Уголок неба ¦ Божко Петрович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой югославия
   Божко Петрович
   
Годы жизни: 1911-1937
   

Будущий ас родился 7 апреля 1911 года в небольшом сербском городке под Бела Паланкой. Сведения о его юности весьма отрывочны. Доподлинно известно, что после окончания школы он поступил в Белградский университет на правовой факультет. Здесь же он начинает профессионально играть в футбол, выступая за клуб "Югославия". Отметился он и в нескольких студенческих выступлениях. Здесь же он сближается с деятелями традиционно весьма авторитетной Коммунистической партии. Во время учебы он встречается и испанскими студентами и со многими поддерживает приятельские отношения.

Непонятно, что толкнуло молодого юриста, но в апреле 1936 года он поступает в Летное Училище югославских Королевских ВВС в г. Нови Сад.

Программа обучения летчиков - истребителей здесь была весьма напряженной. Первоначальную летную подготовку Божко проходит на стареньком самолетике Gourdou et "esseure G" 22 C-1, а вскоре пересаживается в кабину Avia BH-33. А после того как в августе все курсанты перебираются на полигон под Бела Церква, он осваивает новейший истребитель Hawker Fury.

В училище он узнает и новость о том, что в демократической Испании началась гражданская война. Возможно, именно тогда у него возникает мысль о поездке туда.

В сентябре 1936 года Божко получает диплом военного летчика и к этому времени имеет в летной книжке около 300 часов налета. Но он никогда не служил в ВВС Югославии. Сразу после окончания он начинает искать каналы переброски на Пиренеи. Здесь следует сказать, что сразу после начала гражданской войны именно на Балканах развернулось массовое движение в поддержку Республики. Во главе него стала Коммунистическая партия. Интересно отметить, что координировал все усилия в этом направлении неизвестный тогда никому Иосиф Броз Тито.

Официальное обращение в посольство в Белграде ничего не принесло, так как согласие не дала югославская полиция. Тогда Петрович находит оригинальный выход, который подсказывает ему... футбол. Как раз в это время его клуб отправлялся во Францию на очередные игры. Естественно, что сделать визу на поездку туда в составе футбольного клуба не составляет для него труда. Таким образом, 14 декабря 1936 года Петрович прибывает в Париж.

Здесь он попадает в атмосферу интербригадовцев, которые со всего мира направляются на Пиренеи именно через Францию, правительство которой лояльно относится к этому и даже способствует такого рода деятельности. Здесь Божко встречает и хорошего знакомого по училищу - Сретана Дудика.

Испанское посольство обеспечивает всех желающих документами и 25 декабря 1936 года Божидар с паспортом на имя Фернандеса Гарсия ступает на испанскую землю. Несмотря на свою летную подготовку друзья проводят 26 дня на аэродроме в Альбасете до распределения в боевые части. Да и то из-за недостатка истребителей первоначально всех добровольцев распределяют по бомбардировочным подразделениям. Кстати, и советские добровольцы, прибывавшие в ту пору, тоже направлялись первоначально не в истребительные части.

Югославы ( которые составили готовый экипаж, где Божко выступал в качестве пилота ) попадают в группу "Андрэ Марло", вооруженную устаревшими легкими бомбардировщиками "Брэге" XIX. Эти тихоходные и плоховооруженные самолеты представляли из себя прекрасную мишень для франкистских истребителей и поэтому советские советники разработали единственно верную тактику - подход к цели на бреющем, один заход и быстрый уход, до того как зенитчики успевают открыть огонь или появятся истребители противника. Но даже при такой - щадящей - практике полетов практически не один вылет не обходился без потерь.

Не избежали их и югославы. 14 февраля 1937 года во время одного из боевых вылетов в районе Валенсии ( а именно там группа базировалась на тот момент ) "Брэге" Петровича попал под сосредоточенный огонь противника, последствия которого были катастрофические. Сретан погиб, а Божко с трудом смог посадить поврежденный аппарат. После по-фронтовому непродолжительного лечения ( а он получил небольшие травмы ), молодого югослава командование направляет его на освоение новейшего бомбардировщика СБ.

Однако, Божко жаждет отомстить за смерть друга и забрасывает вышестоящие инстанции рапортами о переводе в истребительную авиацию. В какой-то момент его желание совпало с обстановкой на фронтах и по личному указанию командующего авиацией Сиснероса Петровича направляют на переобучение для полетов на истребителях советского производства. Он все же успевает сделать несколько полетов на СБ.

На этот раз в Эль Кармоли под руководством советских инструкторов он осваивает И-15. В конце мая - начале июня он был направлен в 1-ю эскадрилью "Чатос", которая к тому времени базировалась на полевом аэродроме Эль Сото. Этот аэродром, а если точнее полевая площадка представляла собой просто ипподром в имении графа де Альбукерки в 26 километрах от Мадрида.

Костяк эскадрильи составляли опытные советские летчики под командованием Ивана Еременко. Однако, как и многие другие республиканские эскадрильи она была интернациональной - кроме русских и испанцев в ней были два австрийца ( Вальтер Корроуз и Том Добиаш ) и американец ( Альберт Баумлер ).

