Уголок неба ¦ Юутилайнен Эйно Илмари

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Юутилайнен Эйно Илмари
       
Годы жизни: 1914-1999

Эйно Юутилайнен был самым результативным летчиком-истребителем не только в финской авиации, но и в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии.

Эйно Илмари Юутилайнен родился 21 февраля 1914 г. в поселке Лиекса ("ieksa), в 51 км юго-восточнее г. Нурмес, на восточном берегу оз. Пиелинен. Его отец работал на железной дороге и затем в железнодорожной катастрофе потерял обе ноги. Позднее семья переехала в Сортавалу, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Однажды кто-то из старших товарищей дал ему книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтхофена. Прочитав ее, Илмари тоже решил стать летчиком.

Летом 1932 г Юутилайнен был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолетов. В 1933 г. он поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолета.

В 1936 г. Юутилайнену удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), в 14 км севернее г. Лапуа. Из четырех месяцев обучения в школе ISK будущий лучший ас финской авиации двадцать семь дней провел на гауптвахте. Десять суток Юутилайнен "заработал" лично за полеты на слишком малой высоте, а остальные - отсидел за других. Будучи, старшим курса, он отвечал за проступки всего курса в целом, главным из которых было чрезмерное употребление спиртных напитков, хотя при этом сам Юутилайнен был трезвенником. Даже после того, как обучение в авиашколе закончилось и курсанты покинули ее, Юутилайнен еще неделю находился на гауптвахте, отсиживая назначенный ему срок.

1 мая 1937 г. Юутилайтен в звании сержанта прибыл в "As5, располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Виипури. Первоначально он летал на самолете-разведчике, но затем в 1938 г. был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве летчика-истребителя. 3 марта 1939 г. Юутилайнен был включен в состав 3/""v24 под командованием лейтенанта Эйно Луукканена.

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 г., сбив на "Фоккере" FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3.31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16, который пытался зайти в хвост "Фоккеру" лейтенанта Кархунена. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней - 25 января 1940 г. - звание старшины.

Всего в ходе Зимней войны Юутилайнен совершил 115 боевых вылетов, но смог одержать только две победы.

Весной 1940 г. ""v24 была перевооружена новыми истребителями "Брюстер-239". 1 марта 1941 г. Юутилайнену, по-прежнему служившему в 3/""v24, было присвоено звание прапорщика.

9 июля 1941 г. Юутилайнен продолжил счет своих побед, сбив два И-153. В 04.00 в воздух поднялись двенадцать "Брюстеров" из 3/""v24 и 4/""v24 во главе с майором Магнуссоном, и в 05 10 девять из них над г. Лахденпохья вступили в бой с пятнадцатью И-153.


Brewster B-239 BW-364 Эйно Юутилайнена

В течение десяти минут финские пилоты сбили восемь И-153 к еще четыре истребителя получили повреждения. Кроме Юутилай-нена в том бою две победы одержал старшина Лаури Ниссинен, летавший на "Брюстере" BW-353, и еще четыре пилота записали на свой счет по одному самолету.

Около 13.00 12 августа шесть "Брюстеров" во главе с командиром 3/""v24 капитаном Кархуненом атаковали приблизительно двадцать И-153, которые штурмовали позиции финских войск на Карельском перешейке.

Сбив в этом бою три И-153, прапорщик Юутилайнен довел общее число своих побед до десяти. Всего же в течение получаса пилоты ""v24 сбили девять "Чаек", в т ч. старшина Нильс Катаяй-нен на BW-368 -две и еще четыре пилота - по одной.

14 декабря 1941 г. Юутилайнен одержал пятнадцатую победу, сбив в районе Онежского озера МиГ-3, а 14 марта 1942 г. - двадцатую, подбив в районе г. Сегежа еще один МиГ-3.

26 апреля 1942 г. прапорщик Юутилайнен за двадцать воздушных побед был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (".56).

18 августа в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между о. Сейскари и Кронштадтом, Юутилайнен сбил три И-16, после чего общее число его побед достигло тридцати.

20 октября прапорщик Юутилайнен преследовал над Финским заливом Пе-2, когда прямо перед ним из облаков неожиданно появился Не-111. Первоначально он подумал, что это немецкий бомбардировщик, но после того, как бортстрелки "Юнкерса" начали стрелять по его "Брюстеру", Юутилайнен решил открыть ответный огонь. К этому моменту он уже видел, что самолет не имеет никаких опознавательных знаков.

