Чарльз Керноу Шерф
(Charles Curnow Scherf), кавалер ордена "За выдающиеся заслуги" (The Distinguished
Service Order (DSO)), Креста с планкой "За выдающиеся летные заслуги" (The
Distinguished Flying Cross & Bar (DFC)), пожалуй был единственным в своем роде
летчиком-асом, все победы которого были одержаны им "за штатом", в то время, как
он не являлся официально пилотом ни одной боевой части. А за период менее года -
с ноября 1943 по май 1944 года, Шерфу официально засчитали 13.5 воздушных побед,
пять самолетов противника, уничтоженных на земле и еще 9 "вероятных" побед.
Учитывая очень строгую систему учета побед в британской авиации на Европейском ТВД, есть высокая степень вероятности, что из этих девяти "вероятных" побед,
которые не были официально засчитаны пилоту, по крайней мере часть была
реальной. Чарльз Шерф родился 17 мая 1917 года в австралийском городе Эммавиле в Новом
Южном Уэльсе. С началом 2-й Мировой войны Шерф уже был дипломированным пилотом и добровольцем
поступил в Британские Вооруженные Силы. А в ноябре 1941 года в звании флайт
лейтенанта был направлен в 418-ю канадскую эскадрилью в составе RAF -
Королевских ВВС Великобритании, укомплектованную истребителями Бофайтер.
Однако 26 его первых боевых задания прошли впустую. Пока коллеги Шерфа дрались с
Люфтваффе, и обсуждали за кружкой доброго эля воздушные битвы, австралийцу было
абсолютно нечем похвастаться. В результате осенью 1942 года Чарли Шерфа
"списали" на землю, переведя на штабную работу, видимо, как абсолютно
бесперспективного пилота.
Именно с этого момента и начались настоящие приключения в карьере уже бывшего
пилота. Чарли Шерф, будучи весьма компанейским парнем, и не дурак выпить.
тривиально не смог расстаться с компанией коллег-летчиков из 418-й эскадрильи, и
был частым гостем на аэродроме.
А будучи далек от британской пунктуальности и дисциплины, нередко поднимался в
воздух на свободном самолете "за компанию", как он говорил, "в последний раз". В
результате, за Шерфом закрепилось прозвище - "Last-Trip" - "Последний Рейс". В
каждом из подобных "последних рейсов" Шерфа по-очереди сопровождали его
штурманы-собутыльники флаинг-оффицеры Браун, Финлейсон, Стюарт .
Первый относительный успех пришел к Шерфу 28 ноября 1943 года, когда он вылетел
"в последний раз" на новейшем истребителе Москито F Mk.II, на которые недавно
пересадили летчиков 418 эскадрильи. в сторону Норвежского побережья
"поохотиться". Охота почти удалась, когда штурман Браун над морем внезапно
обнаружил гигантский шестимоторный "Викинг" - летающую лодку Блом и Фосс BV-222. Шерф и Браун были настолько впечатлены размерами немецкого самолета, что чуть не
прозевали его. Но первый блин, как водится, вышел комом, да и руки "на старые
дрожжи" у Шерфа видимо дрожали. Залп из восьми стволов Москито, способный
разорвать на части любой самолет, смертельным не получился. Немецкая летающая
лодка, теряя куски обшивки и огрызаясь бортовыми пулеметами, заложила вираж и
скрылась в сумерках. А Шерф "записал" себе поврежденный самолет противника.
В следующий раз Шерф вылетел на охоту 27 января 1944 года в составе группы из
четырех "Мосси" возглавляемых командиром эскадрильи Доном Макдональдом. Четверка
"Москито" совершала рейд, углубившись на 100 миль на французскую территорию.
Рейд был на редкость удачным. В течение 8 минут летчикам удалось завалить 7
немецких самолетов.
Первым отличился лидер группы, с одного захода заваливший над немецким
аэродромом заходящие на посадку бомбардировщики Хейнкель Hе-111 и тяжелый
Не-177. Затем флайт лейтенант Джони Джонсон в паре с флаинг оффицером Джонни
Кейном один за другим отправили в небытие четыре транспортных Юнкерса Ju-52.
Герой рассказа Чарли Шерф, со своим штурманом флаинг оффицером Элом Брауном,
держался в стороне от коллег, когда внезапно прямо перед собой обнаружил тяжелый
четырехмоторный Фокке-Вульф FW-200. На этот раз залп Москито не оставил немцу
шансов - счет был открыт.
Вдохновленный успехом, Шерф стал появляться в "своей бывшей" эскадрилье в любое
свободное время, стараясь вылетать "в последний раз" при любом удобной случае.
