Среди первой десятки асов, летавших в битву за Британию на
"Спитфайрах", помимо англичан значилось трое новозеландцев, один
австралиец и один южноафриканец. Первым австралийцем, принявшим
непосредственное участие в войне стал 22летний Десмонд Фредерик Барт Шин.
Шин служил в вооруженной "Спитфайрами" 72й эскадрилье, эскадрилья
базировалась в Ликонфильде.
Шин поступил на службу в Королевские Австралийские
военновоздушные силы (RAAF)
в январе 1936 г. С июля 1937 г. Шин летал на истребителях Глостер
"Гладиатор", а апреле 1939 г. 72я эскадрилья получила первый "Спитфайр".
"Спитфайры", переданные 72й эскадрилье были частью самой
первой партии из 310 новых истребителей, поставленных фирмой Супермарин
Королевским ВВС. Шин летал на самолете с номером К9959, на борту фюзеляжа
была изображена персональная эмблема пилота бумеранг. В отличии от
большинства пилотов Истребительного командования, по настоящему
вступивших в войну только после начала немецкого наступления на Западе в
мае 1940 г., Шин одержал свою первую победу 21 октября 1939 г. После
объявления войны 72я эскадрилья была переброшена из ЧарчФентона на
восток, на аэродром Ликонфилд, расположенный севернее Халла. Этот
аэродром находился под контролем командования 13й группы, которая,
наряду с другими задачами, прикрывала каботажное судоходство в Северном
море. В первые недели "странной войны" немецкая авиация совершила
несколько налетов на английские корабли и суда, после чего самолеты
Истребительного командования стали летать на охрану судоходства.
Вечером 21 октября удача улыбнулась патрулям из 72й
эскадрильи. Флэгофицер Дес Шин и "Джимми" Элсдон перехватили девятку
гидросамолетов Не115В из 1./Kustenfliegergruppe
в пятнадцати милях юговосточнее СпарнХида.
"Мы взлетели парой и взяли курс в направлении побережья и
вскоре обнаружили Не115В. Их экипажи также заметили нас, два
гидросамолета вышли из общего строя и начали набирать высоту, чтобы
обеспечить прикрытие остальных машин сверху. Джимми и я немедленно
атаковали их. Как только я подошел к Не115В, его кормовой стрелок
открыл огонь, но моя очередь заставила его замолчать. Видимо, второй
очередью я убил пилота Хейнкель потеря управление. Я не видел
окончательного падения гидросамолета, но его позже засчитали мне как
подтвержденную победу."
Элсдон и Шин сбили по Не115, в то время как пилоты "Харрикейнов"
из 46й эскадрильи сбили еще три гидросамолета и один тяжело повредили,
последний разбился над Данией. Больше крупные группы Не115В никогда не
появлялись в британских водах.
В конце месяца 72ю эскадрилью перевели в Дрим,
окрестности Эдинбурга. Самолеты попрежнему летали на охрану судоходства.
7 декабря РЛС обнаружила над устьем реки Тай семь бомбардировщиков
Не111Н3 (самолеты принадлежали 1./KG26).
На бомбардировщики были наведены три "Спитфайра" из эскадрильи " 603 "Сити
оф Эдинбург". Истребители смогли повредить два Хейнкеля, но изза
нехватки топлива были вынуждены прервать атаку.
Между тем, тревога была объявлена на аэродроме Дрим, шесть
"Спитфайров" устремились на взлет, один из самолетов пилотировал Дес Шин.
"Группу из семи Хейнкелей мы обнаружили быстро. Они,
видимо не ожидали угрозы с северного направления, поскольку наше
появление стало для них шоком. Бомбардировщики шли на бреющем полете, мы
спикировали на них так низко, что я увидел прибой у скал острова БеллРок.
Я открыл огонь по выбранной цели, но тут стрелок летевшего слева от меня Хейнкеля выпустил точную очередь по кабине моего "Спитфайра". Одна пуля
попала мне в ухо, еще одна пробила топливный бак. Я немедленно вышел из
атаки и взял курс на Леачэрс, кабина постепенно заполнялась топливом. Мне
удалось благополучно приземлиться. Рождество я встречал в госпитале ЭдинбургКастл."
Австралийцу крупно повезло, что топливо не воспламенилось,
а просто вытекало из пробитого бака. В памятном для Шина бою было сбито
два Хейнкеля, один летчиком 72й эскадрильи и один пилотом из 603й
эскадрильи, Шину записали третью победу.
В госпитале Шин провел несколько недель. За это время
эскадрилья часто прикрывала морские конвои, но летчики не провели ни
одного воздушного боя противник отсутствовал.
