Родился 30 марта 1908 года в селе Ольшанка недалеко от
Августова. В 1930 году начал обучение в летной школе в Деблине,
которую окончил 15 августа 1932 года (это был шестой выпуск).
Первоначально был распределен в 1-й авиаполк в Варшаве, в
эскадрилью ночных бомбардировщиков. однако пробыл он здесь
недолго и в следующем году был переведен в Школу Высшего
Пилотажа в Грудзиаде. После этого летал как пилот - истребитель в
113-й и 111-й истребительных эскадрильях. По
некоторым сведениям его первым сбитым
самолетом стал советский разведчик
пересекший польскую границу в августе 1936
года. В конце 1936 года был
переведен на инструкторскую должность в Деблине. Многие
известные впоследствии польские асы начинали свое восхождение
в небо именно с помощью Витольда.
В сентябре 1939 года Урбанович возглавлял группу
курсантов, которые отправились в Румынию, чтобы получить
новую матчасть (заказанные и оплаченные истребители MS.406 и
Hurricane). Такой сложный путь был избран из-за того, что все
польские порты были блокированы Кригсмарине. Однако
германский блицкриг развивался слишком быстро и польские
летчики не успели получить новые самолеты. Урюанович решил
вернуться в страну, чтобы бороться с врагами. Однако по пути он
попал в плен (в разных источниках говорится разное: либо к
немцам либо к нашим). Как бы то ни было, но в плену он пробыл
всего три дня и однажды ночью смог сбежать и уже нелегально
пересечь старую польско-румынскую границу. Здесь он
присоединился к своим воспитанникам. Вместе с ними же он и
эвакуировался во Францию. Стоит отметить, что это было
единственное подразделение ВВС, которые эвакуировалось вместе
с командиром.
Франция тоже не выстояла долго и в начале 1940 года
Урбанович записывается в RAF в 601 Squadron. В составе этих ВВС он принял
самое непосредственное участие в развернувшейся "Битве за
Британию". С 4 августа он воюет в составе 145
Squadron. Здесь он
одерживает свои две победы в воздухе. 21 августа он переходит в
303-ю (польскую) эскадрилью "Варшавская имени
Тадеуша Костюшко" и начинает летать в
составе звена "А".
6 сентября 1940 года в 8:45 в воздух поднялись девять
"Харрикейнов" этой эскадрильи, чтобы принять участие в одном из
самых драматических воздушных боев подразделения. Поляки
летели тремя звеньями: Келлет+Карубин+Вунче;
Краснодебски+Урбанович+Ферик; Форбес+Франтишек+Роговски.
Их пути пересеклись с большой группой германских
бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Союзники в
этом бою заявили о 5 сбитых Bf-109, одном До-17 и одном Не-111.
Однако потери оказались слишком высоки: оба командира звена
(Краснодебски и Келлет), а также с-нт Карубин были вынуждены
воспользоваться парашютами, а Форбес и Франтишек вернулись на
поврежденных машинах. "Нетронутым" остался только Урбанович и
некоторые исследователи склонны приписывать именно ему победу
над известным германским асом Йоахимом Шличтингом -
командиром III.\JG.27 (на Bf-109E (W.Nr.1380)). Согласно его
воспоминаниям (которые стали и официальной версией
Люфтваффе) он после отказа оружия стал выходить из боя, когда
был атакован пятеркой "спитфайров", которые его сбили. Пилот
смог воспользоваться парашютом и попал в плен. Стоит сказать,
что Шличтинг имел пять побед в Испании и три во Второй
Мировой.
Так как майор Здислав Краснодебски и его английский
напарник (а стоит сказать, что в "иностранных" эскадрильях
Королевских ВВС был именно такой порядок) Келлет на какое-то
время выбыли из строя, то английское командование стало перед
проблемой передачи командования. Выбор пал на Урбановича
(прежде всего из-за его хорошего знания английского). Витольд
стал самым молодым командиром эскадрильи на Британских
островах, причем продолжая числиться лейтенантом польских ВВС!
В полдень 15 сентября 1940 года во время второго в этот
день боевого вылета Урбанович сбивает сразу два Дорнье-17. Всего
же в этот день летчики его эскадрильи претендуют на 16 сбитых
самолетов противника. Через три дня удачливый польский пилот
получает из рук генерала Сикорского (командующего всеми
польскими вооруженными силами в Британии) высший польский
военный орден. 27 сентября эскадрилья отметилась в двух
воздушных боях, причем Урбанович пополняет свой боевой счет
сразу на четыре самолета.
