Уголок неба ¦ Ниссинен Лаури Вильгельм

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Ниссинен Лаури Вильгельм
       
Годы жизни: 1918-1944

Ниссинен стал единственным награжденным Крестом Маннергейма среди летчиков-истребителей, погибших в бою.

Лаури Вильгельм Ниссинен родился 31 июля 1918 г. в г. Йоэнсу. В1936 г. в возрасте 18-ти лет он добровольцем поступил на службу в военную авиацию. Первоначально Ниссинен служил в "As3 в качестве механика и только в 1938 г. поступил в истребительную авиашколу. После завершения летной подготовки он 1 марта 1939 г. в звании сержанта прибыл в ""v24 и был включен в состав 3/""v24 лейтенанта Эйно Луукканена.

Свою первую победу сержант Ниссинен одержал 1 декабря 1939 г., сбив в 14.10 в районе Виипури-Иматра бомбардировщик СБ из 41-го СБАП. Днем 25 декабря "Фоккеры" D XXI из ""v24 сбили в районе Лаппенранты три ДБ-3 из 6-го ДБАП. Один из них был сбит совместными усилиями сержанта Ниссинена и сержанта Иконена из 4/""v24.27 декабря на счету Ниссинена был СБ из 2-го СБАП, сбитый над Карельским перешейком.

К моменту окончания Зимней войны на счету Ниссинена, который в начале марта 1940 г. получил уже звание старшины, были четыре победы.  В марте - мае 1940 г. ""v24 была оснащена истребителями "Брюстер-239", летая на которых Ниссинен затем в 1941 - 43 гг. одержал 22,5 победы.

8 июля 1941 г. "Брюстеры" " из ""v24, действовавшие с аэродрома Рантасалми, в 68 км северо-восточнее г. Миккели, в трех боях сбили два советских бомбардировщика и шесть истребителей. В тот день два И-153 из 65-го ШАП, сбитые над линией фронта около 14.00, были на счету старшины Ниссинена.

Падение обоих И-153, сбитых Ниссиненом, было подтверждено финскими постами воздушного наблюдения, и ему были засчитаны две победы.

В 05.10 9 июля девять "Брюстеров" из ""v24 над г. Лахденпохья вступили в бой с пятнадцатью И-153. В течение десяти минут финские пилоты сбили восемь самолетов, два из которых были на счету старшины Ниссинена Сбив 21 июля в районе Виипури еще один И-153, он одержал уже свою десятую победу.

9 августа 1941 г. в одном из боев "Брюстер" BW-355 старшины Ниссинена получил повреждения. Ниссинен смог дотянуть до своего аэродрома, но во время посадки самолет потерпел аварию. Хотя "Брюстер" был затем списан, сам Ниссинен получил лишь незначительные травмы.

23 сентября восемь "Брюстеров" во главе с командиром 3/""v24 капитаном Кархуненом в ходе одного вылета сбили восемь И-16: три - из 153-го И АН и пять - из 155-го ИАП, которые штурмовали финские части на подступах к Петрозаводску. Один истребитель был на счету старшины Ниссинена, одержавшего в тот день свою пятнадцатую победу.

21 января 1942 г. старшина Ниссинен был включен в состав 2/""v24 лейтенанта Лео Ахолы. В тот же день он на своем "Брюстере" BW-384 перелетел из Кондопоги на аэродром Тииксярви, на котором с 8 января базировались истребители 2/""v24.

4 марта Ниссинен одержал свою двадцатую победу, сбив во время патрульного полета И-16. 30 марта ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

После полудня 6 апреля финская радиоразведка на основе данных радиоперехвата обнаружила, что к Тииксярви приближается группа советских самолетов, имеющая задачу нанести штурмовой удар по аэродрому. Об этом было немедленно сообщено лейтенанту Пекури, который в тот момент во главе восьми "Брюстеров" выполнял патрульный полет над линией фронта.

В результате финские истребители перехватили семь СБ из 80-го БАП и восемнадцать "Харрикейнов" еще на подходе к аэродрому Тииксярви. В ходе 25-минутного боя пилоты 2/""v24 без потерь со своей стороны сбили два бомбардировщика и двенадцать истребителей.

