Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn) - Всего побед -
301 (Все Восточный
фронт). Первый бой : "Битва за Англию",
август 1940 год. Всего
вылетов: 1404. Награжден Рыцарским
Крестом с дубовыми листьями и мечами.
Боевой дебют Герхарда Баркхорна в "Битве
за Англию" был малоуспешным. Он не сбил
ни одного самолета противника, зато сам
дважды покидал горящую машину с
парашютом, причем однажды прямо над Ла-Маншем.
Лишь в ходе 120-го вылета (!), который состоялся 2 июля 1941 года,
Баркхорну удалось открыть счет своим
победам. Но после этого его успехи
обрели завидную стабильность. Сотая
победа пришла к нему уже 19 декабря, а 20
июля 1942 года он совершил свой наиболее
удачный вылет, одержав четыре воздушные
победы. Затем результативность пилота
несколько снизилась и двухсотой отметки
он достиг лишь 30 ноября 1943 года. Вот как
комментирует Баркхорн действия
противника:
"Некоторые русские пилоты даже не
смотрели по сторонам и редко когда
оглядывались. Я сбил много таких,
которые даже не подозревали о моем
присутствии. Лишь немногие из них были
под стать европейским летчикам,
остальные не обладали в воздушном бою
необходимой гибкостью".
Хотя
явно это не выражено, но из прочитанного
можно сделать вывод о том, что Баркхорн
был мастером внезапных нападений. Он
предпочитал атаки с пикирования со
стороны солнца либо заходил снизу сзади
в хвост вражескому самолету. В то же
самое время он не избегал и
классического боя на виражах, особенно
когда пилотировал свой любимый Bf 109F,
даже ту его разновидность, которая была
оснащена всего одной 15-мм пушкой. Но не
все русские так легко поддавались
немецкому асу:
"Однажды, в 1943 году, я выдержал
сорокаминутный бой с упорным русским
летчиком и не смог добиться никаких
результатов. Я был настолько мокрым от
пота, словно только что вышел из душевой.
Интересно, было ли ему так же трудно, как
и мне. Русский летал на ЛаГГ-3, и оба мы
выписывали в воздухе все мыслимые и
немыслимые фигуры пилотажа. Я не мог
достать его, а он - меня. Этот летчик
принадлежал к одному из гвардейских
авиаполков, в которых были собраны
лучшие советские асы".
Следует
заметить, что воздушный бой один на один продолжительностью
в сорок минут являлся почти рекордом.
Обычно поблизости находились и другие
истребители, готовые вмешаться в
схватку, или, в тех редких случаях, когда
действительно в небе сходились два
вражеских самолета, один из них, как
правило, уже обладал преимуществом в
позиции. В описанном выше бою оба пилота
сражались, избегая невыгодных для себя
положений. Баркхорн с осторожностью
относился к действиям противника (возможно,
здесь сильно сказался опыт боев с
истребителями РАФ), и причины этого были
следующими: во-первых, своих
многочисленных побед он добился,
совершив меньше вылетов, чем многие
другие эксперты; во-вторых, за 1104 боевых
вылета его самолет сбивался девять раз.
В мае 1944 года, имея на счету 273 победы,
Баркхорн возвращался на свой аэродром.
Изрядно уставший, он не заметил
атакующего сзади русского истребителя и
попал под огонь вражеских пулеметов
Баркхорну удалось спастись, но на долгих
четыре месяца он выбыл из строя. После
возвращения в JG 52 он довел счет личных
побед до 301, а затем был переведен на
Западный фронт и назначен командиром 6-й
эскадры. С тех пор успехов в воздушных
боях он больше не имел. Зачисленный
вскоре в подразделение Галланда JV 44,
Баркхорн обучился полетам на реактивных
Me 262. Но уже во втором боевом вылете
двигатель самолета отказал и Баркхорн
получил тяжелые травмы во время аварии
при вынужденной посадке.
После войны немецкий ас "2 вернулся к
полетам в составе новых ВВС. В середине
60-х годов, во время испытаний самолета
вертикального взлета и посадки, он "уронил"
свой "Кестрель" (предшественник "Харриера").
Когда раненого Баркхорна вытаскивали из
разбитой машины, он через силу
пробормотал: "302-й!"
|