Это был один из пионеров штурмовой
авиации. На начальном этапе 2-й мировой
войны он был одним из самых известных
пилотов Люфтваффе. Вальтер Эннеккерус (Walter
Enneccerus) родился 21 ноября 1911 г.
в Трире.
Свою военную карьеру он начал 1 апреля 1930 г.
в качестве рядового пехотного полка. 2 марта
1933 г. Эннеккерус получил звание лейтенанта,
а 1 октября 1935 г. - звание обер-лейтенанта.
Вскоре он был переведён в Люфтваффе и
после окончания лётной подготовки в марте
1936 г. прибыл в I./StGl65.
В ноябре 1938 г. Эннеккерус был назначен
командиром 4./StG165, а 1 января 1939 г. ему было
присвоено звание гауптмана. В сентябре 1939 г.
4./StG77 во главе с Эннеккерусом участвовала в
боевых действиях в Польше.
15 декабря 1939 г. гауптман Эннеккерус был
назначен командиром II./StG2 вместо оберст-лейтенанта
Георга Фитце (Georg Fitze).
В мае - июне 1940 г. в ходе боёв в Бельгии и
Франции II./StG2 под командованием гауптмана
Эннеккеруса стала одной из самых
результативных штурмовых авиагрупп. Её "Штуки"
успешно атаковали укрепления в районе
Маастрихта и Льежа, французские танки в
районе Филиппвилля (Philippeville) и корабли
союзников в районе Дюнкерка, Гавра и Ла-Рошели.
21 июля 1940 г. Эннеккерус был награждён
Рыцарским Крестом, а 24 июля ему было
присвоено звание майора.
В 07.20 29 июля английские РЛС засекли над Ла-Маншем
большую группу самолётов Люфтваффе. Это
были 48 Ju-87 из II./StG2, II./StGl и IV.(St)/"Gl, которых
прикрывали около 80 Bf-109E из JG51. Их цель не
была для англичан секретом - они должны
были уже в который раз атаковать английские
корабли в гавани Дувра.
Как только "Штуки" повернули к Дувру, им
навстречу поднялись 11 "Спитфайров" из 41 Sqdn.
RAF и 12 "Харрикейнов" из 501 Sqdn. RAF. Вскоре над
Дувром появились и "Харрикейны" из 56 Sqdn. RAF,
и "Спитфайры" из 64 Sqdn. RAF. Прямо над гаванью
завязался беспорядочный воздушный бой,
причём зенитная артиллерия англичан из-за
боязни сбить собственные истребители не
стреляла по "Штукам", пикировавшим на
корабли.
В ходе боя было сбито 4 Ju-87 (2 из II./StGl и 2 из IV.(St)/"Gl)
и 2 Bf-109, по одному Ju-87 и Bf-109 получили сильные
повреждения. Англичане же потеряли 7
истребителей, ещё два едва смогли "дотянуть"
до аэродрома.
В 15.30 13 августа 27 Ju-87R из 1I./SIG2 под
прикрытием 30 Bf-109E из II./JG53 пересекли
английское побережье Ла-Манша в районе
Портленда. Почти сразу же их атаковали "Спитфайры"
из 609 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито 3 Вf-109Е и
ещё один получил сильные повреждения. При
этом было подбито только два "Спитфай-ра",
но и они оба вернулись на свой аэродром. Тем
временем на "Мессершмиттах" топлива
осталось, только чтобы вернуться на
аэродром, и они вынуждены были повернуть
назад, оставив "Штуки" без прикрытия. В
результате пилоты "Спитфайров" в течение
четырёх минут сбили 5 Ju-87 (из них 4 были из
5./SIG2), ещё один сильно повреждённый самолёт
не смог "дотянуть" до французского
побережья и упал в Ла-Манш.
Около полудня 15 августа 40 Ju-87R из II./SIG2 и I./StGl
под прикрытием 60 ВГ-109Е из II./JG27 и I./JG53, а
также 20 Bf-llOC из V.(Z)/"G1 снова появились в
районе Портленда. Несмотря на столь большое
истребительное прикрытие, новых потерь
избежать не удалось. В последующем бою со "Спитфайрами"
из 234 Sqdn. RAF и "Харрикейнами" из 87 и 213 Sqdn. RAF
было сбито 3 "Штуки" из II./StG2 и одна из I./StGl.
