Лаури Олави Пекури ("auri Olavi Pekuri) родился 6
ноября 1916 г. в Хельсинки. (Надо отметить, что фамилия, которую он
получил при рождении, была Охукайнен (Ohukainen), и лишь 12 июля 1942 г.
поменял ее на Пекури. Однако, чтобы избежать путаницы, ниже везде указана
его последняя фамилия) С детства он мечтал стать летчиком, посвящая все
свое время постройке летающих моделей самолетов. В 1937 г. был призван на
военную службу, однако ему не удалось добиться направления в авиацию.
Пекури проходил службу в полевой артиллерии и был демобилизован в звании
младшего лейтенанта.
В 1939 г. он повторно обратился с просьбой направить
его в авиашколу, на этот раз его приняли на летные курсы офицеров резерва.
Весной 1940 г. Пекури поступил уже в офицерское училище, где продолжил
свою летную подготовку.
В августе 1941 г. лейтенант Пекури, успевший к этому
времени налетать 150 летных часов, был включен в состав 2/""v24. Совершив
четыре тренировочных полета на "Брюстере-239", он был допущен к участию в
боевых вылетах.
В ходе первого же боевого вылета Пекури допустил
ошибку, которая едва не стоила жизни его ведущему. Сразу после взлета он
зарядил свои пулеметы и снял их с предохранителя. Через несколько минут,
отвечая на вызов ведущего, Пекури вместо кнопки радиосвязи на ручке
управления случайно нажал на спуск пулеметов. Раздалась короткая очередь,
и выпущенные им пули только по счастливой случайности прошли рядом с "Брюстером"
ведущего, летевшего впереди.
4 октября 1941 г. лейтенант Пекури в паре с прапорщиком
Юрьё Турккой сопровождал "Бленхейм" из "eR4, который сбрасывал
пропагандистские листовки на г. Медвежьегорск, на северной оконечности
Онежского озера. Уже на обратном пути одиночный И-153 попытался атаковать
бомбардировщик, но был перехвачен "Брюстерами". Прапорщик Туркка остался
рядом с "Бленхеймом", в то время как Пекури вступил в бой с советским
истребителем.
Более опытный Туркка, участвовавший еще в Зимней войне,
посоветовал Пекури использовать высокую скорость "Брюстера", чтобы набрать
высоту и уже сверху атаковать противника. В результате оба соперника на
какое-то время скрылись в слое облаков, которые в том районе были на
высоте около 1500 м. Некоторое время Пекури летел, ориентируясь только по
приборам, а затем начал осторожно снижаться. Едва он "пробил" нижнюю
кромку облаков, как прямо перед ним из облаков выскочил И-153. Пекури
мгновенно нажал на спуск пулеметов, и советский истребитель, не выходя из
пике, упал в лес. Позднее его обломки были найдены финскими солдатами и
лейтенанту Пекури была засчитана первая победа.
10 января 1942 г. звено истребителей из 2/""v24
прикрывало с воздуха финскую артиллерийскую батарею, расположенную
восточнее Медвежьегорска. Советские самолеты попытались нанести штурмовой
удар по батарее, но "Брюстеры" перехватили их. Лейтенант Пекури сбил один
МиГ-3 и начал преследовать другой, когда неожиданно обнаружил, что на его
"Брюстере" BW-351 функционирует только один 7,7-ми фюзеляжный пулемет, а
три 12,7-мм - один в фюзеляже и по одному в каждом крыле-вышли из строя.
Понимая, что 7,7-мм пули не в состоянии пробить
бронезащиту МиГа, Пекури решил попробовать вывести из строя его рули.
Сосредоточившись на этом, он забыл смотреть вокруг, и в результате другой
МиГ-3 атаковал его самого. На "Брюстере" был пробит один из крыльевых
топливных баков и, что самое неприятное, был поврежден переключатель
топливных баков. Теперь самолет терял горючее, а Пекури не мог переключить
подачу топлива на неповрежденный бак. Пекури повернул обратно и на
максимальной скорости полетел к линии фронта. Ему удалось дотянуть до
Медвежьегорска и совершить вынужденную посадку рядом с батареей, которую
он прикрывал.
Сбив 1 февраля ЛаГГ-3, лейтенант Пекури одержал свою
пятую победу.
