Будущий ас родился 7 апреля 1911
года в небольшом сербском городке под
Бела Паланкой. Сведения о его юности
весьма отрывочны. Доподлинно известно,
что после окончания школы он поступил в
Белградский университет на правовой
факультет. Здесь же он начинает
профессионально играть в футбол,
выступая за клуб "Югославия".
Отметился он и в нескольких
студенческих выступлениях. Здесь же он
сближается с деятелями традиционно
весьма авторитетной Коммунистической
партии. Во время учебы он встречается и
испанскими студентами и со многими
поддерживает приятельские отношения.
Непонятно, что толкнуло молодого
юриста, но в апреле 1936 года он поступает
в Летное Училище югославских
Королевских ВВС в г. Нови Сад.
Программа обучения летчиков -
истребителей здесь была весьма напряженной.
Первоначальную летную подготовку Божко
проходит на стареньком самолетике Gourdou et
"esseure G" 22 C-1, а вскоре пересаживается в
кабину Avia BH-33. А после того как в августе
все курсанты перебираются на полигон
под Бела Церква, он осваивает новейший
истребитель Hawker Fury.
В училище он узнает и новость о том, что
в демократической Испании началась
гражданская война. Возможно, именно
тогда у него возникает мысль о поездке
туда.
В сентябре 1936 года Божко получает
диплом военного летчика и к этому
времени имеет в летной книжке около 300
часов налета. Но он никогда не служил в
ВВС Югославии. Сразу после окончания он
начинает искать каналы переброски на
Пиренеи. Здесь следует сказать, что
сразу после начала гражданской войны
именно на Балканах развернулось
массовое движение в поддержку
Республики. Во главе него стала
Коммунистическая партия. Интересно
отметить, что координировал все усилия в
этом направлении неизвестный тогда
никому Иосиф Броз Тито.
Официальное обращение в посольство в
Белграде ничего не принесло, так как
согласие не дала югославская полиция.
Тогда Петрович находит оригинальный
выход, который подсказывает ему... футбол.
Как раз в это время его клуб отправлялся
во Францию на очередные игры.
Естественно, что сделать визу на поездку
туда в составе футбольного клуба не
составляет для него труда. Таким образом,
14 декабря 1936 года Петрович прибывает в
Париж.
Здесь он попадает в атмосферу
интербригадовцев, которые со всего мира
направляются на Пиренеи именно через
Францию, правительство которой лояльно
относится к этому и даже способствует
такого рода деятельности. Здесь Божко
встречает и хорошего знакомого по
училищу - Сретана Дудика.
Испанское посольство обеспечивает
всех желающих документами и 25 декабря 1936
года Божидар с паспортом на имя
Фернандеса Гарсия ступает на испанскую
землю. Несмотря на свою летную
подготовку друзья проводят 26 дня на
аэродроме в Альбасете до распределения
в боевые части. Да и то из-за недостатка
истребителей первоначально всех
добровольцев распределяют по
бомбардировочным подразделениям.
Кстати, и советские добровольцы,
прибывавшие в ту пору, тоже направлялись
первоначально не в истребительные части.
Югославы ( которые составили готовый
экипаж, где Божко выступал в качестве
пилота ) попадают в группу "Андрэ
Марло", вооруженную устаревшими
легкими бомбардировщиками "Брэге"
XIX. Эти тихоходные и плоховооруженные
самолеты представляли из себя
прекрасную мишень для франкистских
истребителей и поэтому советские
советники разработали единственно
верную тактику - подход к цели на бреющем,
один заход и быстрый уход, до того как
зенитчики успевают открыть огонь или
появятся истребители противника. Но
даже при такой - щадящей - практике
полетов практически не один вылет не
обходился без потерь.
Не избежали их и югославы. 14 февраля 1937
года во время одного из боевых вылетов в
районе Валенсии ( а именно там группа
базировалась на тот момент ) "Брэге"
Петровича попал под сосредоточенный
огонь противника, последствия которого
были катастрофические. Сретан погиб, а
Божко с трудом смог посадить
поврежденный аппарат. После по-фронтовому
непродолжительного лечения ( а он
получил небольшие травмы ), молодого
югослава командование направляет его на
освоение новейшего бомбардировщика СБ.
Однако, Божко жаждет отомстить за
смерть друга и забрасывает вышестоящие
инстанции рапортами о переводе в
истребительную авиацию. В какой-то
момент его желание совпало с
обстановкой на фронтах и по личному
указанию командующего авиацией
Сиснероса Петровича направляют на
переобучение для полетов на
истребителях советского производства.
Он все же успевает сделать несколько
полетов на СБ.
На этот раз в Эль Кармоли под
руководством советских инструкторов он
осваивает И-15. В конце мая - начале июня
он был направлен в 1-ю эскадрилью "Чатос",
которая к тому времени базировалась на
полевом аэродроме Эль Сото. Этот
аэродром, а если точнее полевая площадка
представляла собой просто ипподром в
имении графа де Альбукерки в 26
километрах от Мадрида.
Костяк эскадрильи составляли опытные
советские летчики под командованием
Ивана Еременко. Однако, как и многие
другие республиканские эскадрильи она
была интернациональной - кроме русских и
испанцев в ней были два австрийца (
Вальтер Корроуз и Том Добиаш ) и
американец ( Альберт Баумлер ).
