Вальтер Хагенах (Walter Hagenah) родился в 1919
г. После завершения летной подготовки он
в звании унтер-офицера весной 1942 г.
прибыл в I./JG3 под командованием
гауптмана Георга Михалека (Georg Michalek)1 и
был включен в состав 2./JG3.
В течение 7 - 9 августа 1942 г. в результате
упорных боев 6-я полевая армия,
наступавшая на Сталинград с северо-запада,
смогла оттеснить советские части на
левый берег Дона и окружить западнее
Калача-на-Дону четыре дивизии из 62-й
армии. 10 августа I./JG3 вместе со штабом
эскадры во главе с оберег-лейтенантом
Лютцовым и III./JG3 гауптмана Вольфганга
Эвальда (Wolfgang Ewald) перелетела с аэродрома
Фролов, располагавшегося в 150 км
западнее Сталинграда, на полевой
аэродром Тусов северо-западнее Калача-на-До!гу.
На следующий день туда перебазировалась
II/JG3 гауптмана Вернера-Курта Брёндле (Werner-Kurt
Brandle), a 12 августа туда же прибыла и I/JG3
гауптмана Вальтера Шписа (Walter Spies). В
результате в Тусове, превратившемся в
крупную авиабазу, сосредоточились все
истребители Люфтваффе, действовавшие в
районе Сталинграда. Это, с одной стороны,
облегчало проблемы с их снабжением, но, с
другой стороны, команд ование Люфтваффе
пошло на очень рискованный шаг.
Естественно, что таким
сосредоточением немецких истребителей
не преминула воспользоваться советская
авиация, которая уже утром 12 августа
попыталась нанести по аэродрому Тусов
штурмовой удар. Однако несколько "Мессершмиттов",
бывших в тот момент в воздухе, атаковали
противника, прежде чем тот успел
достигнуть аэродрома. Это дало
возможность остальным истребителям JG3 и
I./JG53 беспрепятственно взлететь. Бой
распространился на многие километры
вокруг, и в ходе его унтер-офицер Хагенах
одержал свою первую победу, сбив ЛаГГ-3.
Утром 14 октября в 5 км западнее
Сталинграда Хагенах, который к этому
моменту уже летал в составе 3./JG3, сбил
сразу два Ил-2. Это были его последние
победы на Восточном фронте.
В феврале 1943 г. после тяжелых потерь,
понесенных в ходе боев в районе
Сталинграда, I./JG3 была отозвана на
аэродром Добриц (Doberitz), в 44 км юго-восточнее
Магдебурга. После отдыха и пополнения
группа уже так и не возвратилась на
Восточный фронт, а продолжала
действовать в составе противовоздушной
обороны Рейха.
1 июня 1943 г. на аэродроме Нойбиберг (Neubiberg)
была сформирована IV./JG3 под
командованием майора Франца Бейера (Franz
Beyer) и унтер-офицер Хагенах был переведен
в 10./JG3.
Свою следующую победу Хагенах одержал
только 19 декабря 1943 г. В тот день
бомбардировщики из 9-й воздушной армии
США совершили налеты на Аугсбург и
Инсбрук. Около полудня Bf-109G из 1 V./JG3
атаковали соединение В-24,
направлявшееся к Аугсбургу. В течение
получаса им удалось сбить четыре "Либерейтора",
один из которых (в 12.03) был на счету унтер-офицера
Хагенаха. Еще один бомбардировщик
получил тяжелые повреждения и был
вынужден выйти из боевого порядка.
Одновременно истребители III ./JG3
атаковали В-17, приближавшиеся к Инсбруку,
сбив в течение 15 минут восемь "Летающих
Крепостей".
11 апреля 1944 г. 917 В-17 и В-24 из 8-й
воздушной армии США атаковали
авиазаводы фирмы "Фокке-Вульф" в Позене
и Зорау, предприятия фирмы "Юнкере" в
Бернбурге и Хальберштадте, заводы
авиационных двигателей "Поммерише
Моторенбау" ("Pommerische Motorenbau") в Штеттине (ныне
г. Щецш i) и Котбусе, а также сборочные
заводы в районе Ошерслебена. Прикрытие
бомбардировщиков осуществляли более 800
самолетов из 17 истребительных групп 8-й и
9-й воздушных армий США.
В 09.10 первая группа бомбардировщиков
пересекла немецкое побережье между
Вестерландом и Рендсбургом. Пролетев
над островами Фемарн и Рюген, она
направилась к Позену и Штеттину. В 09.55
голландское побережье между г. Берген-оп-Зом
(Bergen op Zoom), в 48 км южнее Роттердама, и
Гаагой пересекла вторая группа
бомбардировщиков. Придерживаясь линии
Оснабрюк-Хильдес-хайм - Дессау, она
направилась к Ошерслебену и Бернбургу.
