Лидирующее
место среди асов армейской авиации
Японии занимает майор Ясухико Курое (Yasuhiko
Kuroe). Опытный пилот и наставник, он
выступал не только в роли летчика-испытателя,
но и командовал одним из самых
результативных истребительных полков
японской армии.
Родился Курое в 1918 году в семье
пехотного офицера. После окончания
военного училища летчиков, он в ноябре
1938 года был направлен в 59-й полк,
размещенный в центральном Китае. Освоив
истребитель Накадзима Ki 27, Курое в
следующем году принял участие в боевых
действиях на реке Халхин-Гол и в
середине сентября сбил первые два
самолета - ими оказались истребители И-15.
После возвращения в Японию в 1941 году,
будущий ас некоторое время работал
инструктором летного училища, а затем, в
сентябре, получил назначение в 47-ю
отдельную авиароту, созданную для
войсковых испытаний нового истребителя
Накадзима Ki 44 "Секи". В конце месяца эта
часть, имея на вооружении два прототипа
и семь самолетов опытной серии, убыла в
Юго-Восточную Азию. Ki 44 участвовали в
боях над Малайей, Бирмой и Сингапуром.
Хотя скоростные характеристики
истребителя были неплохими, у пилотов
сложилось невысокое мнение об этом
самолете - слишком много ограничений
было наложено на выполнение фигур
высшего пилотажа, и к тому же "Секи" был
непрост в управлении. Тем не менее, Курое
сбил на этом самолете три английских "Харрикейна".
В 1942 году Курое был переведен в 64-й полк
и, после гибели Татео Като, возглавил это
подразделение. Летая на истребителе Ki 43,
он одержал 22 воздушные победы. В
сентябре 1943 года японский летчик
внезапно атаковал и сбил американский
разведывательный "Лайтнинг". Вражеский
пилот даже не успел понять, что на него
напали, как приборная доска самолета
разлетелась вдребезги и кабина
наполнилась дымом. Пришлось срочно
покидать машину с парашютом.
В ноябре того же года Курое первым на
Тихом океане сумел уничтожить
истребитель-бомбардировщик "Москито" PR
IX, выполнявший разведывательный полет
над Рангуном. 10 декабря он более 40 минут
преследовал над морем другой самолет
этого типа. После нескольких очередей
пулеметы у Курое отказали, однако,
имитируя атаку, он заставил английскую
машину с поврежденным левым двигателем
развернуться в сторону побережья. На
бреющем полете оба самолета пронеслись
над сушей, но в этот момент английский
летчик не справился с управлением, и его
"Москито" врезался в дерево и взорвался.
"Было очень жаль, что так получилось", -
вспоминал позднее Курое.
В начале 1944 года японский ас был
отозван с фронта и назначен на должность
летчика-испытателя армейского центра.
Его задачей было облетывание новых
моделей истребителей, предназначенных
для борьбы с американскими
четырехмоторными "сверхкрепостями" В-29.
Курое не только испытывал опытные машины, но и сражался на них. Например,
25 марта 1944 года он сбил два В-29 на
двухмоторном истребителе Ki 102,
вооруженном одной 37-мм и двумя 20-мм
пушками. В ночь на 23 мая список его побед
пополнили еще две "сверхкрепости",
уничтоженные огнем бортового оружия
одномоторного истребителя Ki 84.
Всего Курое одержал за время военных
действий 51 воздушную победу. Он трижды
был ранен и три раза покидал горящую
машину с парашютом.
После окончания войны Курое
командовал эскадрильей реактивных
истребителей японских сил самообороны и
был произведен в генералы. В 1965 году он
утонул во время рыбалки.