После полудня 6 апреля семь СБ из 80-го БАП и
восемнадцать "Харрикейнов" попытались атаковать аэродром Тииксярви, где
базировались "Брюстеры" 2/"e"v24. Финская радиоразведка вовремя обнаружила
приближение советских самолетов, и их курс был по радио передан лейтенанту
Пекури, который в этот момент во главе восьми "Брюстеров" выполнял
патрульный полет над линией фронта.
Всего же в ходе 25-минутного боя пилоты 2/"e"v24 без
потерь со своей стороны сбили два СБ и двенадцать "Харрикейнов". Согласно
же советским данным, 6 апреля 1942 г. во время налета на аэродром
Тииксярви были потеряны только семь самолетов: один СБ из 80-го БАП, два "Харрикейна"
из 609-го ИАП и четыре "Харрикейна" из 767-го ИАП. В то же время после
возвращения советские летчики доложили о четырех финских самолетах,
уничтоженных на земле, и семи "Брюстерах", сбитых в ходе воздушного боя.
8 июня советская авиация снова совершила налет на
аэродром Тииксярви и шесть "Брюстеров" из 2/"e"v24 атаковали тринадцать "Харрикейнов"
из 152-го ИАП. Финские пилоты сбили пять самолетов, один из которых был на
счету лейтенанта Пекури, одержавшего свою десятую победу. В ходе боя был
поврежден только один "Брюстер", который совершил вынужденную посадку.
25 июня 1942 г. в 13.25 с аэродрома Тииксярви по
тревоге поднялись четыре "Брюстера" во главе с лейтенантом Пекури. Они
должны были перехватить появившиеся недалеко от аэродрома советские
самолеты, но, так и не догнав их, направились в район г. Сегежа, где
"четверка" из 3/"e"v24 встретилась с группой "Харрикейнов" из 609-го ИАП.
Когда истребители 2/"e"v24 на высоте 5000 м прибыли в
указанный район, бой уже был в самом разгаре. Лейтенант Пекури приказал
второй паре "Брюстеров" атаковать "Харрикейны", находившиеся внизу, а сам
вместе со своим ведомым сержантом Калерво Анттилой остался на высоте. Бой
постепенно смещался в юго-восточном направлении, в сторону оз. Выгозеро.
Через несколько мгновений после того, как истребители 3/"e"v24 из-за
малого остатка топлива повернули на свой аэродром, пара Пекури - Анттила,
находившаяся на высоте 3000 м, была атакована пятью "Харрикейнами".
Пекури удалось уйти от преследовавших его "Харрикейнов",
но, когда он на максимальной скорости на высоте 100 м летел над Сегозером,
сзади сверху появилась еще одна пара истребителей. По словам Пекури, в тот
момент он расслабился и потому не заметил "Харрикейны". Его "Брюстер"
BW-372 получил серию попаданий, и из двигателя показалось пламя, был также
пробит и загорелся топливный бак в левом крыле. Тем не менее Пекури
повезло, и он смог сбить атаковавший его "Харрикейн": "Нападавший летел
тем же самым курсом и не успел сбросить скорость после огня с такого
близкого расстояния. Внезапно его самолет оказался прямо передо мной, и
фюзеляж полностью заполнил мой прицел. Я немедленно нажал на спуск".
Пекури открыл фонарь кабины, но высота была слишком
маленькой, чтобы воспользоваться парашютом. Он решил дотянуть до
показавшегося впереди оз. Большое Калеярви, поскольку в тот момент внизу
под ним был уже сплошной лес и вынужденная посадка на деревья означала
мгновенную смерть. Когда Пекури уже на высоте десять метров летел над
поверхностью воды, его атаковал второй "Харрикейн". На этот раз "Брюстер"
получил попадания в правый топливный бак, двигатель окончательно заглох, и
через несколько мгновений языки пламени уже доставали до кабины. Пекури
немедленно направил самолет вниз, и, коснувшись воды на скорости 250 км/ч,
"Брюстер" перевернулся через капот.
Когда Пекури, освободившись от привязных ремней,
вынырнул на поверхность, то сразу же опалил ресницы и веки. Вокруг него на
воде горело топливо, вытекавшее из пробитых баков еще державшегося на воде
самолета1. "Я снова нырнул и увидел границу, непрерывно расширявшейся
горящей области. В моих легких была вода. Я не хотел захлебнуться под
горящей водой". Когда Пекури снова вынырнул, то увидел, что горящее
топливо снова приближается к нему. "Двадцать метров, которые я долэ/сен
был проплыть с парашютом, были самым трудным моментом в моей жизни". Все
это происходило приблизительно в двухстах метрах от берега. Сумев,
наконец, освободиться от парашюта и сбросив летные ботинки, Пекури
перевернулся на спину. "Я встал только, когда моя голова стукнулась о
камни".