В апреле Деса Шина перевели из Истребительного командования
в фоторазведывательный отряд, оснащенные "Спитфайрами" с фотоаппаратами,
но в июле летчик вернулся назад в 72ю эскадрилью. Эскадрилья тогда
базировалась в Акклингтоне. Шин вернулся в свое старое подразделение уже
в качестве командира.
В эскадрилье Шин вновь "оседлал" свой "Спитфайр" с
бортовым номером К9959 и бумерангами, нарисованными по бортам фюзеляжа
ниже фонаря кабины. В течение шести последующих недель летчики
эскадрильи лишь наблюдали, как их товарищи из 11й группы отражали налеты армады немецких самолетов на аэродромы и радиолокационные
станции. 15 августа битва за Британию коснулась и летчиков 13й группы.
Немецкий
"uftflotte 5 воздерживался от нанесения
ударов по целям на северовосточном побережье Великобритании, высшее командование люфтваффе считало, что в результате англичане стянут всю
истребительную авиацию в юговосточную Англию. Немцы рассчитывали, что
спокойная воздушная обстановка ослабит внимание операторов РЛС,
расположенных на северовостоке. Утром 15 августа с норвежских аэродромов
Ставангер и Сола в воздух поднялось 72 бомбардировщика Не111Н4 из
KG26 и 21
истребитель Bf
110D
из I./ZG26.
Все мессершмитты имели 1000литровые подвесные топливные баки и могли
сопровождать бомбардировщики на всем маршруте через Северное море.
Командир I./
ZG26 гауптман Вернер Рестемейер летел на самолете, оборудованной аппаратурой
прослушивания радиопереговоров противника. Ровно в 10.00 самолеты должны
были нанести удар по аэродромам 13й группы.
Еще раньше основной группы в отвлекающий рейд отправились
гидросамолеты Не115В из 1. и 3./ Kustenfligergruppe 506.
Гидросамолеты должны были пересечь Северное море и, нанеся удар по Данди,
отвлечь на себя английские истребители. Однако этот план сорвался изза
навигационной ошибки штурмана головного Не111, бомбардировщики шли
практически тем же самым курсом, что и гидросамолеты и их обнаружила
радиолокационная станция в Анстратере.
Сначала на пути немецких самолетов было всего три
истребителя, но за короткий срок к ним присоединилось больше тридцати
самолетов 13й группы, в числе которых находились и все 11 "Спитфайров"
72й эскадрильи. Кроме "Спитфайров" для перехвата командование 13й группы
выделило еще две эскадрильи "Харрикейнов", но эти истребители взлетели
уже после вступления группы Шина в бой.
Летчики "Спитфайров" обнаружили почти сотню самолетов
противника, шедших на высоте 18 000 футов. Флайтлейтенант Эдвард "Тед"
Грэхэм немедленно доложил на землю об увиденном:
"Вижу более 30 бандитов, идут звеньями позади
бомбардировщиков. Офицер наведения отозвался: "Что, так много? Ты не
преувеличиваешь?"
"Спитфайры" Шина набрали высоту 21 000 футов и, зайдя с
моря, атаковали противника со стороны солнца. Летчики мессершмиттов
заметили пикирующие на бомбардировщики "Спитфайры" и немедленно
сбросили дополнительные топливные баки.
Bf 110 встали в свой
знаменитый оборонительный круг, известный как
Abwehrkreis, а Не11 разделились на две большие группы, одна из которых направилась к Клайду,
другая в направлении Ньюкастла.
"Я атаковал семерку Bf ПО, которые начали строить
оборонительный круг, в качестве объекта удара я выбрал ведущего группы.
Я ошибочно идентифицировал самолеты как
Ju88. После выпущенной с
кратчайшей дистанции очереди самолет противника взорвался в воздухе. Мне
пришлось пролететь через облако огня дыма, подвергая истребитель опасности
быть пораженными осколками взорвавшегося самолета, но мне повезло
"Спитфайр" остался невредимым".
Жертвой Шина стал самолет гауптмана Рестемейера. Гауптман
летал на устаревшем Bf
110D0,
которые имел фиксированный дополнительный топливный бак; пули,
выпущенные "Спитфайром" с бортовым номером К9959 попали в бак, который
немецкий летчик не мог сбросить при всем желании. Бак взорвался. Во время
набора высоты после удачной атаки, австралиец обнаружил еще одну группу
из шести Bf
110.
Дес Шин в кабине своего Спитфайра К9959/RNJ
(Хорошо видна персональная эмблема австралийца
коричневый бумеранг в белом круге)
На этом истребителе Шин сбил 21 октября 1939 года
He.115B, 7 декабря He.111
"Когда я набирал высоту, меня атаковал отделившийся от
группы мессершмитт, в носу самолета замелькали вспышки выстрелов
четырех его пулеметов и двух пушек. Я инстинктивно открыл ответный огонь.
