Вернер Герт (Werner Gerth) родился 10 мая 1923 г. в г.
Пфорцхайме (Pforzheim) в 37 км северо-западнее
Штутгарта.
После завершения летной подготовки, в
конце лета 1943 г., лейтенант Герт прибыл в
7./JG53 под командованием гауптмана Юргена
Хардера, которая действовала в Италии,
17 сентября 1943 г. на аэродром Чиампино (Chiampino),
где тогда базировалась III./JG53, совершили
налет тяжелые бомбардировщики союзников. В результате бомбежки было
полностью уничтожено семь Bf-109G-6, еще
семь истребителей были повреждены.
Погиб один пилот из 9./JG53, а семь, и среди
них лейтенант Герт, получили тяжелые
ранения.
После излечения Герт в конце 1943 г.
вернулся в 7./JG53 и затем в январе 1944 г.
добровольцем вступил в Sturmstaffel 1.
22 февраля 1944г. 289 В-17 из 8-й воздушной
армии США совершили налет на немецкие
авиазаводы, расположенные в Ошерслебене, Бернбурге, Хальберштадте и
Магдебурге. "Фокке-Вульфы" из Sturmstaffel 1
атаковали одну из групп
бомбардировщиков, и в 13.40 лейтенант Герт
одержал свою первую победу, сбив В-17.
В качестве ведомого Герта в то время
летал унтер-офицер Хейнц Гросскрёйц (Heinz
Grosskreuz), который был, по мнению многих,
одаренным летчиком. Между Гертом и
Гросскрёйцем сложились дружеские
отношения, но в то же время между ними
имелось и что-то вроде конкуренции. В
ходе вылетов они регулярно устраивали
своеобразные "игры", чтобы выяснять, кто
лучше летает, которые, в конце концов,
закончились трагедией.
I марта во время перелета с одного
аэродрома на другой Герт и Гросскрёйц
затеяли очередную свою "игру". Самолеты
опасно сблизились, и Герт винтом своего
"Фокке-Вульфа" повредил руль
направления истребителя ведомого. FW-190A-6
W.Nr551108 унтер-офицера Гросскрёйца потерял
управление и врезался в землю в районе
Ильцена (Uelzen) в 85 км северо-восточнее
Ганновера. Герт же смог справиться со
своим самолетом и благополучно
приземлиться.
6 марта истребители Sturmstaffel 1 дважды
атаковали американские бомбардировщики,
и в ходе второго боевого вылета
лейтенант Герт сбил сразу две "Летающие
Крепости" (в 14.05 и в 14.08).
Поскольку командир эскадрильи майор
фон Корнатцки по состоянию здоровья не
мог постоянно участвовать в вылетах, то
во многих боевых вылетах действиями
Sturmstaffel 1 руководил лейтенант Герт.
II апреля в 11.15 и в 11.18 в районе Хилдесхайма
Герт сбил два В-24 из 2-й бомбардировочной
дивизии, и теперь на его счету было пять
побед. В 13.55 13 апреля в районе г.
Ашафенбура в 38 км юго-восточнее
Франкфурта-на-Майне он сбил В-17.
19 апреля 1944 г. в бою в районе г. Эшвеге в
41 км юго-восточнее Касселя был подбит
Bf-109G-6 командира II ./JG3 обер-лейтенанта
Отто Весслинга. На горящем истребителе
Весслинг смог совершить вынужденную
посадку и уже на земле был расстрелян
американскими истребителями. На
следующий день лейтенант Герт был
назначен командиром II./JG3 вместо
погибшего Весслинга, но еще до 29 апреля
летал в составе Sturmstaffel 1.
29 апреля в районе Брауншвайга он в
течение одной минуты (в 11.07) сбил один В-17,
а второй повредил и заставил выйти из
боевого порядка (HSS). С восемью победами
лейтенант Герт вместе с фельдфебелем
Куртом Рёхрихом, на счету которого было
столько же побед, стал самым
результативным пилотом SturmstafFel 1. В тот же
день эскадрилья была расформирована, а
ее пилоты и наземный персонал вошли в
состав 11 .(Sturm)/JG3 во главе с Гертом.
Передышка для бывших пилотов Sturmstaffel 1
была короткой, и уже 8 мая они снова
участвовали в бою. В то утро 750 В-17 и В-24 из
8-й воздушной армии США под прикрытием 729
истребителей совершили налет на Берлин
и Брауншвайг. В 08.42 "Фокке-Вульфы" IV.(Sturm)/JG3
поднялись в воздух. В 10.00, несмотря на
быстро ухудшающуюся погоду, они смогли
установить контакт с соединением "Либерейторов".