Сразу по прибытии Божко представился - он открутил сорокоминутный пилотаж над летным полем на глазах всей эскадрильи и собственно командира. Все остались довольны.

Первоначально талант Божко - истребителя не открылся во всей красе, так как командование использовало ее в основном как штурмовую. Однако, как только "чатос" стали втягиваться в круговерть воздушных боев, его счет стал расти. Первую свою победу Божко одержал 1 июля, когда сбил германский "Хейнкель"-51 из состава "Легиона Кондор".

Конец июня - начало июля стало очень напряженным периодом для эскадрильи - летчикам приходилось выполнять по 4-5 вылетов в день, что было тяжело прежде всего физически. Многие непривычные к климату советские добровольцы долго не выдерживали такого ритма и вскоре отправлялись на родину.

Особенно тяжело пришлось с 5 июля, когда республиканцы начали наступление под Мадридом. Для его поддержки командование стянуло 11 эскадрилий - в том числе две авиационные группы ( 21-ю, вооруженную "москами" и 26-ю - "чатос" ). С другой стороны франкисты бросили в бой новейшие истребители Bf-109 и бомбардировщики Не-111 и До-17.

В это время Божко увеличивает счет своих побед очень быстро - буквально за неделю он сбивает три "фиата".

Ранним утром 6 июля эскадрилья 1\26 над Мадридом встретилась с группой Не-51. Во время воздушного боя, в который вмешалась и десятка И-16 ( эскадрилья 1\21, ведущий - Александр Минаев ). После того как немцы потеряли три самолета и ретировались, летчики обеих эскадрилий отправились на перехват группы До-17 над Боадильей. Божко, Еременко и Кузнецов атаковали и сбили один До-17, который тем не менее пошел на личный счет югослава. Пилот германского бомбардировщика выбросился с парашютом и попал в плен. Допрос проводил Агальцов и как оказалось он был личным советником Гиммлера.

9 июля в напряженной схватке над Авиллой Петрович сбивает Bf-109 ( правда, отчеты Легиона "Кондор" не подтверждают потери самолетов этого типа в этот день ), который становится его пятой победой и соответственно с этого момента югослав по праву может считаться асом. Однако, в исторической литературе существуют расхождения и отмечается, что эта победа была одержана тремя днями позже. Тогда в принципе можно объяснить и отсутствие подтверждения с немецкой стороны.

День 12 июля стал последним в жизни Петровича поэтому стоит остановиться на нем подробнее. Ранним утром звено И-15 ( ведущий Леонид Рыбкин, правый ведомый Луис Сардино и левый - Божко Петрович ) поднялось в воздух на перехват дальнего разведчика Не-111. Над горами Сьерра-де-Гвадаррама они обнаружили цель. Никто из звена еще не имел дела с самолетами этого типа. Недалеко от них эскадрилья Лакеева вела бой с более чем 40 "фиатами". Завидев их, экипаж "Хейнкеля" на полном газу попытался уйти под их прикрытие. Однако, не тут то было - "чатос" атаковали и сбили его.

Возвращаясь обратно, "пятнадцатые" были атакованы парой "фиатов", внезапно появившихся с запада. Один из итальянцев атаковал Петровича и серьезно повредил его истребитель ( были перебиты расчалки правого крыла и очередью срезан ветровой козырек ). Правда, через несколько минут Сардино расстрелял зазевавшегося пилота.

Вечером того же дня Петровичу предстоял еще один бой. Бомбардировщики националистов обрушились на части 13-й и 15-й интернациональных бригад, которые вели наступление вдоль дороги Брунете - Боадилья. Командование подняло в воздух все пригодные самолеты - в кабинах "чатос" находились Еременко, Кузнецов, Карпов, Рыбкин, Серов, Петрович ( который видимо вылетел на другом - не своем самолете ), Сорокин и Баумлер. Эскадрилья атаковала бомбардировщики над вершинами Москито и Романильос. Однако, не дремали истребители прикрытия : сразу шесть "фиатов" атаковали звено Еременко - Кузнецов.

Поначалу казалось, что все складывается удачно - республиканским летчикам удалось сбить один самолет, второй сбивает Петрович ( это его общая седьмая победа ). Однако, увлекшись преследованием, он оказывается в опасной близости от земли. Божко в последний момент успевает выхватить истребитель из пикирования: "чато" свечой устремляется вверх. Но неожиданно на глазах товарищей верхние крылья его самолета начинают складываться, а затем и отрываются от фюзеляжа. Опрокинувшись на бок, И-15 рухнул вниз. Вспыхнувший самолет стал погребальным костром для летчика ......

Обычно причиной катастрофы называют изношенность республиканской авиатехники, однако в своих воспоминаниях советские добровольцы часто вспоминают излишнюю горячность и рискованность всех вылетов югослава.

Божко Петрович разделил судьбу многих неизвестных героев - он был захоронен в братской могиле недалеко от места своего последнего боя.

 

И-15, 1-я эскадрилья республиканских ВВС, пилот - Б.Петрович, июнь 1937 г.




(с) М.Жирохов, 2003



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100