26 декабря 1940 г. II./StG2 была переброшена на
аэродром Трапани на западном побережье
Сицилии. Одновременно туда же прибыла и I./StGl
во главе с гауптманом Хоццелем. Обе группы
получили специальное задание - потопить
английский авианосец "Илластриес". По
оценкам Хоццеля и Эннеккеруса, достаточно
было четырёх прямых попаданий, чтобы он
затонул. Хотя до этого они ещё ни разу не
атаковали корабль таких размеров, они были
уверены, что смогут сделать это. Пилоты I./StGl
и II./StG2 тренировались на специально
сделанном контурном макете полётной палубы
"Илластриеса", который был установлен на
некотором расстоянии от берега недалеко от
Трапани.
6 января 1941 г. из Александрии вышли главные
силы английского флота на Средиземном море
- линкоры "Уорспайт", "Вэлиант" и
авианосец "Илластриес". Спустя четыре дня
они уже были в пределах досягаемости Ju-87,
базировавшихся на Сицилии. Вскоре после
полудня 10 января 43 Ju-87R из II./StG2 и I./StGl
атаковали их. В "Илластриес" попало 6 бомб, а
ещё 3 взорвались рядом с бортом. Авианосец
получил тяжелейшие повреждения, но всё же
остался на плаву и смог своим ходом дойти до
Мальты.
На следующий день, 11 января, 12 Ju-87R из II./StG2
атаковали юго-восточнее Мальты ещё один
отряд английских кораблей, шедший в
Александрию. "Штуки", действовавшие на
пределе своего радиуса действий, застали
англичан врасплох. Атаковав со стороны
солнца, пилоты II./StG2 добились трёх прямых
попаданий в крейсер "Саутгемптон". Ещё одна
250-кг бомба попала в крейсер "Глочестер", но,
пробив пять палуб, она так и не взорвалась. "Саутгемптон"
получил такие тяжелые повреждения, что в 22.00
он был оставлен экипажем и затоплен тремя
торпедами, выпущенными с крейсера "Орион".
Тем временем в Северной Африке английские
войска под командованием генерала Оувелла (Wavell)
9 декабря 1940г. начали наступление против
итальянских войск под кодовым
наименованием - операция "Компас" ("Compass").
Последовательно заняв города Бардия,
Тобрук и Бенгази, они выбили итальянцев из
Киренаики (Cyrenaica). К концу января 1941 г.,
преодолев свыше 800 км, англичане
остановились у Эль-Агейла на берегу залива
Сидра.
Гитлер был вынужден придти на помощь
своему союзнику Муссолини и послать в
Северную Африку войска. В начале февраля
I./StGl и II./StG2 получили приказ отправиться в
Ливию и уже 13 февраля прибыли на аэродром
Вир Дуфан. С этого момента группа майора
Эннеккеруса, всё ещё формально оставаясь
самостоятельной, фактически вошла в состав
StG3 в качестве третьей группы.
Оказавшись в Африке, обе группы сразу же
столкнулись с неожиданными бытовыми и
техническими проблемами. Если первые из них
были почти сразу же решены и пилотам
оставалось лишь, вставая утром с постели,
проверить, нет ли у них в ботинках
скорпионов, то со вторыми было гораздо
сложнее. Так, оказалось, что на африканской
жаре быстро заклинивает двигатели и оружие.
Причина была в смазочных материалах,
которые просто не были рассчитаны на
использование в таком климате, и потому
пришлось даже обратиться за помощью к
итальянцам. Кроме того, механикам пришлось
научиться по утрам правильно регулировать
давление в шинах колёс шасси, иначе к
полудню на раскалённом солнце их просто
разрывало.
31 марта 1941 г. части Африканского корпуса
под командованием генерал-лейтенанта
Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) начали своё первое
наступление в Северной Африке.
Первоначально это была лишь разведка боем,
но, когда Роммель почувствовал слабость
противника, она быстро переросла в
полномасштабное наступление. К 25 апреля
англичане полностью оставили Ливию, за
исключением Тобрука, который обороняли 9-я
австралийская пехотная дивизия и несколько
английских частей1.
Начались регулярные налёты на Тобрук. При
этом одной из основных целей Ju-87 стали
корабли, доставлявшие осаждённому
гарнизону снаряжение и боеприпасы. Гавань
Тобрука была забита потопленными судами, а
маршрут от Александрии до Тобрука среди
английских моряков получил название "Аллея
бомб" ("Bomb Alley").
