Первое место среди словацких летчиков занимает ставник Ян Режняк, который явно оправдал свою многозначительную фамилию (в переводе со словацкого, режняк - мясник), добившиеся 32 достоверных и 3
предположительных побед. Причем по далеко еще неполным данным, 21 из них подтверждена советскими документами. Удивительно высокий процент!
Летчик отличался исключительным везением. Достаточно сказать, что в январе-марте 1943 г. его трижды сбивали, кроме того, в этот период он дважды разбивал свои "мессеры" (3 февраля - на взлете.
15 февраля - при посадке), но во всех случаях не получил даже царапины.
Первый раз Ражняка "приземлили" января в районе станицы Смоленская. В воздушном бою он одержал свою первую победу, но, как
это часто бывает, увлекшись атакой, не заметил ЛаГГ-3 "на хвосте", который поджег его Bf 109E-4 (W/NH 2787). Словацкий летчик спасся на парашюте.
Ровно через месяц, 17 февраля, советские
истребители сбили над северной частью Азовского моря аса " 1 JG.52 кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями л-та Хайнца Шмидта. "Безлошадный" на тот момент Режняк полетел его спасать на
связном биплане Аr 66, и сам был сбит. Судьба оказалась благосклонной к обоим. Режняка подобрал из воды немецкий катер, а Шмидт после пятидневных! блужданий по дрейфующим льдам сумел добраться
до берега в районе Мариуполя. 25 марта Режняк на новом Bf 109G-2 (W/NH 13743) был подбит над Таманью во время атаки советского Пе-2 и разбил свой горящий "густав" при вынужденной посадке.
В июле
во время ротации личного состава словацкий ас возвратился на родину. Немцы высоко оценили рвение своего союзника, и кроме Железных крестов 1 и 2 класса, наградили еще и Рыцарским крестом.
Список воздушных побед словацкого аса #1 Яна Режняка (По данным советских источников )
N Дата Район боя Тип сбитого самолета Авиачасть Звание и фамилия пилота
1. 17.01.43 ст. Смоленская;И53 И-153 975 ИДП г-н Филатов
2. 28.01.43 ст. Аэтырскэя И-16 И-16 116ИАП с-нт Эмичентов
3. 11.02.13 ст. Крымская И-16 И-16 975ИАП неустановленно
4. 10.03.43 ст. Ахтырская И-16 И-16 Э75ИАП мл. л-т Щербин
5. 11.03.43 ст. Абинская И-153 И-15Э 611ИАП с-нт Сипов
6. 11.03.43 ст. Еривэнская И-16 И-16 975ИАП неустановленно
7. 13.03.43 ст. Петровская МиГ-1 ЛаГГ-3 975ИДП ст-наАнтонев
8. 14.03.43 ст. Красноармейская ДБ-Зф Ил-4 132 БАД
9. 27,03.43 ст. Петpoвeцкая ЛаГГ-3
10. 29.03.4Э ст. Славянская ДБ-Зф
11. 29.03.43 ст. Петровская И-1Ё И-16 975ИАП л-тАннсимов
12. 29,03.43 ст. Петривская И-16 И-16 975ИАП С-нтВасипьеа
13, 31.03.43 Ст. Петровская ПаГГ-3
14. 10,04.43 ст. Аиинекая ЛаГГ-3 Як-1 6 ГИАП(ЧФ) л-т Цыганов
15, 15,04.43 г. Геленджик ЛаГГ-3 ЛаГГ-3 267 ИАП неустановленно
16. 20.04.43 ст. Славянская ЛаГГ-3 ЛаГГ-Э 269 ИАП неустановленно
17, 20,04.43 ст. Славянская ЛеГГ-Э ЛаГГ-3 367 ИАП неустановленно
18, 21,04.43 ст. Ахтырскав ЛаГТ-3 ЛаГГ-3 267 ИАП неустановленно
19. 25,04,43 г. Геленджик ЛаГГ-3
20. 27.04.43 ст. Холмскав ЛаГГ-3
21. 27.04.43 ст. Холмская ЛаГГ-3
22. 3D.04.43 ст. Крымская ЛаГГ-3
23. 03.05.43 ст, Крымская ЛаГГ-3
24. 03.05.43 ст. Крымская ЛаГГ-3
25, 03,05,43 СТ.Крымская И-16 И-16 975ИАП неустановленно
26. 04.05.43 г. Геленджик МиГ-1
27. 08.05.43 ст, Крымская МиГ-3 ЛаГТ-3 92В ИАП л-т Беляков
23. 26.05,43 ет, Троицкая Пе-2 Пе-2ФТ 366ОРАП
29. 26.05.43 ст.Троицкая МнГ-1 ЛаГТ-3 230 ШАД мл. л -т Давыдов
30. 29.05.43 ст. Троицкая МиГ-1 ЛаГГ-3 25 ИАП(ЧФ) неустановленно
31. 20.06,43 ст.Аоинская Як-1 Як-7Б 25 ИАЩЧФ) с-нт Мазмыкин
32. 30.06,43 ст. Славянская ЛаГГ-3
Messerschmitt Bf.109G-6 Яна Режняка
Одно из последних
интервью аса (по материалам
http://www.nazdar.ru)
- Почему в клубе люди, которые
воевали на противоположной стороне фронта, чем вы?
