Масатоси Масузава был одной из самых ярких фигур японской
армейской авиации, вроде легендарного аса корпуса морской пехоты США
майора Грегори "Пеппи" Боингтона (Boyington).
Этот великолепный пилот все время шел на самый отчаянный риск и заслужил
репутацию неуязвимого. Единственной слабостью Масузавы была неудержимая
тяга к спиртному. Масузава говорил о себе, что ему приходилось вести
воздушные бои, будучи пьяным в стельку. О Масузаве ходили многочисленные
легенды.
Родился Масузава в префектуре Мияги в 1915 году и как
многие его товарищи был призван в армию и начал служить в качестве
простого пехотинца. Узнав, что летчики пользуются большей славой и лучшим
довольствием, чем пехотинцы, Масузава переводится в летную школу Кумагая,
которую заканчивает в феврале 1938 года и дальше продолжает подготовку в
Акено.
К началу военных действий на ХалхинГоле Масузава уже
служил в рядах 1го Сентая. Свою первую победу он одержал 27 июня в
районе ТамсакБулака, а на момент заключения перемирия на его счету было
12 побед. Его техника ведения боя была проста и эффективна уверенно
атаковать противника, рассеять его и уничтожать по одному. Самолет Масузавы был весь прошит пулями, но сам пилот был словно заговорен.
После заключения перемирия 1й Сентай перебазировался в
район Харбина, где и оставался до ноября 1941 года. В день начала боевых
действий на Тихом океане, самолеты 1го Сентая сопровождали морской
конвой, шедший к южным границам для участия в малайской компании. Прежде
чем в январе 1943 года 1й Сентай перебросили в Рабаул, летчики успели
провести несколько операций в небе французского Индокитая.
В чине фельдфебеля Масузава сражался с американцами над
Новой Гвинеей, действуя с баз на островах Саламауа и Лаэ. 22 июня 1943
года он был ранен над Саламауа в бою с Р38 из 80й истребительной эскадрильи. Но прежде чем его сбили, Масузава успел всадить достаточно
свинца в один из американских самолетов. Получив ранение, Масузава посадил
свою поврежденную машину на Лаэ, а сам был госпитальным судном
переправлен для лечения в Японию.
Пока Масузава лежал в госпитале, в войне наступил перелом и
Япония начала терпеть одно поражение за другим. После выписки из
госпиталя Масузаву списали, как негодного к летной службе, но острая
необходимость в летных инструкторах дала шанс бывшему боевому пилоту
снова подняться в небо. В марте 1944 года его направили в 39ю
учебнотренировочную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме Йокосиба.
Эскадрилья была оснащена самолетами маньчжурского производства Ки79
учебной модификацией истребителя Ки27 "Нейт". Основной задачей эскадрона
была подготовка пилотовкамикадзе.
16 февраля 1945 года американская палубная авиация
(тактическая группа 58) нанесла удар по японским аэродромам,
расположенным на полуострове Чиба и в районе Токио. Это был первый налет
американцев на японский архипелаг со времен знаменитого рейда Дулиттла (Doolittle)
в 1942 году.
Когда поступило сообщение о том, что самолеты противника
приближаются к Йокосибе, Масузава и еще 16 инструкторов и курсантов
эскадрильи вылетели на перехват. Несмотря на то, что в распоряжении
Масузавы был Ки79, вооруженный одним 7.7мм пулеметом, а американцы
располагали новейшими истребителями
F6F5
Hellcat
из VF9
и VF80,
фельдфебель не только уцелел, но и смог сбить один самолет противника.
Почти все его товарищи погибли, а Масузава вернулся на аэродром без
единой царапины!
Войну Масузава закончил имея на боевом счету 15 воздушных
побед.