Первый большой воздушный бой над Тобруком
произошёл утром 23 апреля. 20 Ju-87R из II./StG2,
летевшие под прикрытием 30 Bf-109 из I./JG27 и 10
Bf-110C из III./ZG26, были атакованы 7 "Харрикейнами"
из 73 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито сразу 4
английских истребителя, со стороны немцев
же потерь не было. В тот день "Штуки" под
прикрытием "Мессершмиттов" ещё дважды
совершали налёты на Тобрук.
12 мая пилоты II./StG2 повредили в гавани
Тобрука канонерскую лодку "Лэдибирд" (""adybird").
Она села на грунт, и верхняя палуба
оказалась на уровне воды, но тем не менее её
76-мм орудия продолжали вести огонь.
В 13.10 26 мая Ju-87R из II./StG2 обнаружили в районе
между Тобруком и островом Крит большую
группу английских боевых кораблей, среди
которых был авианосец "Формидабл". И хотя
самолёты были уже на пределе своего радиуса
действий, Эннеккерус отдал приказ - всем
трём эскадрильям немедленно атаковать
авианосец. Сначала на "Формидабл"
спикировали "Штуки" 5./StG2 во главе с обер-лейтенантом
Бернхардом Хаместером (Bernhard Hamester), затем
4./StG2 обер-лейтенанта Эберхарда Якоба (Eberhard
Jacob), а вслед
за ними 6 /StG2 обер-лейтенанта Фритца Эйера.
Две бомбы попали в полётную палубу, а ещё
несколько разорвались рядом с правым
бортом и авианосец получил пробоину ниже
ватерлинии. От взрывов и пожаров на его
борту погибли 12 и были ранены 10 человек.
Получив сильные повреждения, "Формидабл"
затем был вынужден вслед за "Илластриесом"
уйти на ремонт в США. Кроме того, в ходе этой
атаки прямое попадание в носовую часть
получил эсминец "Нубиан" ("Nubian") который
также затем целый год простоял на ремонте. 24 июня пилоты II./SIG2 атаковали севернее
Тобрука английский конвой и прямым
попаданием потопили сторожевой корабль "Окланд"
("Auckland"). В ходе следующего боевого вылета
им удалось повредить крейсер "Аврора" ("Aurora").
18 ноября 1941 г. началась операция "Крестоносец"
("Crusader") наступление английских войск в
Северной Африке. В первые дни наступления в
воздухе господствовала авиация союзников.
Это было вызвано тем, что из-за сильных
дождей немецкие полевые аэродромы
превратились в настоящие болота. Так, 20
ноября в результате налёта английских
бомбардировщиков на аэродроме в Тмими было уничтожено и повреждено 18 Ju-87 из II./StG2.
Постепенно мощь истребительной авиации
союзников в Северной Африке всё больше
возрастала, и соответственно все больше
уменьшалась роль Ju-87. Теперь пилоты "Штук"
уже не могли себя чувствовать в
безопасности.
30 ноября Ju-87R II./StG2, летевшие в
сопровождении Bf-109 из II/JG27 и итальянских
истребителей С.200 и G.50 были атакованы "Томагавками"
(Curtiss "Tomahawk") из 3 Sqdn RAAF и 112 Sqdn. SAAF В
результате пилоты "Штук" были вынуждены
сбросить бомбы так и не достигнув своей
цели - позиций новозеландской пехотной
дивизии Повреждения получили 3 Ju-87, два
бортрадиста-стрелка были ранены. Кроме того,
в ходе боя с "Томагавками" были сбиты и
получили повреждения 12 итальянских
истребителей.
13 января 1942 г. II./SIG2 была официально
переименована в III /StG36 и Эннеккерус
соответственно стал ее командиром
Одновременно группа была оснащена новыми
Ju-87D. В феврале II"/S G3 была переброшена на
аэродром Сан-Пьетро (San Pietro) на Сицилии и
участвовала в налётах на Мальту.
Во второй половине дня 1 апреля Ju-87 из III./SIG3
атаковали корабли в главной гавани Ла-Валетты.
