Бруно Диллеи (Bruno Dilley) родился 29 августа 1913
г. в
местечке Гумбиннен (Gumbinnen) в Восточной
Пруссии. После окончания гимназии он
поступил в высшую школу полиции в
Потсдаме, откуда в 1935 г. в звании
лейтенанта был переведён в Люфтваффе.
1 июня 1938 г. Диллеи было присвоено
звание обер-лейтенанта. В августе 1938 г.
он был назначен командиром З./Sch.Gr. 10.Она
входила в состав вновь сформированной
Sch.Gr.101 под командованием гауптмана графа
фон Пфейла2 и была оснащена бипланами
Hs-123.
1 ноября 1938 г. в Инстербурге в Восточной
Пруссии была сформирована I./StG160, и
Диллеи был назначен командиром 3./StG1603.
Диллеи начал летать на Ju-87B, а его
бортрадистом-стрелком стал обер-фельдфебель
Эрнст Катхер (Ernst Kather), с которым он затем
и летал всю войну.
"Штуки" I./StGl выполнили первый боевой
вылет в ходе 2-й мировой войны,
поднявшись в воздух ещё за 20 минут до
официального начала боевых действий.
Почему для самого первого удара по целям
на территории Польши были выбраны
именно Ju-87, a не, например, обычные
бомбардировщики, объясняется
характером задачи, которую они должны
были выполнить.
После окончания 1-й мировой войны
Восточная Пруссия, самая восточная
немецкая земля, оказалась отрезанной от
основной части Германии. По условиям
Версальского договора территория
Западной Пруссии вдоль Балтийского
побережья была передана Польше, до этого
не имевшей выхода к Балтийскому морю.
Эта довольно узкая полоса земли
получила название "польского коридора".
По нему проходила 100-км линия железной
дороги, бывшая основным средством
сообщения между Кенигсбергом и Берлином.
Самым уязвимым местом на ней был мост
через Вислу около города Тчев (Tczew) в 50 км
южнее Гданьска. И немцы, и поляки это
прекрасно осознавали, и последние
подготовили мост к взрыву на случай
нападения Германии.
Поэтому целью первого немецкого
налёта в ходе 2-й мировой войны стал не
сам мост, а польские пункты управления
взрывом моста, расположенные в бункерах
на близлежащей железнодорожной станции
Тчев, а также кабели, идущие от них к
мосту. Их необходимо было уничтожить,
чтобы не допустить взрыва моста прежде,
чем его не захватят немецкие части,
доставленные туда на бронепоезде. Это
была работа, которую могли выполнить
только Ju-87. Приказ выполнить эту задачу
получили пилоты I./StGl. Одетые в
гражданскую одежду, они несколько раз
проехали в поезде по этой железной
дороге между Восточной Пруссией и
Германией, чтобы своими глазами увидеть
будущую цель.
В 04.26 1 сентября 1939 г. с аэродрома около
германо-польской границы в Восточной
Пруссии поднялось звено JU-87B. Его
возглавлял командир З./StGl обер-лейтенант
Диллеи, две других "Штуки" пилотировали
лейтенант Хорст Шиллер (Horst Schiller) и унтер-офицер
Герхард Гренцель. Самолёты несли по
одной 250-кг бомбе под фюзеляжем и по две
50-кг бомбы под каждой плоскостью. Спустя
8 минут, несмотря на сильный утренний
туман, закрывавший землю, они
безошибочно вышли к Тчеву. Пройдя над
Вислой на высоте 10 метров, Ju-87B затем,
набрав высоту, сбросили бомбы на свои
цели. Бункеры управления взрывом были
уничтожены, а электрические кабели,
ведущие к мосту, перерезаны.
Таким образом, Диллеи, Шиллер и
Гренцель стали первыми пилотами
Люфтваффе, совершившими боевой вылет в
ходе 2-й мировой войны. Однако, несмотря
на то, что они успешно выполнили своё
задание, польские сапёры всё же успели
взорвать мост, так как бронепоезд с
немецкими войсками, которые должны были
захватить мост, задержался в пути.
Следующим заданием З./StGl было
уничтожение радиостанции в Варшаве. При
этом на обратном пути Диллеи из-за
нехватки топлива пришлось совершить
вынужденную посадку. Всего же в ходе
боевых действий в Польше он выполнил 24
боевых вылета.