Истребитель противника был так близко, что не помещался в прицеле. К
счастью, я оказался более удачливым стрелком, чем мой оппонент левый
мотор мессершмитта охватило пламя. Мы летели на встречных курсах, чтобы
не столкнуться, я резко отдал ручку от себя и "поднырнул" под
мессершмитт, избежав столкновения с ним. Я хорошо видел, как противник,
оставляя шлейф дыма, перешел в крутое пикирование. Я развернулся в
поисках новой цели. Всего минуту назад в небе было полно самолетов
противника, но теперь я остался в полном одиночестве. Не оставалось
ничего другого, как взять курс домой, на Акклингтон весь бой продолжался
не более пяти минут."
Вероятно, второй
Bf 110D,
сбитый Шином, принадлежал Stab I./ZG76
и его пилотировал адъютант группы оберлейтенант Лубес. Самолет упал в
море. Несмотря на удачный бой, летчики 72й эскадрильи ожидали, что их
вскоре перебросят на юг, на помощь 11й группе. Через две недели давно
ожидаемый приказ поступил 31 августа 72я эскадрилья и уцелевшие
"Спитфайры" эскадрильи " 610 "Сауети оф Честер" перелетели в БиггинХилл.
Новый аэродром базирования накануне передислокации эскадрильи подвергся
ожесточенному налету немецкой авиации. Второй налет последовал вечером 31
августа, 15 "Спитфайров" 72й и 610й эскадрилий приземлялись в
БиггенХилле, лавируя между воронками от бомб. Еще один налет последовал
во время заправки истребителей топливом, но "Спитфайры" 72й эскадрильи
взлетели на перехват противника. Первым взлетел Дес Шин.
В воздухе летчиков 72й эскадрильи навели на группу
бомбардировщиков Do17Z2
из I./KG3,
однако истребители Bf
109E,
охранявшие Дорнье, сорвали атаку англичан. "Эмили" сбили два "Спитфайра",
один английский летчик погиб, второй получил тяжелое ранение. В то же
время "Спитфайры" повредили один бомбардировщик, который разбился на
посадке в СентОмире.
"На посадке я обнаружил новые воронки от бомб. Рулежкой
по аэродрому руководил местный шофер, указывавший мне на не
разорвавшиеся бомбы. Аэродром БиггенХилл фактически полностью был
выведен из строя., на следующее утро нам предстояло перебазироваться в
аэропорт Кройдон. Утром мы поднялись на перехват группы из 30
бомбардировщиков Do17Z,
летевших под эскортом примерно такого же количества истребителей
Bf 109E.
Самолеты противника держали курс в направлении лондонских доков. Погода
стояла прекрасная, и мы легко обнаружили вражеские самолеты.
Бомбардировщик заполнил всю сетку прицела, и я уже собрался открыть
огонь, когда вокруг меня разверзнулся ад. "Спитфайр" начал резко
кренится, кабина наполнилась дымом. Я вышел из атаки и стал отходить от
строя бомбардировщиков. Я не видел кто меня атаковал, лишь позже узнал,
что подвергся удару зашедшей сверху со стороны солнца шестерки
Bf 109E.
Я пытался перевести истребитель в горизонтальный полет,
однако мотор работал с перебоями. При малейших попытках увеличить
обороты, двигатель начинал дымить еще сильнее. Я открыл фонарь. Отстегнул
ремни и перевел самолет в перевернутый полет, после чего покинул горящий
"Спитфайр".Парашют открылся на высоте примерно 12 000 футов. В течение
нескольких минут парения под куполом я имел возможность наблюдать
развернувшееся над Кентом сражение.
Сражение распалось на несколько обособленных "собачьих
схваток". Один мессершмитт загорелся, из него выпрыгнул летчик, он открыл
парашют совсем недалеко от меня. После приземления молоденькая девушка
помогла мне освободиться от парашюта."
Жертвами "Эмилей" стали еще два "Спитфайра", а еще два
поврежденных мессершмиттами английских истребителя сели на вынужденную
недалеко от ВестМэйллинга; летчики двух поврежденных "Спитфайров"
сумели дотянуть до Кройдона.
3 сентября Шину присвоили очередное воинское звание
флайтлейтенанта, вечером 4го сентября его эскадрилья вместе с восьмью
другими отражала налет 300 самолетов противника над юговосточным
Кентом. Летчики 72й эскадрильи атаковали над Тинтирдином две группы
Bf
110. Длинной очередью Шин повредил левый мотор мессершмитта, но, опасаясь
столкновения, прервал атаку и перевел "Спитфайр" в пикирование.
