Это был один из самых успешных
командиров бомбардировочной авиации,
руководивший действиями против
вражеских кораблей. Именно
Харлингхаузен разработал и отработал на
практике методику бомбометания по
кораблям. Он первым в составе
бомбардировочной авиации был награжден
Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.
Мартин Харлингхаузен (Martin
Harlinghausen) родился Пянваря
1902г.в г.Реде(Rheda) в 40 км северо-западнее
Эссена в семье успешного промышленника.
После окончания гимназии Мартин
поступил на юридический факультет
университета Геттингена. Однако с
детства он хотел стать морским офицером,
и потому, проучившись в Геттингене лишь
один семестр, Харлингхаузен 1 апреля 1923 г.
вступил в военно-морской флот в качестве
кадета.
Последовали долгие годы учебы, и в 1927 г.
юношеская мечта Харлингхаузена наконец
исполнилась - ему было присвоено звание
лейтенанта флота ("eutnant zur See), и он стал
командиром катера в составе 1-й флотилии
торпедных катеров (I.Schnellbootsnottille).
В 1929 г. Харлингхаузен получил звание
обер-лейтенанта флота. За три с
половиной года службы в составе 1-й
флотилии он стал
высококвалифицированным командиром
торпедного катера.
В1931 г. Харлингхаузен был включен в
группу офицеров флота, которая должна
была пройти секретную летную подготовку
в отделении "Немецкой школы воздушных
сообщений" в Варнемюнде Начиная с 1926 г.
военно-морской флот ежегодно направлял
туда по 6 - 10 человек. Для того чтобы
скрыть, чем в действительности в
Варнемюнде занимаются морские офицеры,
там было создано "опытное
радиокомандование" ("Funkversuchs-Kommando") во
главе с корветтен-капитаном Хансом
Гейслером (Hans Geisler), которое совершенно "случайно"
располагалось на аэродроме "Немецкой
школы воздушных сообщений".
1 октября 1933 г. Харлингхаузен был
включен в состав пока еще втайне
формирующихся Люфтваффе и назначен
командиром 1-й морской эскадрильи (I.Seestaffel).
1 октября 1934 г. Харлингхаузену было
присвоено звание гауптмана и он был
переведен на работу в министерство
авиации (Reichsluftfahrtministerium-сокр. R"M). В
качестве начальника группы 3-го
отделения он занимался вопросами
обучения и летной подготовки пилотов
для будущих Люфтваффе. Параллельно сам
Харлингхаузен учился в военной академии
в берлинском пригороде Гатов.
В октябре 1937 г. гауптман Харлингхаузен
был назначен командиром 3./KGr.5063. Однако
уже в декабре 1937 г. он прибыл в Испанию и
сменил гауптмана Ханса Хефеле на посту
командира эскадрильи AS/88 из состава "Легиона
"Кондор". Эскадрилья была оснащена 12
гидросамолетами Не-59 и базировалась в
Польенса на острове Мальорка. Пилоты AS/88
совершали налеты на порты Валенсии,
Кастельона, Таррагоны и Барселоны. По
ночам они бомбили железную дорогу,
идущую вдоль восточного испанского
побережья и находившуюся тогда в руках
республиканцев.
В конце 1937 г. в AS/88 было доставлено
небольшое количество авиационных
торпед. Потопив уже в ходе первых же
боевых вылетов республиканский пароход
"Торпенесс" ("Thorpeness"), Харлингхаузен с
тех пор стал убежденным сторонником
широкого использования авиационных
торпед.
В Испании Харлингхаузен впервые
проявил себя как специалист по
организации действий авиации против
кораблей противника. В августе 1938 г. ему
было присвоено звание майора. Проведя в
Испании год, Харлингхаузен в декабре 1938
г. вернулся в Германию.
В марте 1939 г. он закончил обучение в
военной академии, и теперь его звание
полностью звучало, как "майор
Генерального штаба" (major in Generalstabes, сокр.
major i.G). До начала Второй мировой войны
Харлингхаузен служил в оперативном
отделе штаба 2-го воздушного флота в
Брауншвейге.
2 октября 1939 г. в Гамбурге на основе 10-й
авиадивизии (10.Flieger-Division) был сформирован
10-й авиакорпус (X.Fliegerkorps). Корпус
специально создавался для борьбы с
кораблями противника. Его командиром
стал генерал-лейтенант Ханс Гейслер -
тот самый корветтен-капитан, который в
начале 30-х годов руководил "опытным
радиокомандованием" в Варнемюнде.
Гейслер хорошо знал Харлингхаузена и
ценил его как специалиста по
организации действий авиации над морем.
Поэтому 1 ноября 1939 г. Харлингхаузен по
предложению Гейслера был назначен
начальником штаба 10-го авиакорпуса.