В апреле - мае 1940 г. З./StGl принимала
участие в боях в Норвегии. 1 мая Ju-87R
Диллеи получил несколько попаданий, но,
летя в нескольких метрах над водой, он
всё же сумел "дотянуть" до своего
аэродрома.
13 августа во время атаки английских
кораблей в Ла-Манше его "Штука" снова
была тяжело повреждена, и лишь благодаря
своему лётному мастерству Диллеи смог
вернуться обратно. После посадки
механики насчитали в самолёте 55 пробоин!
В декабре 1940 г. I./StGl была переброшена на
Сицилию на аэродром Трапани. 16 января 1941
г. Диллеи совершил свой первый вылет над
Мальтой.
13 февраля I./StGl перебазировалась в
Ливию в Северную Африку, а 26 марта она
перелетела на Балканы, чтобы принять
участие в предстоящем вторжении в
Югославию и Грецию.
7 апреля в ходе боевого вылета Ju-87R
гауптмана Диллеи был над Македонией
подбит зенитной артиллерией. Совершив
вынужденную посадку в горах на
вражеской территории, Диллеи смог
вместе со своим бортстрелком Катхером
спустя несколько дней выйти к позициям
немецких войск.
19 мая З./StGl была переброшена обратно в
Ливию на аэродром в Дерна. 25 мая пилоты З./StGl
потопили в районе Тобрука 990-тонный
сторожевой корабль "Гримсби" ("Grimsby"),
который уже до этого был повреждён в
результате атаки итальянских Ju-87.
1 октября 1941 г. Диллеи был назначен
начальником 1-й авиашколы штурмовой
авиации в Вертхейме вместо майора Пауль-Вернера
Хоццеля. Спустя полмесяца, 16 октября,
Хоццель был назначен командиром StG2, и в
тот же день гауптман Диллеи был
переведён на должность командира I./SIG2.
12 февраля 1942 г. в районе Старой Руссы,
Новгородская обл., самолёт Диллеи был
подбит зенитным огнём и во время
вынужденной посадки за линией фронта
перевернулся. Катхер вытащил
потерявшего сознание Диллеи из кабины. К
счастью, у того не оказалось серьёзных
травм, и, придя в себя, он смог идти. В
течение трёх суток они пробирались
обратно, при этом температура воздуха в
эти дни опустилась до - 25" С.
4 июня 1942 г. гауптман Диллеи после 325
боевых вылетов был награждён Рыцарским
Крестом. К этому времени на его счету
было 12 танков, 166 различных автомобилей,
12 орудий, один бронепоезд, несколько
складов с горючим и боеприпасами.
Под командованием Диллеи I./SIG2 стала
одной из самых успешных штурмовых
авиагрупп. В её составе летали такие
известные пилоты, как командир l./StG2
гауптман Фридрих Ланг и командир 3./SIG2
гауптман Алвин Боерст.
В ходе тяжёлых боёв зимой 1942/43 г. Диллеи
ещё трижды был сбит, но каждый раз он
вместе со своим бортстрелком обер-фельдфебелем
Катхером возвращался обратно. 12 января
1943 г. гауптман Диллеи после 600 боевых
вылетов был награждён Дубовыми Листьями
к Рыцарскому Кресту (Mr. 174).
23 апреля 1943 г. в ходе боевого вылета над
Керченским полуостровом его Ju-87D снова
был сбит. Диллеи и Катхер выпрыгнули на
парашютах из горящего самолёта над
вражеской территорией. И в который уже
раз солдатское счастье было на их
стороне - они смогли не попасть в плен и
вернулись обратно.
1 сентября майор Диллеи был назначен
командиром StG101 вместо оберет-лейтенанта
Хичхольда. 16 октября 1943 г. майор Диллеи и
обер-фельдфебель Катхер выполнили свой
последний боевой вылет. Совершив около
700 вылетов, Диллеи уже больше не принимал
непосредственного участия в боях.
В 1956 г. Диллеи вступил в
Бундеслюфтваффе. 1 августа 1956 г. ему было
присвоено звание оберст-лейтенанта. Он
сначала был начальником авиашколы в
Ландсберге ("andsberg), а затем командиром
оборонительного района в Реутлингене (Reutlingen).
Бруно Диллеи умер 31 августа 1968 г. в
результате продолжительной и тяжёлой
болезни.