Навстречу им командование 1-го
истребительного авиакорпуса (1 Jagdkorps)
подняло 432 FW-190, Bf-109, Bf-110 и Ме-410. Согласно
отчету, составленному затем штабом 8-й
воздушной армии США, 11 апреля Люфтваффе
провели ".. .одну из наиболее сильных и
хорошо скоординированных
оборонительных операций, отличавшуюся
концентрацией значительного числа
двухмоторных дневных истребителей в
районе Штеттина и одномоторных
истребителей в районе Ганновер -
Ошерслебен".
В 10.05 по тревоге с аэродрома
Зальцведель, расположенного в 112 км
северо-восточнее Ганновера, взлетели
Bf-109G из IV./JG3 и FW-190A-7 из Sturmstafеl 1.
Приблизительно через сорок минут в
районе Брауншвайг - Хальберштадт они
обнаружили противника, и "Мессершмитгы"
IV./JG3 атаковали в лоб передовую группу В-17.
В течение пятнадцати минут были сбиты 11
бомбардировщиков, один из которых был на
счету фельдфебеля Хагенаха. Еще четыре "Летающих
Крепости" в результате атак получили
повреждения и покинули боевой порядок
своего соединения.
Всего же 11 апреля американцы потеряли
33 В-17, 12 В-24, 10 Р-51,4 Р-47 и один Р-38.11
бомбардировщиков, получившие тяжелые
повреждения, смогли дотянуть до
нейтральной Швеции и, приземлившись там,
были интернированы. Люфтваффе потеряли
19 истребителей, и еще 17 были сильно
повреждены, 13 пилотов погибли и 17
получили ранения.
18 апреля 1944 г. бомбардировщики 8-й
воздушной армии США подвергли бомбежке
цели, расположенные в районе Берлина,
включая города Ораниенбург, Перлеберг,
БравденбургиРатенов. В 13.30 "Мессершмитты"
штабного звена JG3 и IV./JG3 вместе с "Фокке-Вульфами"
Stimnstaffel 1 поднялись в воздух. В 60 км
западнее Берлина они в сомкнутом строю
атаковали соединение из 350 В-17, которых
сопровождали около ста истребителей. В
этом бою фельдфебель Хагенах одержал
две победы - в 14.32 он повредил и заставил
выйти из боевого порядка (HSS) один
бомбардировщик, а затем в 14.35 уже сбил
еще один.
Всего же с 14.32 по 14.50 пилотами JG3 было
сбито 19 В-17, при этом IV7JG3 потеряла только
один "Мессершмитт". Это был большой
успех, и на следующей день действия
пилотов JG3 были отмечены в сводке
Главного командования вермахта.
12 мая 1944 г. 8-я и 15-я воздушные армии США
начали серию налетов, которые затем
получили известность как "битва за
топливо" ("Battle of Fuel"). Целью 886
бомбардировщиков, которых сопровождали
735 истребителей, стали нефтеперегонные
заводы, расположенные в Мерзебурге,
Лютцкендорфе, Цайце, Бюхлау (Biihlau),
Цвиккау и Брюкке (Briix). Командование
Люфтваффе подняло в воздух 515
истребителей, которые непрерывно
атаковали противника на всем протяжении
полета к целям и обратно.
К этому времени IV./JG3 под командованием
гауптмана Вильгельма Моритца (Wilhelm Moritz)
была преобразована в штурмовую
авиагруппу и получила обозначение IV.(Sturm)/JG3.
В тот день ее Bf-109G и FW-190A северо-восточнее
Франкфурта-на-Майне атаковали
соединение В-17. С 12.30 по 12.42 пилотам IV.(Sturm)/JG3
удалось сбить девять бомбардировщиков,
еще одиннадцать "Летающих Крепостей",
получив в результате их атак сильные
повреждения, вынуждены были покинуть
боевой порядок. В этом бою фельдфебель
Хагенах одержал свою 11 победу, но при
этом ответным огнем с бомбардировщиков
был подбит и его Bf-109G-6. В результате
Хагенаху пришлось совершить
вынужденную посадку в районе
Дорнхольцхаузена (Dornliolzhausen).
Всего 12 мая американцы потеряли 46
бомбардировщиков и 7 истребителей.
Потери же Люфтваффе составили 80
истребителей, еще 22 самолета получили
различные повреждения.