Харлингхаузен позднее писал о том
времени: "В отношении взаимодействия
авиации и флота было бесконечное число
недоразумений, причиной которых были
принципиально различные точки зрения на
этот вопрос. Они не были чисто немецким
феноменом, а пожалуй, стали следствием
проблем, возникших еще при формировании
руководства Люфтваффе. Для того чтобы
преодолеть их, требовался практический
опыт, и прежде всего время, а его как раз
у нас не было. В течение шести лет
лихорадочного создания структуры
Люфтваффе мы должны были решить все
вопросы взаимодействия с флотом, по к
началу войны они так и не были решены.
Поэтому флот вынужден был настаивать на
поддержке своих действий специальными
частями Люфтваффе. В результате осенью
1939 г. был сформирован 10-й авиакорпус".
10-й авиакорпус, которому были
подчинены KG26 и KG27, должен был атаковать
английские корабли как в Северном море,
так и в базах. В то же время тогда еще
действовал запрет высшего руководства
Рейха на бомбежки любых целей на
территории Англии. Поэтому для атак с
воздуха английских кораблей, стоявших
на якоре в своих базах, оставалось
использовать только торпеды.
Харлингхаузен, который еще в Испании
успешно применял авиационные торпеды,
был твердо убежден, что при наличии
достаточно большого числа
торпедоносцев можно было добиться почти
полной морской блокады Англии. Однако
осуществить на практике идею оказалось
невозможно, так как в ноябре 1939 г. в
распоряжении Люфтваффе было всего лишь 200
авиационных торпед, только в 1940 г. по
личному приказу Гитлера их производство
было увеличено.
Харлингхаузен считал, что тот, кто
командует авиационными соединениями,
должен сам летать, чтобы не терять связь
с боевыми подразделениями. Поэтому им
было сформировано командное звено 10-го
авиакорпуса (Fuhrangskette X.Fliegerkorps), основной
задачей которого было на практике
демонстрировать пилотам корпуса
тактику атак вражеских кораблей.
Метод, опробованный Харлингхаузеном
еще в Испании и потом названный "Steckrubenverfahren"
("способ протыкания брюквы"), заключался
в следующем. Не-111 на высоте не более 50
метров на большой скорости приближался
к атакуемому кораблю сбоку. Когда до
цели оставалось 240 - 250 метров, пилот
сбрасывал бомбы с установленной
задержкой взрывателя на 5 - 8 секунд. Они
попадали в корабль в тот момент, когда
самолет пролетал над ним на уровне
верхушек мачт.
В апреле 1940 г., используя эту тактику,
Харлингхаузен топил у побережья
Норвегии один корабль за другим. В
большинстве случаев вместе с ним в
качестве пилота летал обер-лейтенант
Роберт Ковалевски. Во время атаки
транспорта "Сириус" ("Sirius") их самолет
пролетел так низко , что срезал и унес с
собой верхнюю часть флагштока,
укрепленного на мачте корабля.
Ковалевски и после войны хранил ее как
один из самых примечательных и редких
сувениров Второй мировой войны.
Одновременно 14 апреля 1940 г.
Харлингхаузен был назначен командиром
специально созданного авиационного
командования Тронхейм (Fliegerfuhrer Trontheim). В
его задачу входило обеспечить действия
авиации против английских войск сначала
в районе Намсуса, а затем и в районе
Нарвика.
Вскоре на счету Харлингхаузена было
уже 20 потопленных кораблей общим
тоннажем более 100 тыс. брт, и 4 мая 1940 г. он
одним из первых в бомбардировочной
авиации был награжден Рыцарским Крестом.
21 мая 1940 г. майор Харлингхаузен снова
приступил к своим обязанностям
начальника штаба 10-го авиакорпуса,
которые, пока он отсутствовал, временно
исполнял генерал-лейтенант Ульрих
Кесслер (Ulrich Kessler).
1 января 1941 г. Харлингхаузену было
присвоено звание оберст-лейтенанта. В
январе 1941 г. он был направлен в Северную
Африку, чтобы на месте руководить
действовавшими там частями Люфтваффе.
30 января Харлингхаузен первым в
бомбардировочной авиации был награжден
Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту
(Nr.8). К этому моменту на его счету было 26
потопленных кораблей общим тоннажем 127
тыс. брт.
Харлингхаузен, не изменявший своему
принципу "командир должен летать со
своими подчиненными", продолжал лично
участвовать в боевых вылетах. В начале
ноября 1941 г. в ходе одного из ночных
вылетов Не-111, на котором он летел,
атаковал в Ирландском море большой
транспорт. Как оказалось, корабль был
Вооружен 20-мм зенитными автоматами. "Хейнкель",
летевший на небольшой высоте, получил
множество попаданий, хвостовое оперение
было буквально изрешечено снарядами.
Только благодаря летному мастерству
пилота обер-фельдфебеля Духи (Ducha)
самолет не рухнул в воду. На высоте всего
300 метров над водой Не-111 летел вдоль
побережья Уэльса и Коруэлпа, пытаясь "дотянуть"
до французского побережья.
Когда впереди наконец показался
темный французский берег, стало ясно,
что самолет уже больше не в состоянии
держаться в воздухе. Обер-фельдфебель
Духа попытался посадить "Хейнкель" на
воду у побережья Бретани в районе Вана,
но вынужденная посадка завершилась
катастрофой. Удар был настолько сильным,
что лопнули привязные ремни.