Подводная лодка "Пандора" ("Pandora") получила
два прямых попадания и затонула в течение 4
минут, при этом погибли 25 человек из её
экипажа. Ещё несколько бомб, взорвавшихся
поблизости, повредили корпус подводной
лодки Р36. В неё начала поступать вода, и,
перевернувшись, она вскоре затонула на
глубине 21 метра. В отличие от "Пандоры",
никто из экипажа Р-36 не пострадал. Серьёзные
повреждения получила ещё одна подводная
лодка "Анбеатан" ("Unbeaten").
Кроме того, в ходе этого налёта был
потоплен тральщик "Сан-сет" ("Sunset"),
повреждения получили тральщик "Абингдон" ("Abingdon"),
танкер "Пламлиф" ("Plumleaf") и три буксира.
Спустя четыре дня в результате очередного
налёта III./StG3 на главную гавань Ла-Валетты
были потоплены эсминцы "Ланс" (""ance") и "Гэллант"
("Gallant"), стоявшие в доке.
Вечером 8 апреля Ju-87 из III./StG3 атаковали в
районе Мальты крейсер "Пенелопа". Он только
что вышел из Ла-Валетты, где стоял в доке на
ремонте, и направлялся в Гибралтар. Две
бомбы разорвались всего в трёх метрах от
его борта, и крейсер получил лёгкие
повреждения. Во время отражения атаки "Штук"
на крейсере разорвался изношенный ствол 100-мм
орудия, в результате чего погибли три
человека. В тот день было потеряно два Ju-87 из
9./SIG3, которые столкнулись в воздухе. Пилоты
обер-лейтенант Гельмут Грёсс (Helmut Gross) и
фельдфебель Вальтер Дихм (Walter Diehm), а также
их бортстрелки погибли.
11 апреля около 50 Ju-88 и 20 Ju-87 из III./StG3 в
очередной раз совершили налёт на порт Ла-Валетты,
а также на аэродромы Хал Фар и Лука. Пилоты "Штук"
смогли окончательно "добить" эсминец "Кингстон",
который в результате затонул. На аэродромах
был уничтожен один и повреждено 7 самолётов,
в т.ч. один "Спитфайр" и три "Харрикейна".
В апреле 1942 г. майор Эннеккерус был
переведён в штаб Fliegerfuhrer Afrika, а вместо него
командиром III./StG3 был назначен гауптман Курт
Вальтер (Kurt Walter).
Затем с мая по октябрь Эннеккерус служил в
штабе территориального командования
Люфтваффе в Ростове ("uftgau Rostow).
12 октября 1942 г. советские бомбардировщики
внезапно атаковали аэродром Белореченск в
Краснодарском крае. "Штуки" StG77,
базировавшиеся там, стояли в полной
готовности на старте и ожидали лишь команды
на взлёт, когда на аэродром начали падать
бомбы. В результате этого налёта погибли
несколько пилотов, среди которых был и
командир StG77 майор Альфонс Ортхофер (Alfons
Orthofer).
На следующий день, 13 октября, майор
Эннеккерус был назначен командиром StG77. В
конце 1942 - начале 1943 г. эскадра участвовала
в боях на южном фланге Восточного фронта,
действуя сначала с аэродромов в Сальске и
Гиганте в 160 км юго-восточнее Ростова, а
затем с аэродрома Ростов-Северный. 20 февраля 1943 г. майор Эннеккерус был
переведён в штаб 9-го авиакорпуса,
базировавшегося во Франции, а командиром
StG77 вместо него был назначен командир I./StG77
гауптман Гельмут Брук. 1 сентября 1943 г. Эннеккеруса перевели в
Берлин в Генеральный штаб Люфтваффе. Спустя
месяц, 1 октября, ему было присвоено звание
оберст-лейтенанта. С 1 марта по 18 июля 1944 г. оберст-лейтенант
Эннеккерус возглавлял во Франции т.н.
авиационное командование "Запад" (Fliegerfuhrer
West). С 29 июля 1944 г. и до конца войны Эннеккерус
служил в штабе 6 воздушного флота в
должности офицера связи со штабами других
соединений.
II июля 1956 г. Эннеккерус вступил в
Бундеслюфтваффе и служил затем на
различных штабных должностях. В 1957 г. он
получил звание оберста, а в 1963 г. - звание
генерал-майора. 1 октября 1967 г. он вышел в
отставку и поселился в г. Тройсдорфе (Troisdorf).
Вальтер Эннеккерус скончался 3 августа 1971
г. в результате тяжёлой продолжительной
болезни.