Ранним утром 7 июля 1944 г. со своих баз в
Англии поднялись 756 В-17 и 373 В-24 из 8-й
воздушной армии США. Их целью были
нефтеперерабатывающие заводы в районе
Лютцкендорфа, Бюхлау и Мерзебурга. Около
07.15 головные группы бомбардировщиков
пересекли голландское побережье в
районе устья Рейна, и на аэродромах
немецких истребителей была объявлена 20-минутная
готовность. В 08.20 с аэродромов Иллесхайм
(Illesheim), Херцогенаурах (Hezogenaurach) и
Унтершлауерсбах, расположенных в районе
Нюрнберга, взлетели FW-190A-8 из IV.(Sturm)/JG300 и
прикрывавшие их BF-109G из I./JG300. Это был
первый боевой вылет вновь
сформированных штурмовых авиагрупп.
Боевые порядки бомбардировщиков
растянулись на сотни километров, и, хотя
лидирующая и замыкающие группы имели
мощное истребительное прикрытие, фланги
защищали лишь небольшие патрульные
группы истребителей. Поэтому командир
JG300 майор Вальтер Дахл, возглавлявший
штурмовые группы, решил нанести удар по
потоку бомбардировщиков именно в его
середине. В районе Ошерслебена "Фокке-Вульфы"
практически беспрепятственно атаковали
сзади соединение В-24 из 492BG.
Лейтенант Хагенах вспоминал:
"Моя эскадрилья находилась точно
позади бомбардировщиков. Командир
эскадрильи приказал выстроить самолеты
в шеренгу, и в сомкнутом строю мы начали
приблизюатъся к бомбардировщикам. Как
пехотинцы Фридриха Великого мы не
должсны были открывать огонь, пока не
увидим глаза противника. Подобно
средневековым рыцарям, мы были хорошо
защищены. Эскадрилья потеряла один или
два самолета и не смотря на сильный
огонь неуклонно двигались вперед".
Пилоты штурмовых групп максимально
использовали представившийся им шанс,
сбив в течение минуты 11 "Либерейторов".
В ходе второй атаки было сбито еще 19
бомбардировщиков. Всего же американцы в
тот день потеряли 58 В-17 и В-24. И, несмотря
на то, что сама IV.(Sturm)/JG3 потеряла девять "Фокке-Вульфов"
и пять пилотов, это был огромный успех.
На следующий день действия штурмовых
авиагрупп были отмечены в сводке
Главного командования вермахта, а
спустя несколько дней в новом выпуске
кинохроники "Deutsche Wochenschau" появился
сюжет о группе гауптмана Моритца.
18 июля около пятисот В-17 и В-24 из 15-й
воздушной армии США подвергли бомбежке
цели в южной части Германии, Австрии и
Северной Италии. 45 Fw-190A-8/R2 из IV.(Sturm)/JG3
перехватили бомбардировщики в районе
севернее Инсбрука. Эскадрильи "Фокке-Вульфов"
одна задругой атаковали противника, и
только лишь 10.(Sturm)/JG3 во главе с
лейтенантом Хансом Вейком (Hans Weik),
которая натолкнулась на американские
истребители, не удалось собраться в
боевой порядок.
Потеряв контакт с остальными
самолетами своей эскадрильи, Вейк в
одиночку атаковал небольшую группу В-17,
которая летела несколько в стороне. В 10.50
он сбил одну "Летающую Крепость", но при
этом и его FW-190A-8/R2 W.Nr.680747 был подбит
ответным огнем с бомбардировщиков.
Получив ранения в плечо и руку, Вейк был
вынужден выпрыгнуть на парашюте.
Тем временем бомбардировщики уже
достигли района Мюнхена, и от основной
группы отделилось около ста В-24 из 483BG.
Они направились к аэродрому Мемминген (Memmingen),
в 100 км западнее Мюнхена, на котором с 13
июля базировалась IV.(Sturm)/JG3. В результате
налета сильно пострадали взлетно-посадочная
полоса и различные сооружения аэродрома,
включая ангары, большими были и потери
среди наземного персонала. Большинство
"Фокке-Вульфов", получив предупреждение
по радио, приземлились на других
аэродромах. И только пилоты, у которых
уже не было горючего, садились на
покрытую воронками полосу в Меммингене.
20 июля вместо отправленного в
госпиталь обер-лейтенанта Вейка
командиром 10.(Sturm)/JG3 был назначен
лейтенант Хагенах. В тот же день группа
перебазировалась из Меммингена на
аэродром Ной-Ульм (Neu Ulm), расположенный в
75 км юго-восточнее Штутгарта, а затем 30
июля перелетела еще дальше на юг и
прибыла на аэродром Шонгау (Schongau), в 62 км
юго-западнее Мюнхена.
Утром 3 августа В-24 из четырех
бомбардировочных групп 15-й воздушной
армии США совершили налеты на
промышленные объекты в районе
Боденского озера, в т.ч. и на
Фридрихсгафен. На обратном пути в Италию
они над Тирольскими Альпами были
перехвачены "Фокке-Вульфами" из lV.(Sturm)/JG3
и 2./JG51.