Мы там все друзья. Например, Франтишек Пержина (знаменитый чешский ас),
воевал против меня, но мы друзья.
- Вы поддерживаете с ним связь?
Да.
- После войны вы как инструктор летали в Простейове. Встретили вы там
кроме Пержины какого-нибудь другого лётчика с запада, обвиняли вас за
то, что воевали на стороне немцев, то есть против них?
Никто мне не сказал ничего. Чешские офицеры Дуда и Вилдомец хотели,
чтобы я был офицером. Им был всё равно, что я словак. А вот за словаков
наоборот мне было стыдно. Я слышал как Штаудер (воевал вместе с Режняком,
сбил 12 советских самолётов, но потом перешёл на сторону Красной Армии)
говорил: "Вот Режняк воевал против русских, а его назначили в школу!".
Он из России привёз жену. Он мне ставил палки в колёса. Чехи меня
продвигали вперёд, а бывший друг был против меня. Я был популярен, даже
мне дали хорошую квартиру.
- Из армии вас "ушли" в 1948 году, но в тюрьму не попали. Были у вас
проблемы с прошлым?
Никто мне ничего не говорил потому, что им была нужна моя работа. Я
работал без какой-бы то ни было школы конструктором.
- Не было у вас проблем даже в 1945 году, когда СССР освободил
Словакию?
С винтовками пришли ко мне милиционеры и сразу же отвели в русский штаб.
Там был какой-то Виноградов, разумный человек. Милиционер ему говорил,
что я сбил 35 советских самолётов. Виноградов меня спросил: "Ты военный
лётчик?", я говорю: "Да". А он и ответил, что если я военный лётчик,
пусть со мной решает что делать чехословацкий военный суд, что их это не
касается. Тогда мы поехали в Мартин с ещё тремя, меня обозначили как
"особый случай". Открылись двери и кто-то закричал: "Режняк!". Я вошёл
туда, там сидел единственный человек, дал мне прочитать бумагу и сказал
подписать. Я и подписал - там было всё в мою пользу. Обо мне постарался
мой бывший командир, который после Словацкого восстания перелетел в
СССР.
- Вы не участвовали в Словацком восстании в отличие от прочих
лётчиков, которые воевали на восточном фронте. Почему?
Я тогда вернулся из Дании и был у столяра. Прибежал солдат, говорит
чтобы я быстро бежал на аэродром. Там командир Галузицкий говорит, что
идёт воевать против партизан. Я сказал, что не буду. Поэтому я и не был
участником восстания. Они же потом перебежали на сторону партизан.
- Какое первое впечатление на вас произвела Россия?
Не могу описать, всё было гнусное, люди жили в развалюхах. Мы получили
карту Майкопа, где он выглядел как Нью-Йорк - широкие улицы и всё такое.
В действительности там не было ничего, сплошные дыры. Никаких дорог,
когда шёл дождь, нам было жалко, но мы валили людям заборы и по них
ходили.
- А как к вам относились люди?
Относились к нам хорошо. Они ненавидели собственную армию, были верующие
и коммунизм у них всё взял. У нас там были наши священники и русские
ходили к нам на службы.
- Была разница как относились к вам и немцам?
К ним относились относительно хорошо.
- Но ведь немцы там убивали и совершали преступления. Вы это видели?
Вроде там были повешены партизаны, но я не видел. Они обычно ночью
зарезали несколько немцев и потом со стороны немцев это была месть.
Немцы были интеллигентный народ.
- Где вы жили?
В тех развалюхах. Первую ночь, когда засыпал, по мне бегали мыши.
- Что вам говорили, когда вас отсылали в Россию?
Никто ничего не говорил, просто мы получили приказ и поехали. И не
только мы, но и венгры, румыны и прочие.
- Был кто-то кто не поехал?
Это было невозможно.
- После войны коммунисты пытались извиниться за словацких лётчиков
против СССР утверждением, что якобы сбитые самолёты придумывались, чтобы
так выглядело перед немцами, но в действительности словацкие лётчики
уклонялись от боя. Это так?