21 октября Витольд передает командование Здиславу
Хеннебергу, а его переводят на штабную работу в командование
11-й Fighter Group. С 15 апреля по 1 июня 1941 года он возглавлял
сформированное 1-е Польское Авиационное Крыло. Однако
характер у Витольда был вспыльчивый и он подолгу не
задерживается на одном месте.
Генерал Сикорский после нескольких неприятных
инцидентов решает убрать Урбановича с глаз долой и назначает
его помощником военного атташе польского посольства в
Вашингтоне.
Однако дипломатическая работа (вернее постоянные приемы
и вечеринки) не в характере летчика - истребителя и в сентябре
1943 года Урбанович отправляется на другой край земли - он
записывается добровольцем в USAF. А конкретнее: вливается в
состав 14-й Воздушной Армии под командованием знаменитого
Ченнолта, сражающейся в Бирме.
23 октября 1943 года он поступает в распоряжение
командира 75-й истребительной группы, которая по праву
считается наследницей знаменитых "Летающих тигров". Правда, к
тому моменту только несколько знаменитых летчиков летало под
знаменами американских ВВС - большинство не переносило какие-
либо проявления дисциплины. Здесь он официально добивается
двух побед, но согласно его воспоминаниям количество
неподтвержденных гораздо больше. Вот как он например
описывает один из боев (кстати, в этом вылете его ведомым был
знаменитый майор "Текс" Хилл: "Мы были над Гонконгом. Прямо
над центром города нас атаковала пара "Зеке". Я сделал удачный
разворот и один из вражеских самолетов попал в прицел. Но
японский летчик оказался весьма подготовленным и стал
выделывать акробатические трюки, не давая мне сделать удачную
очередь. Кроме потрясающего мастерства в его распоряжении
была фантастическая маневренность его машины. Текс разбирался
где-то со своим "косоглазым" и я остался в одиночестве. Один из
нас должен был умереть. Я предпочитал, чтобы это был он. Что
касается меня, то несколько минут боя растянулись на часы. Мы
дрались над городом и я видел гуляющих по улицам людей,
которые с интересом вглядывались в небо. Рикши остановили свое
движение и пассажиры тоже присоединились к созерцанию
необычного зрелища.
Однако мы сражались не на жизнь, а на смерть и с примерно
50 метров я нажал на гашетку. Но пулеметы молчали! Я нажимал
гашетку снова и снова, но результат был аналогичный. Следуя за
врагом, я ничего не мог сделать! Скорей всего японский пилот
думал, что это последние мгновения его жизни. И он потерял
терпение. Он не знал, что у меня отказало оружие, он знал только
что его смерть прямо за его спиной. У него сработал инстинкт
наземного животного: он нырнул вниз и выпустил шасси, видимо
готовясь к посадке. Он должно быть сошел с ума: на большой
скорости его самолет столкнулся с землей и взорвался:"
Однако 15 декабря 1943 года поляк закончил свой китайский
тур и вернулся в Великобританию. После короткого "штабного"
периода он был снова откомандирован в США на дипломатическую
службу.
После демобилизации в 1946 году вернулся в Польшу, но тут
его ждал нерадостный прием (впрочем, как и всех сражавшихся во
Второй Мировой войне не с Красной Армией): вскоре он был
арестован органами безопасности и провел в заключении долгие
десять лет. После освобождения в 1956 году смог
эмигрировать в
США (Хотя по другим данным он был выслан из
Польши в том же 1946 году).
Умер 17 августа 1996 года
в возрасте 88-ми лет.
Список побед аса:
Дата |
самолет |
Подразделение |
Сбитый |
предположительно |
18.08.1940 |
Hurricane Mk. I |
145 squadron |
Bf-110 |
|
12.08.1940 |
Hurricane Mk. I |
145 squadron |
Ju-88 |
|
06.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-109 |
|
07.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Do-215 |
|
07.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
|
Bf-109 |
15.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Do-215 |
|
15.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Do-215 |
|
26.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
He-111 |
|
27.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-109 |
|
27.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-110 |
|
27.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Ju-88 |
|
27.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Ju-88 |
|
30.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-109 |
|
30.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-109 |
|
30.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Bf-109 |
|
30.09.1940 |
Hurricane Mk. I |
303 dywizjon |
Do-215 |
|
11.12.1943 |
P-40N |
75 Fighter Squadron |
Ki-43 |
|
11.12.1943 |
P-40N |
75 Fighter Squadron |
Ki-43 |
|
Всего
|
17
|
1
|
Харрикейн Mk.I P3901, 303-я аэ, пилот -
В. Урбанович, сентябрь 1940 г.
(с) М. Жирохов,
2005