Хаген был одним из пионеров
гражданской и военной авиации Германии,
принимал активное участие в
формировании первых штурмовых
авиагрупп Люфтваффе, став затем первым
командиром эскадры StGl.
Вальтер Хаген родился 16 марта 1897 г. в
Киле в семье торговца. В 1915 г. в возрасте
18 лет он вступил добровольцем на службу
в гусарский полк. В 1917г. Хаген был
переведён в морскую авиацию и свой
первый боевой вылет совершил над
Фландрией.
После окончания 1-й мировой войны Хаген
некоторое время работал, как и его отец,
независимым торговцем. В 1922 г. союзными
державами - победительницами 1-й мировой
войны, хоть и с некоторыми ограничениями,
было разрешено Германии снова иметь
гражданскую авиацию, и в 1924 г. Хаген
начал работать пилотом на фирме "Юнкере".
Тем временем в Германии продолжалась
тайная подготовка военных лётчиков, и
Хаген с самого начала участвовал в
формировании т.н. чёрных Люфтваффе. В 1930
г. он в качестве пилота участвовал в
отработке стартов самолётов фирмы "Хейнкель"
с корабельных катапульт.
После того как в начале 1935 г. в Германии
было официально объявлено о создании
Люфтваффе, Хагену было присвоено звание
гауптмана. До 1937 г. он служил в Берлине в
аппарате министерства авиации.
1 августа 1938 г. была сформирована т.н.
Flugzeugtragergmppe I./186, командиром которой был
назначен майор Хаген. Предполагалось,
что эта группа будет базироваться на
палубе авианосца "Граф Цеппелин" ("Graf
Zeppelin"), который тогда строился в Киле
однако уже 22 октября она была распущена.
1 ноября 1938 г. были сформированы две
новые эскадрильи предназначенные для "Графа
Цеппелина". Одна получила обозначение 4(Stuka)/Tr.Gr.l86
и была оснащена Ju-87B, другая имевшая на
вооружении истребители Bf-109B,
обозначение 6(Jagd)/Tr.Gr.l86. Вместе эти две
эскадрильи составили II.Tr.Gг.186 во главе с
майором Хагеном.
1 сентября 1939 г. Ju-87 из 4(Stuka)/Tr.Gr. 186
получили приказ атаковать базы
польского военно-морского флота.
Сильный утренний туман, покрывший
побережье, сорвал первый
запланированный налёт группы на
Вестерплатте (Westerplatte). К полудню туман
рассеялся, и пилоты 4(Stuka)/Tr.Gr.l86 атаковали
небольшой опорный пункт польского флота
Хель (Hela), расположенный на самом конце
узкого полуострова с тем же названием.
Несмотря на свои небольшие размеры, база
в Хеле имела мощную противовоздушную
оборону и уже в ходе первой же атаки были
сбиты две "Штуки".
3 сентября пилоты Ju-87 из 4(Stuka)/Tr.Gr.l86
атаковали главную польскую военно-морскую
базу в Гдыне, где им удалось потопить
эсминец "Вихрь" ("Wicher") и минный
заградитель "Гриф" ("Gryf").
Снова и снова "Штуки" из 4(Stuka)/Tr.Gr. 186
атаковали Хель. Командир эскадрильи
гауптман Блаттнер (Blattner) вспоминал об
одном из налётов:
"Через три минуты после получения
приказа на атаку мы были в воздухе. Мы находились на высоте 7000
метров,
когда пересекли линию побережья. Я вёл
свою эскадрилью по широкой дуге над Л"рем
чтобы приблизиться к Хеле с востока со
стороны солнца. Сквозь небольшие
разрывы в облаках я мог видеть, как
справа от нас IV. (S1)/"G1, направлявшуюся к
Гдыне, обстреливали зенитные орудия. Мы
тоже приближались к своей цели. Мой
бортрадист сообщил о разрывах зенитных
снарядов на расстоянии 100 - 150 метров от
нас. Все мысли о зенитках отошли на
задний план, когда эскадрилья начала
круто пикировать. Несмотря на кажущийся
беспорядок, каждый самолёт имел
определённую цель. Недели наших
тренировок на старом "Гессене" не были
потрачены впустую!"
Несмотря на многочисленные разрушения,
Хель, подвергавшаяся постоянным атакам
с земли, обстрелам с моря и налётам с
воздуха, сопротивлялась до самого конца.
Её гарнизон капитулировал лишь 1 октября
1939 г.
В сентябре 1939 г. достройка авианосца "Граф
Цеппелин" была "заморожена", и поэтому
было решено разделить группу II./186. 10
сентября в Киле на базе 4(Stuka)/Tr.Gr.l86 была
сформирована т.н. Tragersturzkampfgruppe I./186 и
майор Хаген был назначен её командиром.
В составе I.(St)/Tr.Gr.l862 было 3 эскадрильи,
оснащённых Ju-87B.
Весной 1940 г. "Штуки" I.(St)/Tr.Gr.l86 во главе
с Хагеном участвовали в атаках на мосты
через реку Маас в Голландии корабли в
портах Булони и Кале. В районе Дюнкерка
они разрушили 2 шлюза, затем в районе
Бюне (Beaune) железнодорожное полотно и
уничтожили поезд с боеприпасами.
22 июня 1940 г. майор Хаген был назначен
командиром эскадры StGl1. Он сменил на этой
должности оберст-лейтенанта Эберхарда
Байера (Eberhard Baier), который был командиром
StGl с момента её сформирования и который
был переведён на должность начальника
вновь сформированной 1-й авиашколы
штурмовой авиации (Sturzkampffliegerschule 1).
21 июля 1940 г. майор Хаген был награждён
Рыцарским Крестом. В апреле - мае 1941 г. StGl
действовала на Балканах, а затем с
самого первого дня участвовала в боях на
Восточном фронте 17 февраля 1942 г. оберст-лейтенант
Хаген был награждён Рыцарским Крестом с
Дубовыми Листьями (Nr. 77). В феврале 1943 г.
он некоторое время исполнял обязанности
командующего авиацией Люфтваффе в
Северной Африке (Fliegerfuhrer Afrika). 15 марта 1943
г. оберет Хаген передал командование над
StG 1 оберст-лейтенанту Густаву Пресслеру.
В ноябре 1943 г. генерал-майор Хаген был
поставлен во главе вновь
сформированного командования Люфтваффе
в Албании (Fliegerfuhrer Albanian).
30 апреля 1944 г. он назначен командующим
авиации в Хорватии (Fliegerfuhrer Kroatien). Под
его командованием были как немецкие, так
и хорватские авиационные части. 29
августа это командование было
преобразовано в командование авиации в
северной части Балкан (Fliegerfuhrer Nordbalkan), и
Хаген соответственно стал командующим
Fliegerfuhrer Nordbalkan.
1 февраля 1945 г. на основе командования
Fliegerfuhrer Nordbalkan была сформирована 17-я
авиадивизия (17.Flieger-Division), и генерал-майор
Хаген был назначен её командиром. В этой
должности он и встретил конец войны.
После окончания войны Вальтер Хаген
жил в своём родном Киле и умер 24 ноября
1963 г. в результате продолжительной
болезни.
|