Витольд Лановский родился в 1915 в городе Львов. Вскоре после рождения
его семья переехала в Закопаны, где его отец работал директором банка.
После окончания средней школы Лановский переезжает во Львов,
чтобы продолжить обучение в 9-ой естественно-математической гимназии.
Здесь же он начал и свои первые полеты в аэроклубе. В 1935 Витольд
был зачислен в Военную Авиационную Школу в Деблине. После выпуска его в
числе лучших учеников оставили здесь же инструктором.
Витольд Лановский со своей женой
Пенни на фоне "Тандерболта"
|
Лановский не был в боевых действиях в сентябре 1939 г. Он сделал лишь один
боевой вылет для прикрытия аэродрома. Чтобы избежать пленения всю деблинскую
школу (кадетов, инструкторов, механиков) эвакуировали в южную Польшу. 17
сентября за несколько часов до пересечения румынской границы, их взяли в
плен советские войска.
Но Лановский и несколько его друзей, сумели "отстать" от колонны пленных
и 27 сентября они прибыли в Румынию. Через месяц он отправился во
Францию, где создавались новые польские ВВС.
К сожалению, Лановский не участвовал в воздушной войне во Франции.
Он сразу же стал критиковать французские военные власти. За это в мае 1940
он был арестован. В июле 1940 года во время хаоса отступления всем было
не до арестантов и он смог благополучно перебраться в Великобританию.
Начальную переподготовку на новую для него технику Лановский прошел в апреле 1941.
В ноябре он был направлен в состав 308 Польской Эскадрильи "Город Краков".
В январе 1941 он был переведен в 317 Польскую Эскадрилью "Город Вилно" и
наконец в декабре 1942 он попал в 302 истребительную эскадрилью
"Город Рознан", где стал лидером звена. Но и тут он не смог продержаться
долгое время, так как очень быстро успел перессориться со всеми
мало-мальски значимыми лицами в польском правительстве в изгнании.
Его склочный характер в очередной раз поставил его в затруднительное положение.
И в начале марта 1944 года его направили в состав
Военно-воздушных Сил США,
где существовала особая польская группа, которая считалась своего рода специальным видом
убежища для наиболее беспокойных польских пилотов, таких например как Болеслав
Гладиуш и Стефан Ласкевич. И вскоре Лановский стал лидером этой группы.
К этому времени, Лановский сделал 98 боевых вылетов в составе польских ВВС
без воздушных побед.
Первое назначение Лановского в ВВС США стала 335-я разведывательная эскадрилья,
а позже 354-я истребительная, базировавшаяся в Бокстэде (Англия). Это было
первое подразделение, вооруженное новыми истребителями Р-51 "Мустанг".
Здесь он получил прозвище от американских друзей - "Ланни". Вскоре Лановского
перевели в 8-ю Воздушную Армию, 61-ю истребительную
эскадрилью 56-ю Истребительная Группа, где он летал на P-47 "Тандерболт".
В 1944 он одержал 4 воздушные победы. Первая была записана 22 мая 1944,
он сбил немецкий FW 190. Прошло чуть больше месяца и 27 июня, он сбивает Bf 109.
5 июля, в бою над французским городом Коншез, он сбивает еще один Bf 109.
До четвертой победы (снова Bf 109), ему оставалось еще пять месяцев. Она была
одержана 18 ноября 1944.
Всего за время Второй Мировой Войны Лановский сделал 179 боевых вылетов,
последний был 19 апреля 1945.
После войны Лановский не вернулся на родину как поступило большинство польских
пилотов, а остался служить в ВВС Великобритании (RAF). 13 мая 1955 года,
совершая полет на реактивном "Веноме", он потерпел аварию на аэродроме
Фассбург в Германии. Ему потребовалось одиннадцать
месяцев госпитализации и пластической хирургии на лице для полного выздоровления
(и видимо с этим связано отсутствие фотографий Лановского более позднего
периода).
После выписки из больницы Ланновский вернулся на службу и оставался там на
протяжении еще двух лет.
В 1962 году, Лановский решает принять участие в гражданской войне в Катанге
(мятежной провинции Конго) - в составе подразделения наемников,
организованных другим известным польским асом Яном Зумбахом. Два
года прошло в чрезвычайно опасной обстановке, летали в очень тяжелых условиях.
Но несмотря на это практически не было потерь личного состава.
После того как ВВС мятежников были уничтожены, Лановский возвратился через
Анголу в Великобританию. Несмотря на специфику своей "работы", наемник
Лановский не сколотил состояния во время боев в Африке. Можно сказать, что
он (как и множество настоящих "асов") летал из "любви к
искусству".
По последним сведениям Лановский проживал в Эссксе (Великобритания).
Самое интересное, что по официальной польской статистике победы Лановского
ограничены двумя сбитыми самолетами, засчитанные
на протяжении его службы в
ВВС Польши, а победы в ВВС США не были добавлены к его предыдущим победам.
P-47 M-1, "421108 61-й ИЭ, 56-я ИАГ, 8-я ВА, капитана
Витольда Лановского. Эта окраска датируется началом 1945. Обратите внимание
на личную эмблему пилота.
|