Унтер-офицер Бёш, летавший теперь в
составе 11.(Sturm)/JG3, вспоминал:
"Я особенно хорошо помню вылет 8 мая,
подробности которого выгравированы в
моей памяти и который с самого начала
пошел не так, как надо.
Мы находились рядом с группой В-24,
летевшей чуть ниже, когда пас начат
обстреливать наши собственные зенитки!
Один снаряд разорвался рядом с моей
плоскостью и своими осколками пробил ее.
Почти сразу на моем лобовом стекле
появились следы масла. Был пробит
маслопровод. Я по радио сообщил, что
должен прервать полет и вернуться
обратно. Надо было не терять времени, так
как В-24 были все ближе и ближе. Направив
свой самолет вниз сквозь боевые порядки
бомбардировщиков, я одновременно
обстрелял замыкающий В-24, от которого
начали отлетать какие-то фрагменты. Яне
имел времени, чтобы увидеть результаты
своего огня, потому что продолу/сал
лететь сквозь группу из более чем 60
бомбардировщиков.
Между бомбардировщиками я был в
относительно безопасном положении, так
как их бортстрелки не могли в меня
стрелять из-за риска попасть в
собственные самолеты. У меня
закончились боеприпасы, и, находясь в
сильном возбуждении, я решил таранить
следующий бомбардировщик! Я направил
самолет к В-24. Меня начало трясти в
сильном воздушном потоке позади пего.
Самолет на время потерял балансировку, и
я проскочил от выбранной жертвы всего в
нескольких метрах.
Небо передо мной было чистым. Мой
самолет сотрясался от града попаданий, и
я уверен, что только дополнительные
боковые бронеплиты сохранили мне жизнь.
Толкнув ручку управления до отказа
вперед, я почти вертикально начал
пикировать вниз, но продолжал получать
все новые и новые попадания. Чтобы не
тратить впустую время, я открыл замки
привязных ремней, сбросил фонарь, и
мощный воздушный поток тут же вырвал
меня из кресла.
Я испытывал некоторый страх, пока
свободно падал с высоты 6000 метров. Я
хотел пролететь сквозь облака перед тем,
как открыть парашют.
Я приземлился в районе Гослара. Мне
повезло, мой парашют имел множество
пулевых пробоин, а я был лишь легко ранен
в голову небольшим осколком, и у .меня
было слегка обморожено лицо от падения в
морозном воздухе с большой высоты".
В ходе этого вылета бывшие пилоты
Sturmstaffel 1 подтвердили свою квалификацию,
сбив в течение пяти минут сразу шесть "Либерейторов".
По два бомбардировщика было на счету
обер-лейтенанта Цехарта (в 10.10 и в 10.13) и
обер-ефрейтора Марбурга (в 10.12 и в 10.13), и
по одному сбили унтер-офицер Бёш и унтер-офицер
Максимовитц (в 10.08).
В общей сложности 8 мая пилоты IV.(Sturm)/JG3
заявили о 19 сбитых В-24. По данным же
американцев, в тот день они потеряли 11 "Либерейторов"
и еще 7 были затем списаны в результате
полученных тяжелых повреждений.
12 мая 886 бомбардировщиков из 8-й
воздушной армии США атаковали
нефтеперерабатывающие заводы и
хранилища топлива на территории
Германии и Чехословакии, сбросив на них
1700 тонн бомб. В тот день пилоты IV.(Sturm)/JG3,
атаковав северо-восточнее Франкфурта-на-Майне
в районе Бад-Наухайм - Фульда соединение
В-17, одержали с 12.30 по 12.42 в общей
сложности 20 побед. При этом шесть из них
были на счету бывших пилотов Sturmstaffel 1:
унтер-офицер Максимовитц, унтер-офицер
Фифро и лейтенант Франц одержали по
одной победе, а лейтенант Метц - сразу
три.
13 мая IV.(Sturm)/JG3 снова атаковала группу В-17,
и в 14.20 лейтенант Герт, сбив один из них,
одержал свою девятую победу.
24 мая "Летающие Крепости" из 1-й и 3-й
бомбардировочных дивизий совершили
очередной налет на Берлин. С 11.00 до 11.10
пилоты IV.(Sturm)/JG3 сбили шесть В-17 и по
одному Р-38 и Р-51. Сбив в 11.30 "Мустанг",
лейтенант Герт одержал свою 12 победу.
Добились очередных побед и фельдфебель
Максимовитц и лейтенант Франц,
одержавшие соответственно свои 7 и 6
побед.