Придя в себя, Пекури выбрал направление, в котором ему
надо было идти, чтобы достичь ближайших финских позиций. Хотя карта и
осталась в утонувшем самолете, после десятка боевых вылетов он имел ясное
представление об окружавшей местности: "В одних носках я шел и бежал
трусцой. При встрече с вражескими патрулями я должен был иметь возможность
быстро скрыться". Через некоторое время он натолкнулся на три свежих
шалаша, сделанных из сосновых веток, и внутри одного из них обнаружил
провод. Это была ловушка, но мины были уже сняты: "Мне еще раз повезло".
После этого Пекури решил двигаться с максимальной
осторожностью и скоро действительно вышел к настоящему минному полю: "В
решении пересечь минное поле было некоторое отчаяние, но мои нервы были
настолько напряжены, что я должен был сделать это". Осторожно ощупывая
землю перед собой руками, Пекури за полчаса пересек заминированный
участок.
Преодолев за шесть часов пешего перехода около двадцати
километров, Пекури вышел в расположение финских частей около южной
оконечности оз. Юольмаярви. После возвращения во 2/"e"v24 ему было
предложено взять двухнедельный отпуск, но Пекури предпочел остаться. Он
заявил, что воспользуется им согласно заранее составленному графику: "Я
видел людей, которые, потеряв уверенность в себе, испытывали большие
трудности в дальнейших боях после возвращения из отпуска. Я хотел летать,
чтобы перед отпуском полностью восстановить свою форму как
летчика-истребителя".
Совершив шесть боевых вылетов, лейтенант Пекури в
начале июля все же уехал в отпуск, поскольку на 12 июля было назначено его
бракосочетание. Именно тогда он поменял свою старую фамилию Охукайнен на
Пекури.
В феврале 1943 г. лейтенант Пекури был переведен в
состав вновь сформированной "e"v34 и начал летать на Bf-109G-2.7 июня того
же года он был назначен командиром !/"e"v34 вместо лейтенанта Эрви. В
течение 1943 г. Пекури одержал только две победы.
В один из мартовских дней 1944 г. лейтенант Пекури в
паре с прапорщиком Юутилайненом поднялся с аэродрома Суулаярви. Они должны
были уничтожить советский аэростат, с которого корректировался огонь
советской артиллерии, обстреливавшей финские позиции на Карельском
перешейке. "Мессершмитты" летели на предельно малой высоте, надеясь
застать противника врасплох. Однако, когда они прибыли в указанный район,
то аэростата там не было, но зато была зенитная артиллерия.
40-мм зенитный снаряд, пробив борт "Мессершмитта"
лейтенанта Пекури, взорвался внутри фюзеляжа позади кабины пилота.
Была полностью уничтожена рация, и частично повреждены
тяги руля поворота. Юутилайнен видел, как в нижней части фюзеляжа
истребителя Пекури повисли куски обшивки, как будто на "Мессершмитте"
открылись створки бомболюка. Несмотря на большие повреждения, Пекури не
только смог дотянуть до Суулаярви, но и без особых проблем приземлиться.
Правда, когда он уже рулил к стоянке, поврежденный фюзеляж "Мессершмитта"
просто согнулся под собственным весом.
16 июня 1944 г. "e"v34, базировавшаяся на аэродроме
Иммола, получила приказ перелететь в Лаппенранту, чтобы освободить место
для самолетов немецкого боевого соединения "Кухлмеи". Все шестнадцать "Мессершмиттов"
эскадрильи уже поднялись в воздух и собирались в группу, чтобы перелететь
в Лаппенранту, когда по радио пришел приказ перехватить советские
штурмовики, атакующие финские позиции в районе Кивенаппы.
Прибыв в указанный район, финские пилоты обнаружили
около дюжины не имевших истребительного прикрытия Ил-2. Увидев "Мессершмитты",
пилоты штурмовиков мгновенно сбросили бомбы и на предельно малой высоте
полетели на юг, в глубь своей территории. Первыми противника атаковали
истребители 3/H"e"v34, и Пекури видел, как капитан Олли Пухакка сбил один
Ил-2. Затем настала очередь пилотов 1/H"e"v34. Вероятно, пилот штурмовика,
который обстрелял Пекури, был сразу же убит. Ил-2, продолжая лететь по
прямой, начал медленно крениться влево и в конце концов врезался в землю и
взорвался.