Шин набрал после атаки высоту 20 000 футов, однако
самолетов противника не обнаружил и вернулся в Кройдон. Мессершмитт ему
засчитали как вероятную победу. Позже пришло подтверждение о падении
Bf
110C
в море в семи милях от залива Пивинси, однако на эту
победу претендовал также летчик из 234й эскадрильи. Кроме этого
мессершмитта, пилоты 72й эскадрильи сбили еще два
Bf 110C,
но и эскадрилья не досчиталась двух "Спитфайров", еще один самолет получил
серьезные повреждения. Летчики всех подбитых "Спитфайров" спаслись.
Несмотря на то, что 72я эскадрилья не понесла ощутимых
людских потерь, она лишилась 11 самолетов, половину из которых пришлось
списать по причине полученных повреждений. На отражения налета авиации
противника на гавани Темзы вновь смогли взлететь только девять
"Спитфайров". На самолете с бортовым номером Х4034 летел Дес Шин. Как и
многие другие подразделения Истребительного командования летчики 72й
эскадрильи действовали в соответствии с предвоенной тактической схемой
тремя или четырьмя звеньями по три самолета. Над холмами Кэнтербари 72й
эскадрилья заплатила высокую цены за эту ставшую антикварной тактику.
Четверка Bf
109E
атаковала английские истребители со стороны солнца и с ходу
сбила три замыкающих строй "Спитфайра". Прежде чем, англичане успели
отреагировать на атаку, немцы исчезли из виду. Два английских летчика
погибли, а Дес Шин сумел спастись на парашюте.
"Один из пилотов успел предупредить, что выше нас он
заметил истребители противника, но едва в наушниках смолк его голос, как
по моему истребителю застучали пули и снаряды. "Спитфайр" мгновенно
перешел в неуправляемое отвесное пикирование. Я пытался открыть фонарь и
отстегнуть ремни, готовясь выпрыгнуть с парашютом. Как только я
расстегнул ремни, меня вжало в спинку кресла, а ноги задрались к лобовому
стеклу фонаря кабины. Самолет стремительно сближался с землей, с огромным
трудом мне удалось выбраться из кабины. Парашют открылся на высоте всего
800 ярдов. Первым человеком, которого я повстречал после приземления,
оказался полисмен на велосипеде. Он угостил меня виски из своей фляги и
поинтересовался: "Ты понимаешь, что могло произойти, выпрыгни ты из
самолета чуть позже?"
Шина направили в госпиталь Королевы Мэри в Сайдкапе, в
БиггинХилл он вернулся только 13 октября, как раз в то время когда 72ю
эскадрилью сменяла 74я эскадрилья. В составе 72й эскадрильи к этому
времени осталось всего семь летчиков. За шесть недель боев над
юговосточной Англией эскадрилья потеряла девять летчиков и 24
"Спитфайра".
Зимой 1941 г. 72я эскадрилья полностью восстановила
боеспособность и снова начала выполнять задания по охране судоходства. С
переходом люфтваффе на тактику нанесения ночных ударов, все больше
немецких бомбардировщиков стало появляться в зоне ответственности 13й
группы. Бомбардировщики стремились наносить удары по Ньюкастлу, Эдинбургу
и Глазго. У Истребительного командования не имелось сил, достаточных для
отражения ночных налетов. Подразделения "Спитфайров" и "Харрикейнов"
пытались противодействовать ночным рейдерам, но эти самолеты были далеко
не идеальными ночными перехватчиками. В это время 72я эскадрилья все еще
продолжала летать на "Спитфайрах
I". Свою последнюю победу Дес Шин одержал в
ночь с 13 на 14 марта он сбил
Ju88A5
заводской номер 2234 3./Kustefliegergruppe106,
летевший бомбить Глазго.
В апреле 1940 года Шин летал на модернизированном
фоторазведчике Spitfire PR Mk.I
Шин провел много часов в кабине "Спитфайра", пытаясь зимой
194041 г.г. обнаружить невидимые в темноте немецкие рейдеры, но лишь в
одну лунную ночь ему улыбнулась удача.
В апреле Шин получил звание скуадрон лидер, а 72ю
эскадрилью перевооружили "Спитфайрами IIА", кроме них подразделение
получило и несколько пушечных "Спитфайров
IIВ". Эскадрилью вновь
перебросили в БиггинХилл, где она вошла в состав 11й группы.
Истребительное командование готовилось к началу наступательных операций
против люфтваффе. Впереди оставалось четыре года войны.
Всего за годы войны Десмонд Шин налетал более 260 часов,
уничтожил 6 официально подтвержденных вражеских самолета, еще 2
предположительно и 5 повредил.
Spitfire Mk.I флайтлейтенанта Десмонда Шина,
август 1940 года
|