Следующий успех пришел к нему в ночь с 18 на19 февраля 1944 года. Во время
полета над Ла-Маншем он обнаружил и сбил немецкий двухмоторный самолет, опознать
который не смог.
21 февраля он расстрелял на французском аэродроме бомбардировщик Хейнкель
Не-111. В ночь с 25 на 26 февраля его жертвами стали сразу два бомбардировщика
Юнкерс Ju-88. После этой ночи Шерф не стал возвращаться на свое место службы, а заправив свой
"Мосси", с утра вновь отправился в полет в паре с канадцем Говардом Кливлендом,
вылетевшим ведущим Шерфа.
Над французским побережьем летчики не поверили своим глазам, увидев необычную
летающую конструкцию. Гигантский пятимоторный самолет, состоявший из двух
знакомых им фюзеляжей бомбардировщика Хейнкель Не-111, срощенных крылом, тащил
на буксире планерный поезд. Пилотам попался по настоящему раритетный "зверь" -
буксировщик планеров Хейкель Не-111Z "Цвиллинг", построенный всего в 12
экземплярах. Канадец Кливленд первым открыл огонь, один за другим уничтожив в
воздухе оба планера Гота Go-242, затем Шерф, сбросив скорость, аккуратным залпом
сначала поджег центральный двигатель Цвиллинга, а затем "разделил" его пополам.
На обратном пути, летчики наведались на немецкий аэродром, мимоходом расстреляв
на стоянке несколько транспортных Юнкерсов Ju-52.
В прицеле -
"Цвиллинг"
По возвращению на аэродром, начальство долго изучало снимки фото-кинопулемета
летчиков, с удивлением споря, сколько же побед засчитать пилотам. Первоначально
весь планерный поезд был засчитан как одна победа на двоих, но после статьи в
лондонской "Таймс", где были опубликованы снимки уничтожаемого "Цвиллинга",
пилотам на пару засчитали две победы. После этого вылета Шерф точно решил, что
он был последним, поэтому следующий "последний" вылет состоялся лишь 5 апреля, в
ходе которого Шерф наведался на учебный аэродром немцев, в ходе которого в
воздухе над ним он уничтожил трофейный французский двухмоторный Потез 63-11,
многоцелевой Фокке-Вульф FW-58 и связной "Шторьх", который пытался уйти от
грозного Москито между деревьями на предельно малой высоте. Затем, остатки
боекомплекта были истрачены на паре припаркованных на стоянке Хейнкелей Не-111 и
расчетах немецких зениток.
2 мая 1944 года Шерф снова вылетел "за компанию" ведомым Говарда Кливленда на
балтийское побережье Германии, "кошмарить" немецкие аэродромы. И снова привез
боевые трофеи - высотный разведчик Юнкерс Ju-86P, а на земле уничтожены три
Хейнкеля He.111 и один Дорнье Do.217. На берегу обстреляны два гидросамолета
Не-115. 16 мая пилоты вернулись в район Пенемюнде. В предрассветных сумерках Шерф над
побережьем расстрелял бомбардировщик Хейнкель Не-111, когда был внезапно
атакован истребителем FW-190, который выпустил по Москито ракеты, однако
промахнулся и, проскочив вперед подставил хвост под залп Шерфа, который
незамедлил разнести Фокке Вульф на куски. Через 3 минуты в поле зрения
австралийца оказался бомбардировщик "Гриф" Хейнкель Не-177, который отправился к
земле после следующего залпа. Над немецким аэродромом был обнаружен учебный
немецкий биплан, который был опознан как либо Хеншель HS.123, либо Бюккер
Bu.131, который немедленно был отправлен к земле. Затем на взлете был "пойман"
высотный разведчик Ju-86P, а на стоянке расстрелян Не-111. На обратном пути у
пирса была расстреляна летающая лодка Дорнье Do-18.
На всю операцию, в которой пять самолетов было уничтожено в воздухе за 15 минут,
причем на четверых из них ушло всего пять минут!
Это вылет, за который летчик получил орден "За выдающиеся заслуги" (DSO) стал
действительно последним для Шерфа. В воздух он больше не поднимался.
В 1946 году Шерф вернулся в Австралию. Чарльз Шерф после войны начал откровенно
спиваться, что стало косвенной причиной раннего конца австралийского аса. 13
июля 1949 Чарльз Керноу Шерф по прозвищу "Последний Рейс" в изрядном подпитии
сел за руль и на огромной скорости врезался в дерево. Шансов выжить у него не
было...
|