Это было невозможно. У немцев был хорошая система учёта. Если где был
бой - знали об этом скорее, чем мы вернулись из полёта. Мы потом должны
были всё описать. Было даже так, что только я вернулся, а сбитый самолёт
уже был подтверждён. Раз у меня даже была победа без единого выстрела -
в тумане русский врезался в землю, я сам с трудом спасся.
- Вы встретили когда-либо сбитого вами пилота?
Нет, но раз в Краснодаре в школе лётчиков мы видели где-то 30 сбитых
русских. Мы им носили всё что было надо, они страшно боялись, но мы им
говорили, что это лишь пропаганда, что их не будут мучать.
- Были дезертиры с советской стороны?
Один раз приземлился один в Анапе из выскочил из самолёта около нас.
Выскочил из кабины и сразу говорит, что хочет воевать вместе с нами.
Немцы его допрашивали. Было лето, а он там сидел в длинных кожаных
рукавицах. Я не понимал зачем, но потом осмотрел самолёт изнутри и
сказал, что он - герой, что вообще летал на таком самолёте. Я посидел в
самолёте и у меня были все руки в крови, поэтому были рукавицы, там
торчало чёрт знает что. Покрышкин потом в своей книге написал, что якобы
он заблудился с новеньким самолётом когда летел с завода. Это неправда,
специально перелетел к нам.
- Вы были успешным лётчиком. Не использовали вас после возвращения с
фронта для пропаганды? Вы встречались с Йозефом Тисо?
С ним нет. Я встретился только с депутатом Мондоком, который потом
сбежал с Тисо в Австрию. Ему удалось потом убежать.
- Хотели вас политически использовать?
Нет
- Какими были людьми немецкие лётчики?
У нас были отличные отношения. Командиром был Дитрих Храбак, это был
100-процентный человек. Пять лет назад я ему написал, что помню один
полёт, когда мы сопровождали немецкие бомбардировщики. Это было где-то
15 минут, потом я сказал Йозефу Штаудеру, что идём на вольную охоту. Он
мне ответил, что у него неполадки и я летел сам. Мы были на русской
стороне. Русские истребители мы называли индейцами, я оглянулся не
увидим ли кого. И увидел четыре точки. Увидели меня, подумал, что один
из них сейчас спикирует на меня. Я уже приготовился стрелять, а потом
вижу, что это Мессершмитт, так я не стрелял. Потом я приземлился, у
самолёта остановилась машина командира, вышел Храбак, я подумал, что
будет ругаться, но он пожал руку и сказал мне, что я держался хорошо в
воздухе. От этой похвалы у меня была такая радость, как будто я сбил 10
русских.
- О русских говорили, что это были плохие лётчики
Были между ними и слабые, были и сильные. Один русский мне показал такой
манёвр, что я не мог поверить своим глазам.
- Говорят, что это был сам Покрышкин
Не знаю. Навстречу нам летело двое русских. Их ведущий стрелял в моего
друга, я говорю сам себе, что сейчас его собью, опыт уже был, я знал что
делать. Но пушка отказала, а он сразу сбавил газ и ждал, когда я его
опережу. Это был опытный лётчик, но мне удалось сбежать.
- Когда вы вернулись с востока опять в Словакию, ваша 13-я эскадрилья
к неудовольствию немцев не отражала американские налёты, что вроде как
вы готовились перейти к партизанам.
Кто знает, там были сотни американских истребителей, нас было восемь.
Если бы мы напали, это было бы самоубийство.
- Но в конце концов вы всё-таки повоевали против них и закончилось
это катастрофой
Я сидел в самолёте, который был потом сбит. Мой друг Зеленяк мне
говорил, чтобы я его пустил в самолёт. Я сбегал ещё за командиром,
который мне сказал, чтобы я его пустил. Когда улетели, я сел в
неисправный Мессершмитт, включил радио и слушал как идёт бой. Командир
Галузицкий стоял около меня и спрашивал что нового. Я знал, что у них
нет шансов. Галузицкий хотел запретить вылет, но это было невозможно.
Зеленяка сбили у Горной Стреды. Я видел как за ним гналось три Лайтнинга.
Сел на поле, поломал себе позвоночник и стал инвалидом. Через 10 лет
умер.
- После войны не было вам жалко, что воевали против СССР?
Никогда таких мыслей не было. Когда мы там были, мы воевали против отцов
и сыновей тех людей, а тем не менее мы им нравились. Потом я жил в
лучшем доме, та женщина звалась Люда, у неё был муж майор в Красной
армии. Когда я у неё жил, у неё были сплошные выгоды, она ценила, что
живём у неё.
- Но ведь вы могли убить её мужа!
Ей это даже не приходило в голову, ничего такого не говорила.
|