Заставив замолчать верхнего бортстрелка, Юутилайнен один за другим поджег оба двигателя, после чего "Юнкерc" пошел вниз. Из него успели выпрыгнуть на парашютах три человека, но их поиски не дали никакого результата. Поскольку Люфтваффе не заявили о потере своего самолета над Финским заливом, было решено, что это был трофейный Не-111, использовавшийся советской авиацией.

23 декабря 1942 г прапорщик Юутилайнен сбил в районе Ораниенбаума один Р-40. Эта победа стала тридцать шестой и последней победой Юутилайнена, которую он одержал в составе 3/"e"v24.

8 февраля 1943 г. прапорщик Юутилайнен был переведен во вновь сформированную "e"v34 и включен в 1/"e"v34 капитана Эрви. Эта эскадрилья первой в финской авиации была оснащена немецкими истребителями Bf-109G-2.

23 марта 1943 г. пара капитан Ерви - прапорщик Юутилайнен перехватила в районе о. Суурсаари Пе-2, который возвращался после разведывательного полета над территорией Финляндии. В результате, сбив в 14.30 советский самолет-разведчик, Юутилайнен записал на счет "e"v34 первую победу.

2 июня 1943 г. он сбил над Финским заливом еще один Пе-2, одержав свою 44-ю победу. Получив с близкого расстояния серию попаданий 20-мм снарядов, советский самолет взорвался в воздухе. Юутилайнен не успел отвернуть, и его Bf-109G-2 МТ-212 столкнулся с разлетающимися обломками Пе-2. "Мессершмитг" получил сильные повреждения и, не дотянув до финского побережья, Юутилайнен совершил вынужденную посадку на воду. Истребитель утонул, а самого Юутилайнена подобрал спасательный катер.

Число побед Юутилайнена продолжало расти, в т. ч. 5 июля, 10 июля и 27 октября 1943 г. он сбил по три советских самолета. Сбив 6 марта 1944 г. в бою над о. Сейскари два Пе-2 и один Як-7, Юутилайнен довел общее число своих побед до 61-й.

9 июня он сначала на Bf-109G-6 MT-426 в ходе одного вылета сбил три советских самолета, а затем позднее в тот же дедь на МТ-424 - еще один Ил-2.20 июня в ходе трех вылетов Юутилайнен одержал пять побед, а 26 июня на Bf-109G-6 МТ-422 - еще три.

28 июня 1944 г. прапорщик Илмари Юутилайнен за 75 побед был во второй раз награжден Крестом Маннергейма 2-го класса. Он стал одним из четырех человек, дважды удостоенных этой высшей военной награды Финляндии.

30 июня с 10.45 по 12.00 в бою в районе Тали - Ихантала прапорщик Юутилайнен сбил два Р-39, два Як-9 и по одному Ил-2 и Ла-5, став вторым финским пилотом после Йормы Сарванто, одержавшим в одном вылете сразу шесть побед.

3 сентября 1944 г. прапорщик Юутилайнен сбил Ли-2, одержав свою последнюю, 94-ю победу.

Всего в 1939 - 44 гг. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов: 115 - на "Фоккерах" D.XXI, 181 - на "Брюстерах-239" и 141 - на "Мессершмиттах". При этом истребители, на которых он летал, в ходе боев не получили ни одного попадания.

16 мая 1947 г. прапорщик Юутилайнен вышел в отставку. Он купил списанный легкий самолет Де Хэвилленд "Мот" и, восстановив его, затем в течение десяти лет участвовал в различных авиа-шоу. На сельских ярмарках он устраивал десятиминутные полеты для всех желающих, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Всегда находились те, кто хотел полетать вместе со знаменитым летчиком и кавалером двух Крестов Маннергейма.

Илмари Эйно Юутилайнен умер 21 февраля 1999 г., в день своего 85-летия.


 

Подразделение

Тип и номер самолета

Период

Число побед лично/в группе

1 /H"elv24

Fokker D-XXI

01.12.39-13.03.40

2/1

3 /H"elv24

Brewster B-239 BW-364

25.06.41-06.02.43

35

2 C?)/H"elv34

Bf109G-2 MT-7, MT-222

05.06.43-06.03.44

16

2 (?)/H"elv34

Bf109G-6 МТ-426, МТ-457

05. 44-09 .44

35

 
Bf109G-2 МТ-222 Эйно Юутилайнена

 

 

(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100