 170). Нильс Катаяйнен стал единственным человеком среди
летчиков-истребителей, удостоенных этой высшей военной награды Финляндии, который получил ее уже не состоя на действительной военной службе.
Несколько лет после демобилизации Катаяйнен занимался малым бизнесом, после чего вплоть до своего выхода на пенсию в 1982 г. работал в юридическом департаменте мэрии Хельсинки.
Нильс Эдвард Катаяйнен умер 16 января 1997 г. в возрасте 77 лет.
Bf-109G, л-к Катаяйнен, 1944 г.