Карел Седа (Seda Karel)
родился 4 ноября 1908 года в Уезде (Чехословакия). Начал воевать в
составе 310-й чехословацкой эскадрильи с 6 августа 1940 года.
Во время "Битвы за Британию" он совершил много боевых вылетов, но
единственным его успехом было повреждение Bf 110 недалеко от Лондона 7
сентября 1940 года.
26 апреля 1941 года закончился его "тур" и он был направлен в No. 45
Maintenance Unit (MU). Здесь он пробыл примерно два года, освоив десятки
типов летательных аппаратов - от тренировочного "Магистра" до
четырехмоторного "Галифакса".
Направлен в No. 54 Operational Training Unit (OTU) для переобучения на
истребителя - ночника. Именно во время переподготовки он составил один
экипаж вместе с оператором радара Драгомиром Градски (P/O Drahomir Hradsky).
С 20 июля 1943 - в составе 68-й аэ ночных истребителей.
Первый (и единственный) успех пришел 4 февраля 1944 года когда над морем
сбил Ju 188.
21 января 1945 года закончился его второй "тур" и он отправлен в
распоряжение чехословацкого командования.
В февраля стал летать в Metropolitan Communication Squadron (Transport
Command) на транспортных самолетах. Здесь же встретил и окончание войны. В
августе 1945 года вернулся в Прагу.
На родине стал летать в авиакомпании Czechoslovak Aerolines (CSA). В июле
1950 года был выгнан из компании вместе с многими своими коллегами,
летавшими в Англии. Вместе с четырьмя своими сослуживцами решил сбежать на
Запад.
Но к сожалению, проводник, к которому они обратились - Карел Улехла - был
сотрудником спецслужб и сдал всех. Приговор - 14 лет лишения свободы.
Первые 4 месяца он провел в тюрьме, а затем был направлен на урановые
рудники в Горни Славков.
Был освобожден 14 мая 1958 года. Долгое время не мог найти работу, но
вскоре стал работать электриком. Компания Tesla Karlin получила электрика,
который провел в воздухе 8600 часов и освоил 116 разных типов самолетов!
В 1966 году был полностью реабилитирован. Умер 15 июня 1992 года в Праге.
(с) М.Жирохов, 2003-08-17