Сразу по прибытии Божко представился -
он открутил сорокоминутный пилотаж над
летным полем на глазах всей эскадрильи и
собственно командира. Все остались
довольны.
Первоначально талант Божко -
истребителя не открылся во всей красе,
так как командование использовало ее в
основном как штурмовую. Однако, как
только "чатос" стали втягиваться в
круговерть воздушных боев, его счет стал
расти. Первую свою победу Божко одержал 1
июля, когда сбил германский "Хейнкель"-51
из состава "Легиона Кондор".
Конец июня - начало июля стало очень
напряженным периодом для эскадрильи -
летчикам приходилось выполнять по 4-5
вылетов в день, что было тяжело прежде
всего физически. Многие непривычные к
климату советские добровольцы долго не
выдерживали такого ритма и вскоре
отправлялись на родину.
Особенно тяжело пришлось с 5 июля,
когда республиканцы начали наступление
под Мадридом. Для его поддержки
командование стянуло 11 эскадрилий - в
том числе две авиационные группы ( 21-ю,
вооруженную "москами" и 26-ю - "чатос"
). С другой стороны франкисты бросили в
бой новейшие истребители Bf-109 и
бомбардировщики Не-111 и До-17.
В это время Божко увеличивает счет
своих побед очень быстро - буквально за
неделю он сбивает три "фиата".
Ранним утром 6 июля эскадрилья 1\26 над
Мадридом встретилась с группой Не-51. Во
время воздушного боя, в который
вмешалась и десятка И-16 ( эскадрилья 1\21,
ведущий - Александр Минаев ). После того
как немцы потеряли три самолета и
ретировались, летчики обеих эскадрилий
отправились на перехват группы До-17 над
Боадильей. Божко, Еременко и Кузнецов
атаковали и сбили один До-17, который тем
не менее пошел на личный счет югослава.
Пилот германского бомбардировщика
выбросился с парашютом и попал в плен.
Допрос проводил Агальцов и как
оказалось он был личным советником
Гиммлера.
9 июля в напряженной схватке над
Авиллой Петрович сбивает Bf-109 ( правда,
отчеты Легиона "Кондор" не
подтверждают потери самолетов этого
типа в этот день ), который становится
его пятой победой и соответственно с
этого момента югослав по праву может
считаться асом. Однако, в исторической
литературе существуют расхождения и
отмечается, что эта победа была одержана
тремя днями позже. Тогда в принципе
можно объяснить и отсутствие
подтверждения с немецкой стороны.
День 12 июля стал последним в жизни
Петровича поэтому стоит остановиться на
нем подробнее. Ранним утром звено И-15 (
ведущий Леонид Рыбкин, правый ведомый
Луис Сардино и левый - Божко Петрович )
поднялось в воздух на перехват дальнего
разведчика Не-111. Над горами Сьерра-де-Гвадаррама
они обнаружили цель. Никто из звена еще
не имел дела с самолетами этого типа.
Недалеко от них эскадрилья Лакеева вела
бой с более чем 40 "фиатами". Завидев
их, экипаж "Хейнкеля" на полном газу
попытался уйти под их прикрытие. Однако,
не тут то было - "чатос" атаковали и
сбили его.
Возвращаясь обратно, "пятнадцатые"
были атакованы парой "фиатов",
внезапно появившихся с запада. Один из
итальянцев атаковал Петровича и
серьезно повредил его истребитель ( были
перебиты расчалки правого крыла и
очередью срезан ветровой козырек ).
Правда, через несколько минут Сардино
расстрелял зазевавшегося пилота.
Вечером того же дня Петровичу
предстоял еще один бой. Бомбардировщики
националистов обрушились на части 13-й и
15-й интернациональных бригад, которые
вели наступление вдоль дороги Брунете -
Боадилья. Командование подняло в воздух
все пригодные самолеты - в кабинах "чатос"
находились Еременко, Кузнецов, Карпов,
Рыбкин, Серов, Петрович ( который видимо
вылетел на другом - не своем самолете ),
Сорокин и Баумлер. Эскадрилья атаковала
бомбардировщики над вершинами Москито и
Романильос. Однако, не дремали
истребители прикрытия : сразу шесть "фиатов"
атаковали звено Еременко - Кузнецов.
Поначалу казалось, что все
складывается удачно - республиканским
летчикам удалось сбить один самолет,
второй сбивает Петрович ( это его общая
седьмая победа ). Однако, увлекшись
преследованием, он оказывается в
опасной близости от земли. Божко в
последний момент успевает выхватить
истребитель из пикирования: "чато"
свечой устремляется вверх. Но
неожиданно на глазах товарищей верхние
крылья его самолета начинают
складываться, а затем и отрываются от
фюзеляжа. Опрокинувшись на бок, И-15
рухнул вниз. Вспыхнувший самолет стал
погребальным костром для летчика ......
Обычно причиной катастрофы называют
изношенность республиканской
авиатехники, однако в своих
воспоминаниях советские добровольцы
часто вспоминают излишнюю горячность и
рискованность всех вылетов югослава.
Божко Петрович разделил судьбу многих
неизвестных героев - он был захоронен в
братской могиле недалеко от места
своего последнего боя.
И-15, 1-я эскадрилья
республиканских ВВС, пилот - Б.Петрович, июнь 1937 г.
(с) М.Жирохов, 2003