8 июня 1942 г. шесть "Брюстеров" из 2/"e"v24 во главе с лейтенантом Пекури перехватили тринадцать "Харрикейнов" из 152-го ИАП, снова пытавшихся атаковать аэродром Тииксярви. В бою были сбиты пять советских истребителей, финны же потеряли только один. Сбив в этом бою еще один "Харрикейн", Ниссинен одержал свою 24-ю победу.

1 июля 1942 г. младший лейтенант Лаури Ниссинен был направлен на учебу в офицерское училище, а спустя четыре дня, 5 июля, он был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (Nr.69). 26 марта 1943 г. Ниссинену было присвоено звание лейтенанта.

После окончания офицерского училища лейтенант Ниссинен вернулся обратно в "e"v24, которая базировалась тогда на аэродроме Суулаярви, в 50 км юго-восточнее Виипури, и 8 июля был назначен командиром 1/"e"v24.

31 августа между Койвисто и Ораниенбаумом была замечена эскадрилья советских истребителей, и с аэродрома Суулаярви поднялись двенадцать "Брюстеров". В ходе боя лейтенант Ниссинен сбил два Як-7В из 13-го КИАП ВВС БФ, а другие пилоты - еще два Ла-5.

В апреле 1944 г. H"e"v24 была перевооружена истребителями Bf-109G-2, полученными из H"e"v34. Уже 14 апреля лейтенант Ниссинен записал на счет эскадрильи первую победу на "Мессершмитте", сбив в 16.10 на Bf-109G-2 MT-225 над заливом Виипури двухмоторный самолет.

Вскоре выяснилось, что лейтенант Ниссинен сбил не советский самолет, а немецкий самолет-разведчик Ju-188F-l "4N+N"" из состава 3.(F)/Aufkl.Gr.22. В 14.45 он вылетел с аэродрома в Риге на разведку ледовой обстановки и кораблей в Финском заливе и в ходе полета вторгся в воздушное пространство Финляндии. Его экипаж, успевший выпрыгнуть на парашютах, сообщил, что в 16.07 "Юнкере" был обстрелян советским истребителем. Немецкие летчики хорошо видели красные звезды и потому открыли ответный огонь, после чего истребитель исчез. Затем они заявили, что через две минуты после этого появился самолет, сбивший их, на котором они ясно видели финские опознавательные знаки.

Тщательно исследовав обломки "Юнкерса", упавшие в районе поселка Виролахти (Virolahti), в 27 км юго-восточнее г. Хамина, финны установили, что немецкие опознавательные знаки на нем практически не были видны из-за слишком темного камуфляжа. Кроме того, желтую опознавательную полосу вокруг фюзеляжа около хвостового оперения, которую должны были иметь все самолеты Люфтваффе и их союзников, действовавшие на Восточном фронте, можно было различить только в нижней части фюзеляжа, и вдобавок она была очень бледной.

Результатом этого инцидента стало то, что финским пилотам были немедленно выданы специальные справочники с фотографиями немецких самолетов, а командование Люфтваффе запретило своим самолетам входить в воздушное пространство Финляндии без предварительного уведомления или без согласия немецкого пункта управления полетами, находившегося на аэродроме Хельсинки-Мальми.

В течение мая - июня в ходе боев над Карельским перешейком Ниссинен одержал еще пять побед.


Bf 109 G-2 MT-229 Лаури Ниссасена

17 июня 1944 г. десять "Мессершмиттов" во главе с лейтенантом Ниссиненом в 06.20 перехватили большую группу Ил-2, которые под прикрытием Ла-5 на высоте 2000 м направлялись к финским позициям между Каукярви и Перкярви. Этот бой стал последним для Ниссинена. Ниссенен был протаранен своим же товарищем. Самолетом, протаранившим Bf-109G-2 MT-229 лейтенанта Ниссинена, был Bf-109G-2 MT-227 лейтенанта Урхо Сарьямо. Он был сбит Ла-5 из 159-го ИАП и, получив серию попаданий 20-мм снарядов, потерял левую плоскость. Остальные пилоты H"e"v24 сбили четыре Ил-2 и четыре Ла-5, но это не могло компенсировать потерю сразу двух асов эскадрильи. К этому моменту на счету Ниссинена было 32,5 победы, а на счету Сарьямо -12,5.

Поскольку "Мессершмитты" упали на территорию, занятую финскими войсками, останки обоих пилотов удалось найти. Лейтенант Лаури Ниссинен был похоронен на военном кладбище в поселке Валкеала (Valkeala), в 9 км северо-западнее г. Коувола.





(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100