29 мая 1944г. 888 В-17 и В-24 из 8-й воздушной
армии подвергли бомбежке немецкие
авиазаводы, расположенные в Котбусе,
Лейпциге, Познани и Зорау, а также
нефтяной терминал в Политце (Politz) и
аэродромы в Ревдсбурге и Тутове. После
полудня 251 В-17 из 3-й бомбардировочной
дивизии, приближавшиеся к Лейпцигу, были
атакованы немецкими истребителями,
среди которых были и "Фокке-Вульфы" из 11.(Sturm)/JG3.
Второй лейтенант - Норман Ульрих (Norman A.
Ulrich), командир экипажа B-17G (42-31924) BG-Q "Ol'Dog"
из 344BS 95BG, затем вспоминал: "Я помню два
FW-190, приближавшихся к нам, один из
которых точно держал пас в своем прицеле.
Я мог чувствовать попадание его
снарядов в наш самолет, но в то же самое
время я видел, что FW-I90 тоже получил
попадание и от пего отлетел большой
фрагмент. Внезапно за ним потянулся дым.
Однако этот FW-190 хорошо выполнил свою
работу. Я до сих пор помню, как взорвался
носовой плексигласовый обтекатель.
Снаряды его пушки разбили все наши
приборы... Получили попадания и встали
два двигателя. Радиоотсек и бомбоотсек
были уничтожены. Левая бортовая огневая
точка выведена из строя... Снарядами был
сорван большой кусок обшивки левого
стабилизатора. Разрушенный носовой
обтекатель и два вставших двигателя
привели к такой резкой потере скорости,
что самолет, казалось, остановился в
воздухе".
В это время два "Фокке-Вульфа" из II
.(Sturm)/JG3 возвращались обратно в
Зальцведель после атаки
бомбардировщиков. Один из них
пилотировал бывший пилот Sturmstaffel 1 унтер-офицер
Карл-Хейнц Шмидт. Приближаясь к
Зальцведелю, Шмидт обнаружил
поврежденный В-17 и начал заходить для
атаки.
Норман Ульрих продолжал свой рассказ:
"FW-190 пролетел справа от нашей кабины над
крылом. Мы могли видеть, как он описывает
круг, заходя для второй атаки. Я поит, что
для пас все кончено, наша последняя
башня была выведена из строя, а на борту
были раненые. Я знал, что нас собьют и
потому немедленно приказал Джоржу
выпустить шасси, как знак капитуляции.
В то время как все это происходило,
второй FW-190 начал атаку сбоку. В
последний момент его пилот у видел, что
мы сдаемся и покачал крыльями. Он
пролетел очень близко от пашей кабины, и
я подумал, что мог бы, наверное,
дотронуться до него. Поскольку мы еще
летели, два FW-190 описывали круги вокруг
пас, и мы могли видеть их пилотов, а они в
свою очередь могли видеть нас".
10 августа состав IV.(Sturm)/JG3 был увеличен
до четырех эскадрилий, 11 .(Sturm)/JG3 была
переименована в 14.(Sturm)/JG3, и
соответственно Гертстал командиром
14.(Sturm)/JG3.
29 октября 1944 г. после 37 побед обер-лейтенант
Герт был награжден Рыцарским Крестом.
Утром 2 ноября бомбардировщики 8-й
воздушной армии США в сопровождении
свыше 600 истребителей пересекли
голландское побережье. Затем одна
группа из 325 самолетов атаковала
хранилища топлива в районе
Гельзенкирхена и Кастроп-Раукселя
(Castrop-Rauxel), а еще 650 бомбардировщиков
совершили налет на гидроэлектростанцию
на реке Зале в районе г. Лойна в 25 км
западнее Лейпцига.
В тот день американцы потеряли 44
бомбардировщика, в т.ч. пилоты IV.(Sturm)/JG3
сбили 12 В-17 из 91BG и 9 В-17 из 457BG. Однако при
этом группа потеряла 15 FW-190A-8/R2, 11 пилотов
погибли, а 4 были ранены. Среди погибших
был и обер-лейтенант Герт, который в
районе г. Биттерфельда (Bitterfeld) в 33 км
севернее Лейпцига своим "Фокке-Вульфом"
протаранил В-17. Герт смог выпрыгнуть из
падающего самолета, но его парашют не
открылся.
Всего на счету Герта было 38 самолетов,
среди которых 32 В-17 и В-24. В ходе боевых
вылетов его самого сбивали 11 раз.
Посмертно Вернеру Герту было
присвоено звание гауптмана, а 1 января 1945
г. он был посмертно награжден Германским
Крестом в Золоте .
Fw.190A-8/R2 Вернера Герта, 11.(Sturm)/JG3, июль
1944 года