Франко Луччини родился в день Рождества 1914 г., в 1935 г. поступил на летные офицерские курсы
Regia Aeronautica, в 1936 г. получил "крылышки" военного летчика. В 1937 г. Луччини отправился добровольцем в Испанию. Под
фамилией Ланиджиано он воевал на стороне Франко в составе знаменитой эскадрильи "Asso di Bastoni" из
XXIII группы. В Испании Луччини один самолет республиканцев сбил достоверно и два вероятно. Правда и самому пилоту пришлось
дважды воспользоваться парашютом. Первый раз Луччини приземлился на территории, контролируемой франкистами, второй попал к республиканцам, после чего просидел шесть месяцев в тюрьме
Валенсии.
По возвращению в Италию Луччини направили для дальнейшего прохождения службы в 4
Stormo (4 и 1 Stormi традиционно считались элитными в
Regia Aeronautica). Соединение перед войной базировалось на расположенном в предместье Тобрука аэродроме Т2. Луччини получил назначение в 90ю
эскадрилью 10й группы капитане Маджини. Первый боевой вылет группа совершила 14 июня 1940 г. Первую победу группы английский "Гладиатор" "поделили" между четырьмя пилотами: Маджини,
Гуидуччи (ближайший друг Луччини со времен Испании), Чиолетта и Луччино. Интересно, что RAF в этот день, согласно британским
документам, не потеряли ни одного самолета вообще.
Неделей позже Луччини досталась куда более жирная, чем жалкий маленький "Гладиатор", добыча. В рутинном
патрульном полете итальянец обнаружил и сбил огромную хорошо вооруженную летающую лодку "Сандерленд" из 230й эскадрильи RAF.
Собственно, Луччини добил гидросамолет. Первыми его атаковали двое пилотов из 2 Stormo. "Сандерленд" успешно "проглотил"
попавшие в него пули и спокойно продолжил выполнять задание на разведку подходов к Тобруку. Затем летающую ледку обстрелял сержант Степпи из 84й эскадрильи, лишь потом финальную точку
поставил Луччини. Поврежденный гидросамолет совершил вынужденную посадку в море рядом с акваторией порта Бардия, экипаж "Сандерленда" попал в плен.
MC.200 тененте Франко Лучини, август 1941 г.
"Сандерленд" считается первой победой Луччини во второй мировой войне. До конца своей первой командировки в
Северную Африку он сбил еще два самолета "Харрикейн" и "Гладиатор". В начале 1941 г. 4 Stormo после перевооружения на
С.200 перебросили на Сицилию для участия в мальтийских рейдах. В ходе этой кампании Луччини подтвердил свою репутацию опытного воздушного бойца и прирожденного лидера: с июня по сентябрь он
сбил четыре "Харрикейна".
Мальтийская кампания едва не стала последней в карьере пилота. Луччини и еще нескольким летчикам изза
навигационной ошибки пришлось садиться на вынужденную посадку на небольшой остров Устика. При посадке Луччини серьезно ранил лицо и повредил одну руку. Летчик надолго вышел из строя.
Осенью 1941 г. 4 Stormo пересел на
С.202, "отремонтированный" Луччино получил возможность показать в деле возможности нового истребителя фирмы Макки. 1 декабря его назначили командиром 84й эскадрильи. В апреле ведомая
Луччини эскадрилья приступила к сопровождению бомбардировщиков в ходе налетов на Мальту. 5 и 15 мая Луччини сбил по "Спитфайру".
В конце мая 4 Stormo вновь появился в
Северной Африке чтобы поддержать летнее наступление Роммеля. С 4 июня по 3 сентября 1942 г. Луччини сбил девять самолетов (четыре "Киттихаука", два "Спитфайра", два "Харрикейна" и "Бостон"). 20
октября комэск сбил Р40, а через четыре оказался сбитым сам. Луччини получил тяжелые ранения, и его срочно отправили в Италию на лечение. 4 Stormo
вернулась в Италию через два месяца после отправки Луччини домой.
MC.202 (MM7720) Франко Луччини, Северная Африка, 1942 год
Весной 1943 г. и Луччини, и всю 4 Stormo
можно было вновь встретить на фронте. В июне Луччине назначали командиром 10й группы, которая тогда базировалась на Сицилии в районе Катаньи. Последнюю победу ас одержал 5 июля,
сбив один "Спитфайров" истребительного прикрытия американских "Крепостей" из 99й бомбардировочной авиагруппы US AIR FORCE,
которые наносили удар по Гербини. Через несколько секунд после того как Луччини сбил британский истребитель, он сам стал жертвой его С.202 сбили стрелки В17. Тело Луччини нашли через два
дня среди обломков самолета.
Через несколько минут после гибели Луччини погиб еще один ветеран Испании
sottotenente Леонардо Ферулли, ас с 21 победой. В одном боевом вылете Regia Aeronautica
потеряла второго и третьего по результативности аса.
Один из летчиков много летавших на боевые задания с Луччини вспоминал: "Он всегда был готов вступить в бой и храбро дрался даже если противник численно превосходил нас. Как все
великие летчики-истребители Луччини обладал превосходным глазомером. Он много времени провел в госпиталях, что не помешало ему до самой гибели оставаться блестящим и агрессивным
летчиком-истребителем".
За проявленную в боях храбрость Луччино дважды получал благодарность в приказе (Bollettino
de Guero) 5 сентября и 6 июля 1943 г. Пять раз аса награждали Серебряной медалью и один раз Бронзовой, Луччини получил пять Военных крестов и немецкий Железный
крест второго класса. Посмертно Луччини удостоен Золотой медали. За войну Луччини совершил 262 боевых вылета самое большое количество среди командиров групп
Regia Aeronautica.
MC.202 капитано Франко Луччини, сентябрь 1942 г.
|