Французские рыбаки спасли экипаж,
оказавшийся в ледяной воде.
Харлингхаузен получил тяжелое
сотрясение мозга и затем три месяца
провел в госпитале.
6 января 1942 г. оберст-лейтенант
Харлингхаузен был наначен командиром KG26
вместо оберста Александра Холле (Alexander
Holle). В тот момент I./KG26 во главе с майором
Германом Бушем (Hermann Busch)3 базировалась в
Норвегии в Тронхейме, II./KG26 под
командованием майора Бейлинга (Beyling) - на
аэродроме Каламаки в Греции, III./KG26
майора Бёхме (Bohme) находилась во Франции,
a IV./KG26 гауптмана Фридриха Гехринга (Friedrich
Gehring) - на аэродроме Любек-Бланкензее в
Германии.
В декабре 1941 г. японцы во время
нападения на Пёрл-Харбор с огромным
успехом применили авиационные торпеды.
На Средиземном море итальянская авиация
так же успешно использовала их. Все это
заставило высшее командование
Люфтваффе изменить свою точку зрения на
использование авиационных торпед. В
феврале 1942 г. Харлингхаузен был вызван в
Берлин и назначен "уполномоченным по
авиационному торпедному оружию" ("Bevollmachtigten
fur die "ufttorpedoWafie").
Весной 1942 г. в Гроссето (Grosseto) на
восточном побережье Италии
Харлингхаузеном была создана учебная
торпедно-бомбардировочная эскадра
(Kampftorpedoschulgeschwader), которая была не чем
иным, как авиационной торпедной школой.
Харлингхаузен планировал сформировать
две полноценные эскадры торпедоносцев,
но фактически ему удалось подготовить
только экипажи KG26. Первыми в Гроссето
прошли тренировки экипажи I./KG26, и уже 29
марта 1942 г. они совершили первый боевой
вылет против конвоя PQ13. Затем в апреле
была подготовлена II./KG26, а в начале лета и
III./KG26.
1 июля 1942 г. Харлингхаузену было
присвоено звание оберста.
9 ноября 1942 г. оберст Харлингхаузен
получил новое назначение. Он был
назначен командующим силами Люфтваффе в
Тунисе (Fliegerfuhrer Tunis), а вместо него
командиром KG26 в декабре стал оберст Карл
Штокманн (Karl Stockmann), который до этого был
начальником школы в Гроссето. 1 декабря
1942 г. Харлингхаузену было присвоено
звание генерал-майора.
23 февраля 1943 г. он был назначен
командиром 2-го авиакорпуса (II.Fliegerkorps)
вместо генерал-оберста Бруно Лёрцера (Bruno
"orzer). 2-й авиакорпус, штаб которого
находился на Сицилии, должен был
действовать против кораблей союзников в
Средиземном море, а также вести боевые
действия в Тунисе. Однако что мог
сделать Харлингхаузен, если авиация
союзников имела подавляющее численное
превосходство? Вскоре в пяти
бомбардировочных эскадрах, подчиненных
2-му авиакорпусу, в пригодном для полетов
состоянии осталось лишь 45 самолетов, а
вместо 200 самолетов-торпедоносцев лишь
14. Харлингхаузен считал, что дальнейшие
попытки остановить наступление англо-американских
войск в Северной Африке приведут лишь к
новым бессмысленным потерям. Когда же он
сообщил об этом высшему руководству
Люфтваффе, то получил лаконичный ответ,
что его дело выполнять приказы, а не
излагать свое мнение.
Однако Харлингхаузена это не
остановило, и он продолжал настаивать,
чтобы его сообщения о сложившейся
ситуации на Средиземном море были
переданы в ставку Гитлера. Конфликт
между Харлингхаузеном и командованием
Люфтваффе на Средиземном море и в
Берлине все больше усиливался. В
результате 12 июня 1943 г. он был снят с
должности командира 2-го авиакорпуса.
В течение года генерал-майор
Харлингхаузен находился не у Только в
сентябре 1944 г. о нем "вспомнили", и он был
назначен командующим округом Люфтваффе
в Висбадене. В декабре 1944 г.
Харлингхаузену было присвоено звание
генерал-лейтенанта.
28 апреля 1945 г. он возглавил авиационное
командование "Запад" ("uftwaffenkommando West)
вместо генерал-лейтенанта Йозефа Шмида
(Josef Schmid). Спустя полторы недели война
закончилась, Харлингхаузен попал в плен
к союзникам и был освобожден в сентябре
1947 г.
В августе 1957 г. генерал-лейтенант
Харлингхаузен вступил в
Бундеслюфтваффе. С 1 октября 1957 г. по 31
декабря 1961 г. он был командующим группой
"Север" ("uftwaffengruppe Nord), штаб которой
находился в Мюнстере. Затем Мартин
Харлингхаузен вышел в отставку и
поселился в городе Гютерсло в 50 км
восточнее Мюнстера.