Во время своей четвертой атаки Пекури неожиданно
почувствовал сильный удар в переднюю часть "Мессершмитта". Через несколько
мгновений двигатель встал и из-под его капота сначала показался дым, а
затем и языки пламени. Пекури инстинктивно потянул ручку управления на
себя, чтобы, используя остаток скорости, набрать еще немного высоты и
выпрыгнуть на парашюте. Черный едкий дым начал заполнять кабину. Пекури
сбросил фонарь и, расстегнув замки привязных ремней, бросил взгляд на
приборную доску: скорость - менее 200 км/ч, высота -100 м.
Подтянув ноги, он ударил ими по ручке управления. "Мессершмитт"
резко "клюнул" носом, и центробежная сила выбросила Пекури из кабины.
Замок привязных ремней ударил его в лицо, сломав один зуб, а спустя долю
секунды уже горизонтальный стабилизатор самолета ударил его в затылок. К
счастью, Пекури не потерял сознания и успел потянуть вытяжное кольцо
парашюта.
Купол парашюта полностью раскрылся, когда Пекури был
уже в нескольких метрах над землей. В ста метрах от него на земле горел
его "Мессершмитт". Пекури знал место, где он приземлился, - это была
небольшая запасная взлетно-посадочная полоса Яппила, расположенная рядом с
поселком Ино на побережье Финского залива. Над ним пролетели несколько "Мессершмиттов",
и Пекури понял, что его товарищи увидели, как он выпрыгнул на парашюте.
Укрывшись в ближайшем лесу, Пекури обдумал ситуацию: он
находился в глубине вражеской территории и не имел никакого
продовольствия, компаса тоже не было, а карта была порвана в клочки, когда
он покидал самолет. Однако он уже не первый раз оказывался в подобном
положении. Имея в голове приблизительную карту Карельского перешейка,
Пекури решил, что пойдет на север, избегая основных дорог, вдоль которых
наступали советские войска. В течение четырех дней он смог пройти
приблизительно 60 км, однако так и не смог достигнуть линии фронта,
которая отодвигалась все дальше на север. На пятый день, когда Пекури спал
в каком-то сарае, его нашли советские солдаты.
Во время многодневных изнурительных допросов,
сопровождавшихся лишением еды, питья, сна, избиениями и даже имитацией
расстрела, Пекури сообщил лишь свое имя и звание, а также сведения об
аэродроме Суулаярви, но которые не имели никакой ценности, поскольку тот
был уже захвачен советскими войсками. В середине июля его в числе ста
финских военнопленных отправили в Ленинград. Там Пекури отделили от
остальных и поместили в Петропавловскую крепость, где он провел около
восьми недель в камере с шестью бывшими советскими солдатами, обвиненными
в сотрудничестве с немцами.
К этому времени между Финляндией и Советским Союзом уже
было подписано перемирие, но Пекури, как и другие финские военнопленные,
еще не знал об этом. В конце сентября его перевели в тюрьму на Шпалерной
улице, из которой в 1918 г., подкупив охрану, смог бежать его отец. Пекури
вместе с пятью другими финскими офицерами поместили в камере размером два
на три метра, а через некоторое он был отправлен в лагерь для
военнопленных в г. Череповце.
В декабре между СССР и Финляндией было подписано
соглашение об обмене военнопленными 25 декабря 1944 г. на родину вернулась
первая партия финских военнопленных из 1241 чел., в числе которых был и
капитан Лаури Пекури. Проведя три недели в карантинном лагере, он прибыл
на аэродром Утти и доложил командиру "eR3 полковнику Магнуссону о своем
возвращении. К этому моменту Пекури весил всего 48 кг, и Магнуссон сразу
же предоставил ему отпуск для полного восстановления.
В 50 - 60-е годы Пекури входил в группу пилотов,
проводивших оценочные испытания реактивных истребителей, которые
правительство Финляндии предполагало закупить. Он освоил самолеты МиГ-15,
Hawker "Hunter", Folland "Gnat", "Mystere" IV, SAAB ""ansen", МиГ-17, "Mirage"
III, SAAB "Draken" и МиГ-21. Летая на английском истребителе "Хантер",
Пекури стал первым финским пилотом, преодолевшим звуковой барьер.
В 1968 г он вышел в отставку в звании полковника, после
чего продолжал работать уже в гражданской авиации. В 1980-е годы Лаури
Пекури переехал в Испанию, где и умер 3 августа 1999 г.