Судьба одного из самых результативных асов Германии сложилась довольно трагично.
Генрих Эрлер оставался на
Полярном фронте до конца боевых действий и ему долго сопутствовала удача.
Несмотря на полное господство в небе
советских ВВС, благодаря виртуозному
владению истребителем и азарту охотника,
он продолжал в неравных схватках увеличивать
свой и без того уже внушительный счет воздушных побед.
25 ноября 1943 г авиация Северного
флота и подразделения 7-й Воздушной
армии для обеспечения проводки союзного
конвоя RA-54B нанесли несколько массированных
ударов по немецким аэродромам
Луостари и Хебуктен. Майор Эрлер,
вылетая на отражение налетов советской
авиации, в воздушных боях в течение
дня записал на боевой счет четыре самолета
(117-120 воздушные победы). 17
марта 1944 г. при комбинированном налете
ВВС Северного флота на очередной немецкий морской конвой по которому
было нанесено шесть торпедно-штурмовых
ударов, советская сторона потеряла в общей
сложности девять самолетов: четыре
"Бостона", по паре "Аэрокобр" и Як-9, а
также один "Киттихаук". Некоторые из
них, по-видимому, были сбиты немецким
асом, который в этот день заявил о семи
уничтоженных им вражеских самолетах
(124-131 воздушные победы).
В мае майор Эрлер возглавил 5-ю истребительную
эскадру "Eismeer", пройдя
за три года путь от рядового пилота до командира
соединения. Но на этом его боевая
деятельность летчика-аса не заканчивается.
Он продолжает вместе с "полярными охотниками"
подниматься по тревоге навстречу
многократно превосходящему противнику.
На последнем этапе боевых действий на Крайнем Севере уже не
редкость, когда с советской стороны участвует в налетах на немецкие морские
коммуникации более ста самолетов сразу.
В одном из таких массированных налетов в светлую полярную ночь на 26 мая
Генрих Эрлер добавил к своему счету еще
девять сбитых самолетов (147-155 воздушные победы).
22 октября Генрих Эрлер, единственный оставшийся на Полярном фронте ас
из состава "Expertenstaffel", проведет
свой последний на Восточном фронте результативный бой. В составе тройки
Bf1Q9G-6 он атаковал шесть Ил-2 694-го
шап, шедших в сопровождении трех пар
"Аэрокобр" 19-го гв. иап под командованием
советского аса - гвардии капитана
Г.Ф.Дмитрюка, с которым он уже не раз за
три долгих года встречался в небе Заполярья.
В короткой схватке майор Эрлер и
гвардии капитан Дмитрюк записали каждый
на свой боевом счет по одному сбитому самолету.
Это была 199-я победа немецкого летчика и
18-я - советского. В
действительности в этом бою ни та и ни
другая сторона потерь не понесли.
А уже на следующий день остатки III; и
IV/JG5 во главе со своим командиром перебазируются
на аэродромы западного
побережья Норвегии. 12 ноября, в тот момент,
когда эскадрильи 5-й эскадры находились
в процессе перевооружения на
Bf109G-14 и FW190A-8/F-8, Королевские
ВВС нанесли последний смертельный
удар линкору "Тирпиц", после которого он
опрокинулся и затонул. На майора Эрлера
была возложена персональная вина за потопление
корабля уже тогда не имевшего никакого военного значения. По решению
Военно-полевого суда в Осло, Эрлер был
разжалован до рядового пилота и приговорен
к трем годам тюрьмы (отбыть которое должен был после окончания войны).
Обвинением Эрлеру было то, что он вылетел на
перехват английских бомбардировщиков будучи командиром эскадры для
того, чтобы сбить свой 200-й самолет противника,
то есть из личного тщеславия, нарушив
тем самым приказ рейхсминистра
Геринга, который запретил летать командирам соединений и обязывал их
руководить боевыми действиями с земли.
Теодору Вайссенбергеру удалось добиться перевода своего бывшею
командира в JG7, но Эрлер, незаслуженно получивший
столь унизительный и суровый
приговор, в душе был надломлен и теперь
искал cмерти в воздушных боях. 4 апреля
1945 г., участвуя в отражении очередного
массированного налета американских четырехмоторных
бомбардировщиков, он,
пилотируя Ме262, сбил над районом
Бранденбург-Брест три "Летающих крепости". После чего Вайссенбергер
услышал по радио последние слова своего
бывшего командира: "Tео, я расстрелял
весь боекомплект. Я иду на таран!.. До
встречи в Вальхалле!.."