Всего американцы потеряли 11 "Либерейторов",
один из которых был на счету лейтенанта
Хагенаха. Четыре сбитых бомбардировщика
были из состава 782BS и по два из 780 и 783BS. Из
75 человек, входивших в их экипажи, 25
погибли, а остальные, выпрыгнув на
парашютах, попали в плен. В то же время lV.(Sturm)/JG3
потеряла восемь Fw-190A-8/R2 и пять пилотов, a
2./JG51 - один "Фокке-Вульф" вместе с его
пилотом.
В сентябре 1944 г. лейтенант Хагенах был
направлен в только что сформированную
школу командного состава
истребительной авиации (Verbandsfuhrerschule General
der Jagdflieger). После прохождения короткого
курса подготовки он в качестве
инструктора прибыл в Эрфурт. Там он
занимался переподготовкой бывших
пилотов бомбардировщиков, из которых
затем предполагалось сформировать
новые штурмовые авиагруппы.
В марте 1945 г. лейтенант Хагеиах прибыл
в III7JG7.10 апреля 1315 В-17 и В-24 из 8-й
воздушной армии США под прикрытием 905 Р-51
и Р-47 атаковали аэродромы JG7,
расположенные в районе Берлина. С
аэродромов Ораниенбург, Рехлин-Лёрц и
Бранденбург-Брист навстречу
бомбардировщикам взлетели около 30 Ме-262.
Вальтер Хагенах потом вспоминал:
"Вражеские бомбардировщики
приближались к Берлину, и моя эскадрилья
получила приказ атаковать их. Однако ео
время подготовки к старту правый
двигатель отказался запускаться и я
должен был остаться. Механикам
потребовалось приблизительно 15 минут,
чтобы запустить двигатель, после чего я
вместе с другим Ме-262, пилотируемым
молодым фельдфебелем, взлетел. Мы не
получали с земли никаких инструкций,
просто атаковали бомбардировщики.
Выйдя из облаков приблизительно на
высоте 5000 метров, я мог четко видеть
соединение бомбардировщиков на 6000
метров. Я летел па скорости около 550 км/ч
с небольшим набором высоты. Все,
казалось, шло прекрасно, и через три -
четыре минуты я был около
бомбардировщиков. В этот момент я, как
опытный летчик-истребитель, буквально
затылком почувствовал присутствие
вражеских истребителей. Посмотрев по
сторонам и вверх, я у видел шесть "Мустангов",
которые пролетали прямо надо мной.
Сначала я подумал, что они не заметили
меня, но из осторожности посмотрел и
назад. Хорошо, что я это сделал, потому
что у видел пару "Мустангов", пикирующих
прямо на нас. Учитывая их скорость
пикирования и то, что мы потеряли
скорость во время набора высоты, они
имели хорошие шансы получить нас. Они
открыли огонь, и трассеры прошли рядом с
нашими самолетами. Я передвинул
рукоятки секторов газа до отказа вперед
и опустил нос самолета, чтобы увеличить
скорость и в результате оторваться от
вражеских истребителей. Я не пытался
маневрировать, чтобы уйти из их прицела,
- я знал, что если начну поворачивать, то
моя скорость будет снижаться и они
получат меня. Я сказал фельдфебелю,
чтобы он держался слева от меня, но он,
очевидно, испугался и начал
отворачивать влево. Это было как раз то,
что и требовалось пилотам "Мустангов", и
им не понадобилось много времени, чтобы
приблизиться к нему. Его самолет получил
несколько попаданий, и я видел, как он
упал и взорвался. Мой компаньон не
выпрыгнул на парашюте.
Держа вражеские истребители в поле
зрения, я увидел, что они развернулись и
присоединились к своей группе. Движимый
чувством мести, я решил атаковать их. Я
быстро приближался к ним сзади, но, когда
до них оставалось 500 метров, ведущий "Мустанг"
покачал крыльями, и я знал, что это
значит. Если я буду продолжать
приближаться, вражеские истребители
разделятся на две части и будут с двух
сторон заходить мне в хвост, так что я
решил опередить их. Я выпустил все свои 24
ракеты R4M прямо во вражеские истребители.
Мне повезло: я попал в два из них. Ракеты
вызвали сильные взрывы, и оба
истребителя начали снижаться. К этому
времени я имел достаточную скорость,
чтобы оторваться, что я и сделал в
направлении Кетена".
Как потом было установлено, Хагенах
сбил один Р-51, одержав, таким образом,
свою 17 и последнюю воздушную победу.
Молодой фельдфебель, о котором
упоминает Хагенах, скорее всего, был
Кристоф Шварц, сбитый капитаном
Гордоном Комптоном из 353FG. Всего в ходе
войны Хагенах совершил около 140 боевых
вылетов.