Роберт (Боб) Стэнфорд "Томми" Так
(Robert (Bob) Stanford Tuck). Всего
побед - 27 лично (плюс 2 в группе и 7
неподтвержденных побед). Первая победа:
23.05.1940 года. Награжден Крестом за
летные боевые заслуги с двумя почетными
лентами и Орденом за выдающиеся заслуги.
В качестве офицера срочной службы Боб
Так в 1936 году был зачислен в состав 65-й
эскадрильи и летал затем на "Гладиаторах".
Перед самой войной он пересел на "Спитфайр",
а 1 мая 1940 года был назначен командиром
летной группы 92-й эскадрильи, как раз
накануне боев за Дюнкерк. Первое же
боевое патрулирование в районе этого
французского порта, состоявшееся 23 мая,
едва не закончилось полным разгромом 92-й
эскадрильи, которая болталась в воздухе*
туда и сюда, тщательно стараясь
сохранить "У"-образный порядок
построения. Англичанам еще сильно
повезло, что во всей этой суете они
сумели заметить подразделение "109-х",
подкравшихся со стороны побережья. Один
из "Спитфайров" вспыхнул, а потом все
небо заполнилось каруселью
маневрирующих самолетов, в погоне друг
за другом пытающихся занять выгодную
позицию для атаки.
Боб Так почти сразу выделил лидера
немцев, машина которого с натужным воем
нырнула в облако, снизилась и, набирая
скорость, стала уходить в направлении
своего аэродрома. Выжимая из "Спитфайра"
все возможное, Боб Так бросился следом,
поспешно сокращая расстояние и стараясь
держаться несколько ниже "Мессершмитта",
вне поля зрения его пилота. Через несколько
секунд немецкий самолет стал еще ближе.
Наконец красная точка на прицеле
совпала с фонарем кабины "сто девятого".
Дистанция 450 м - огонь! Пулеметы
английского истребителя были заряжены
трассирующими боеприпасами, поэтому
плоскости и фонарь кабины вражеской
машины отметили строчки попаданий. Нос
немецкого самолета приподнялся, затем
отвалилась вся правая плоскость, и "Мессершмитт",
кувыркаясь, рухнул вниз. К сожалению,
свидетелей этой дуэли не оказалось, и
первая победа Така осталась
неподтвержденной.
В тот же день 92-я эскадрилья совершила
еще один вылет в район Дюнкерка. На этот
раз англичане встретились с группой
Мессершмиттов Вf-110. Немецкие летчики к
тому моменту еще не поняли, что их машины
уступают по летным характеристикам
одноместным британским истребителям,
поэтому решительно бросились в атаку. И
опять стройный боевой порядок
подразделений мгновенно превратился в
беспорядочную мешанину воздушных
поединков. Вначале Боб Так не мог
отыскать себе противника, но вдруг прямо
у него по курсу взмыл вверх "сто
десятый". Пулеметная очередь хвостового
стрелка поразила мотор и фонарь "Спитфайра", а потом трассы восьми
"Браунингов" впились в германский
истребитель. Из его двигателя повалил
дым, самолет с пронзительным воем
перевернулся и вертикально пошел
вниз.
Но праздновать победу было рано - "Спитфайр"
уже получил очередную порцию попаданий.
Еще один "сто десятый" шел в лобовую
атаку. После мига ожидания Боб Так дал
ответную очередь, а через мгновение,
когда казалось, что оба самолета вот-вот
столкнутся, резко провалился вниз. Он
так и не понял, как им удалось
разминуться, но, развернувшись, увидел,
что немецкий самолет уходит вглубь
материка. Англичанин бросился следом.
Спустя одну-две минуты дистанция
сократилась до 450 м, и Так снова открыл
огонь. Сразу ответил хвостовой пулемет "Мессершмитта",
а его пилот перевел самолет в
пикирование, надеясь уйти из прицела
вражеского истребителя. Но было уже
поздно. Поврежденный Bf-110 врезался в
землю. Это была третья победа Боба Така
за один день. Впрочем, и его самолет
получил такие серьезные повреждения,
что победителю едва удалось
"доковылять" на нем до родного
аэродрома.
Во время этого воздушного боя погиб
командир 92-й эскадрильи, и в течение
нескольких следующих дней Так выполнял
его обязанности. 24 мая он вновь вылетел в
район Дюнкерка во главе восьми "Спитфайров"
- всего, что осталось в эскадрилье на тот
момент. Только по этой причине, по-видимому,
он решился на свой первый тактический
эксперимент - приказал летчикам занять
более широкий порядок в полете. Заметив
формацию бомбардировщиков Дорнье Do 17,
англичане немедленно атаковали ее сзади.
Боб Так снова действовал неординарно.
Чтобы не терять времени на долгое
сближение, он вначале открыл огонь с
дистанции 360 м, двигаясь на одной
скорости с жертвой, а затем, когда
двигатель вражеского самолета задымил,
приблизился к бомбардировщику на
расстояние 90 метров и расстрелял
противника в упор двумя очередями. В том
же бою английский ас сбил еще один "Дорнье".
Таким образом, за два дня и три боевых
вылета Боб Так одержал пять побед.
С этого момента ему со всей
очевидностью стало ясно, что звенья из
трех машин слишком неповоротливы в бою,
и отныне 92-я эскадрилья летала парами.
Ведомым у Така был Боб Холланд, имевший
на счету пять побед. Они понимали друг
друга с полуслова.
Боб Стэнфорд Так занес в свой список
семь подтвержденных побед под Дюнкерком.
Один "Дорнье" был уничтожен им в группе
с двумя товарищами, и один ВП09 остался
неподтвержденным. Так отличался от
других асов тем, что, как правила,
стрелял с больших дистанций. Во время
"Битвы за Британию" и в 1941 году над
Францией он летал уже на "Харрикейне". 21
июня 1941 года Боб Так провел свой
легендарный воздушный бой. Неподалеку
от побережья Голландии он встретился в
воздухе сразу с тремя ВП09, два из которых
сбил и один повредил. Но уже в январе 1942
года его самого сбили зенитным огнем, и
он попал в плен. Окончательный счет Боба
Така - 27 побед, однако вполне вероятно,
что он одержат их намного больше.
Гладиатор Мк.1, 65-я аэ RAF,
пилот - Роберт Так, начало 1938 г. |