Уголок неба ¦ Тернер Персиваль Стэнли

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой канада
     Тернер Персиваль Стэнли
       
Годы жизни: 1913-1983

Родился в Ивибридже (Англия) 3 сентября 1913 года. Родители эмигрировали в Канаду и детство его прошло здесь. После окончания школы поступил в университет Торонто, а свободное время отдавал местному аэроклубу. Перед самым началом войны пытался поступить в канадские ВВС, но в приеме было отказано.

В октябре 1938 года с группой сотоварищей отправился на Британские острова, где поступил в RAF. Получил "крылышки" пилота 14 января 1939 года. 

В октябре 1939 года был распределен в 219-ю аэ. С началом войны подразделение перевели на работу ночных истребителей. После неоднократиных просьб канадского правительства в октябре 1939 года стал формироваться 242-я (канадская) эскадрилья, куда стали собирать всех летчиков - канадцев. Туда же попал и Стэнли. 5 января 1940 года он начал летать на "харрикейнах".

13 мая 1940 года Тёрнер в составе группы из 32 пилотов был отправлен во Францию для замены убыли состава подразделений , которые воевали против немцев.

Тут его зачислили в состав 607-й аэ и практически сразу бросили в бой. Уже в первом своем вылете англичане столкнулись с большой группой Henschel Hs-126, прикрытых Messerschmitt Bf-109. В результате жестокой схватки англичане стбил 10 вражеских самолета при потере четырех своих. 

18 мая Тёрнер вернулся в Англию. 27 мая во время прикрытия эвакуации из Дюнкерка он сбил первый Me109. 9 июня его счет пополнился еще на два таких истребителя.

С 9 июля 1940 года 242-я аэ участвовала в "Битве за Британию". Первыми миссиями были вылеты на прикрытие конвоев в Северном море. с 30 августа эскадрилью перевели в ПВО Лондона.

Только 15 сентября на счет канадца записали один сбитый и один поврежденный истребитель противника. 

8 октября он получил Distinguished Flying Cross. 

8 февраля Тёрнер сбил Do-17 (причем по докладу пилота он был полностью покрашен в черный цвет!). 15-го числа он повредил Ju-88 над Северным морем. К концу месяца эскадрилья была перевооружена на 12-ти пулеметные Hurricane IIa.

13 марта Тёрнер был назначен командиром 145-й аэ.

Эскадрилья была вооружена "спитфайрами" и привлекалась для вылетов над оккупированной Францией. 

25 июня на его счет был записан "предположительно уничтоженный самолет противника".

В начале июля эскадрилья получила новые Spitfire Va. В конце июня на этой машине Тёрнер восточнее Дюнкерка сбивает очередной Ме-109. На тот момент не его счеты числилось 10 1\3 сбитых (3 неподтвержденные победы) + 1 предположительно и 4 поврежденных.

Следующим его постом стало командование 411-й аэ. На момент его прихода дисциплина здесь откровенно говоря хромала и поэтому ему пришлось много поработать, чтобы превратить это подразделение в боевое.
По всей видимости это ему не удалось так как в феврале 1942 года он становится командиром 249-й аэ на Мальте.

Однако к концу марта стало понятно, что человека с таким опытом держать в захолустье просто не выгодно и командование возвращает его на острова. А августе он стал служить в HQ Middle East в Гелиополисе (Египет).

Однако штабная работа была не для него и 23 января 1943 года он получает под свое командование 134-ю аэ, вооруженную Hurricane Iib и базировавшуюся в Египте.

Эскадрилья участвует в операциях в Северной Африке, а позже в Италии. В январе 1945 года он был отправлен в Англию, а скоре возглавил 2nd Tactical Air Force, сражавшуюся в Бельгии.

В июле 1946 года перешел на преподавательскую должность в штабной колледж канадских ВВС. В этот период был награжден многочисленными наградами, в том числе Чехословацким военным крестом.

После занимал многочисленные должности, в том числе с сентября 1954 по октябрь 1957 года был военным атташе канадского посольства в Москве. Уволился из рядов ВВС в 1965 году.  Осел в Квебеке. Умер 23 июля 1983 года в возрасте 70 лет в результате сердечного приступа.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100