Уголок неба ¦ Луукканен Эйно Антеро

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Луукканен Эйно Антеро
       
Годы жизни: 1909-1964

Эйно Антеро Луукканен родился 4 июня 1909 г в карельском поселке Яаккима (Jaakkima) в семье железнодорожного служащего. Позднее семья переехала в г Сортавала, рядом с которым на берегу Ладожского озера в местечке Касинханта (Kasinhanta) располагалась база гидросамолетов финской авиации.

После окончания гимназии Луукканен в 1929 г сначала поступил в военную авиашколу, находившуюся в Утти, а в следующем году - в офицерское училище. Завершив свою летную подготовку, Луукканен в 1933 г. в звании младшего лейтенанта прибыл в "As6 21 марта 1935 г. уже в звании лейтенанта он был переведен в "As5, где начал летать на истребителе Бристоль "Булльдог".

В 1938 г лейтенант Луукканен поступил на шестимесячные курсы в академии вооруженных сил Финляндии, которые давали ему право на получение звания капитана. В январе 1939 г. он окончил курсы и уже 31 января был назначен командиром звена 3/""v24, имевшего на вооружении истребители "Фоккер" D.XXI.

Свою первую победу Луукканен одержал 1 декабря 1939 г , сбив в 12.30 в районе Виипури - Иматра бомбардировщик СБ из 24-го СБАП. Всего же в ходе Зимней войны Луукканен, которому 15 февраля 1940 г. было присвоено звание капитана, одержал две личных победы и одну победу в паре с другим пилотом.

Летом 1940 г. капитан Луукканен был назначен командиром 3/""v24 и одновременно начал выполнять еще и функции заместителя командира эскадрильи майора Магнуссона. Это предполагало работу с бумагами, которую он просто не переваривал.

25 июня 1941 г. между Финляндией и Советским Союзом снова началась война, и уже 8 июля капитан Луукканен одержал третью личную победу, сбив на "Брюстере" BW-375 в районе г. Лахденпохья истребитель И-153.

27 июля 1942 г. капитан Луукканен одержал свою десятую победу, сбив бомбардировщик Пе-2. 22 октября после боя над Финским заливом он записал на свой счет два И-16, увеличив общий счет побед до пятнадцати. 30 октября в районе Ораниенбаума Луукканен сначала сбил Як-1, а затем И-16 из 71-го ИАП ВВС БФ. Как вскоре оказалось, это были его последние победы в составе "e"v24.

1 ноября 1942 г. Луукканену было присвоено звание майора, и уже 8 ноября он был назначен командиром "e"vSO вместо капитана Олли Сееве (Olli Seeve). Эскадрилья была оснащена "Фоккерами" D.XXI и трофейными И-153 и предназначалась, прежде всего, для разведывательных полетов над восточной частью Финского залива.

27 марта 1943 г. в авиакатастрофе погиб командир "e"v34 майор Олави Эрнроот, и 29 марта майор Луукканен2 был назначен новым командиром эскадрильи. Летая на Bf-109G-2 MT-201, он в течение 1943 г. одержал двенадцать побед.

6 марта 1944 г. над Финским заливом в районе Котки майор Луукканен сначала сбил два Пе-2 из 12-го Гв. ПБАП ВВС БФ, а затем один Ла-5. В ходе боя с "Лавочкиными" в заднюю часть фюзеляжа его Bf-109G-2 MT-201 попали четыре 20-мм снаряда. "Мессершмитт" получил сильные повреждения, но Луукканену все же удалось дотянуть до аэродрома Кюми, в 7 км севернее Котки.

14 июня 1944 г. майор Луукканен одержал еще три победы и 18 июня был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (Mr. 127).

На следующий день в ходе очередного вылета его Bf-109G-6 МТ-417 был подбит советской зенитной артиллерией. Двигатель мгновенно заглох, а до линии фронта было еще около двадцати километров. В полной тишине Луукканен упорно тянул на север, а внизу был сплошной лес. Медлить больше было нельзя, и Луукканен передал прикрывавшим его пилотам: "Сажусь!"

Сначала от удара о дерево у "Мессершмитта" срезало правое крыло, спустя секунду - левое. Действуя рулем направления, Луукканен в последний момент попытался направить фюзеляж в промежуток между двумя большими деревьями. Двигатель и кабина пилота прошли в него, а затем раздался сильнейший удар и остатки самолета на скорости около 100 км/ч упали на землю...

Когда Луукканен открыл глаза, то понял, что по-прежнему сидит в своей кабине, а вокруг сплошной лес. Большой каменный валун преградил дорогу скользившему по песку фюзеляжу. Песок был везде - в глазах, в носу, в ушах, в одежде... Выбравшись из обломков того, что еще несколько минут назад было "Мессершмиттом", Луукканен закурил. Он даже не знал, на какой стороне фронта находится.

Через несколько минут он услышал на юге артиллерийскую канонаду, а затем три снаряда разорвались приблизительно в ста метрах от места его падения. Внезапно Луукканен услышал, как кто-то разговаривает, и с пистолетом в руке укрылся в кустах. К счастью, это были финские солдаты, которые сообщили Луукканену, что он упал на нейтральной полосе. Поздним вечером того же дня майор Луукканен с парашютом на плече вернулся на аэродром Лаппен-ранта, с которого вылетел утром.

23 июня он снова сбил три самолета, а в течение июля Луукканен одержал еще десять побед, причем четыре раза он в одном вылете сбивал по два самолета.

Свою 56-ю и последнюю победу майор Луукканен одержал 5 августа 1944 г., сбив над Финским заливом истребитель Як-9.

Всего в 1939 - 44 гг. он совершил 441 боевой вылет - больше, чем кто-либо из других финских пилотов. Он продолжал участвовать в боевых вылетах, даже став командиром эскадрильи, что не было принято в финской авиации.

После подписания перемирия с Советским Союзом майор Луукканен продолжал командовать H"e"v34, которая затем 4 декабря 1944 г. была переименована в H"e"v33. 13 февраля 1948 г. Лууккайену было присвоено звание подполковника, и он был назначен командиром "eR2

В 1951 г. карьера подполковника Луукканена неожиданно оборвалась, так как он был обвинен в... шпионаже. Он предоставил несколько разведывательных аэрофотоснимков человеку, который вскоре был разоблачен, как агент разведки одной из стран НАТО. Однако поскольку было установлено, что Луукканен действовал неумышленно, то до тюремного заключения дело не дошло 8 ноября 1951г. решением военного суда он был лишен звания подполковника и уволен из авиации без права на пенсию.

После увольнения Луукканен зарабатывал на жизнь, занимаясь торговлей лесом и пиломатериалами. В1956 г. он написал мемуары, которые сначала вышли в Финляндии, а затем в 1961 г. были переведены на английский язык и изданы в Англии под названием "Истребители над Финляндией" ("Fighter over Finland").

К этому времени военный суд пересмотрел свое решение и восстановил право Луукканена на военную пенсию. Однако это уже не могло облегчить его судьбу и восстановить утраченное здоровье.

10 апреля 1964 г в возрасте 52-х лет Эйно Луукканен скоропостижно скончался.

 


Fokker D.XXI
Эйно Луукканена, 24 Squadron (3./""v 24), октябрь 1940


 


(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100