Уголок неба ¦ Хичхольд Хубертус

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Хичхольд Хубертус
       
Годы жизни: 1912-1966

Это был один из лучших пилотов штурмовой авиации на начальном этапе 2-й мировой войны. По мнению англичан, "Хичхольд выполнял прекрасную работу с теми ограниченными силами, которые были в его распоряжении". После гибели в авиакатастрофе первого инспектора штурмовой авиации оберст-лейтенанта Эрнста Купфера он был назначен на его место.

Хубертус Хичхольд (Hubertus Hitschhold) родился 7 июля 1912 г. в местечке Форстхаус (Forsthaus), округ Иоханнисберг, Восточная Пруссия.

1 апреля 1930 г., после окончания гимназии, он вступил в рейхсвер. Хичхольд сразу же попал в число тех, кому предстояло пройти секретную подготовку в качестве пилотов. С апреля 1930 г. по март 1931 г. он учился в т.н. Немецкой школе воздушных сообщений в Шлейсхейме. Затем Хичхольд в течение полугода отрабатывал технику пилотирования в лётной школе в Липецке в СССР.

1 октября 1931 г. Хичхольд, который уже был вполне подготовленным пилотом, был зачислен во 2-й Прусский кавалерийский полк (2. (Pr) Reiterregiment). В 1932 г. ему было присвоено звание фанен-юнкера, а 1 августа 1933 г. - звание лейтенанта."

1 января 1935 г. лейтенант Хичхольд был переведён во вновь создаваемые Люфтваффе. 18 апреля он официально получил квалификацию военного лётчика, а уже 1 октября 1935 г. ему было присвоено звание обер-лейтенанта.

Хичхольд стал одним из первых пилотов штурмовой авиации Люфтваффе, принимая непосредственное участие в формировании первых штурмовых авиагрупп. 1 апреля 1937 г. на аэродроме в Анкламе (Anklam) в Нёйбранденбурге была сформирована III./StG162. 1 октября того же года на аэродроме в Бреслау-Шёнгартен на её базе была сформирована I./StG163. Её командиром стал майор Оскар Динорт, а обер-лейтенант Хичхольд был назначен командиром 1./SIG1631. В 1938 г. ему было присвоено звание гауптмана.

Во второй половине 1 сентября 1939 г. Ju-87B из 1./SIG2 совершили свой первый боевой вылет. 15 сентября Хичхольд в числе первых солдат вермахта был награждён Железным Крестом 2-го класса.

16 октября 1939 г. гауптман Хичхольд был назначен командиром I./StG2 вместо майора Динорта, ставшего командиром вновь сформированной эскадры SG2.

В мае - июне 1940 г. в ходе боёв в Бельгии, Голландии и Франции I./StG2 стала одной из самых результативных штурмовых авиагрупп Люфтваффе. Ju-87 во главе с гауптманом Хичхольдом успешно атаковали форты Эбен Эмаель, Потнис (Pontisse) и Флемале (Remalle) в районе Льежа. В районе Дюнкерка они потопили один крейсер, три эсминца, три транспорта, ещё несколько кораблей получили тяжёлые повреждения. Всего же пилоты I./StG2 потопили и тяжело повредили в те дни у побережья Ла-Манша корабли общим водоизмещением 164 тыс. т. Затем в районе Суассона они уничтожили 6 французских артиллерийских батарей, а 12 июня севернее Парижа уничтожили от 20 до 30 французских танков, которые собирались ударить немецким частям во фланг.

19 июля Хичхольду было присвоено звание майора, а 21 июля он был награждён Рыцарским Крестом.

Вечером 7 августа 1940 г. из устья реки Мэдвей (Medway) вышел английский конвой под кодовым обозначением CW9 "Peewit". В его составе было 20 транспортных судов и 9 боевых кораблей охранения, а пунктом его назначения был порт Свенеж (Swanage) на южном побережье Англии. 8 августа ещё перед рассветом, когда конвой находился в районе между Дувром и Кале, его засекли немецкие РЛС. После этого он сразу же был атакован немецкими торпедными катерами, которые смогли потопить три транспорта и ещё три повредить.

Ранним утром 8 августа CW9 "Peewit" обнаружили немецкие самолёты-разведчики, и теперь пришла очередь Люфтваффе атаковать его. Атаки небольших групп Ju-87 начались около 06.00 и в основном имели цель определить количество аэростатов заграждения над кораблями и число английских истребителей, прикрывавших конвой. Первый большой налёт состоялся в 09.00, когда 30 Ju-87 из II. и III./StGl под прикрытием 32 ВГ-109Е из I. и III./JG27 атаковали конвой в районе острова Уайт. В ходе боя с 12 "Харрикейнами" из 145 Sqdn. RAF было сбито 2 "Штуки" и ещё две получили повреждения, JG27 также потеряла два самолёта. Потери англичан составили 3 истребителя.

Около полудня конвой уже атаковали 57 "Штук" из I./SIG2, III./SIG2 и I./SIG3, которых сопровождали 25 Вf-109Е из I. и III./JG27 и 20 Bf-110C из V.(Z)/"G1. Над конвоем их встретили 18 "Харрикейнов" из 145, 238 и 257 Sqdn. RAF и "Спитфайры" из 609 Sqdn. RAF. Пилоты Ju-87 в течение 10 минут смогли потопить 4 корабля и ещё 7 повредить. Однако при этом было потеряно три самолёта из I./SIG3: два были сбиты "Харрикейнами" из 145 Sqdn. RAF, а третий - "Спитфайром". Ещё четыре "Штуки" получили повреждения.

Около 17.00 конвой CW9 "Peewit" юго-восточнее острова Уайт атаковала третья волна "Штук", которая должна была окончательно "добить" его. В неё входили 87 Ju-87B из StG77, которых прикрывали 68 истребителей из II./JG27, III./JG27 и V.(Z)/"G1. Пилоты Bf-ПО были заняты уничтожением аэростатов заграждения, поднятых над кораблями, и потому не успели среагировать, когда II./StG77 со стороны солнца была атакована "Харрикейнами" из 43 и 145 Sqdn. RAF. В результате группа понесла тяжёлые потери. Было сбито три Ju-87, ещё пять получили такие сильные повреждения, что два из них потом были списаны. Командир II./StG77 гауптман Вальдемар Плевиг получил тяжёлое ранение, но всё же успел выпрыгнуть на парашюте из падающего самолета. Он был подобран одним из английских кораблей охранения и попал в плен, а его бортрадист погиб. Погибли командир 4./SIG77 гауптман Шмак (Schmak) и его бортрадист. Унтер-офицер Питрофф (Pitroff) смог совершить вынужденную посадку на о.Уайт и тоже попал в плен, а его бортрадист унтер-офицер Шуберт (Schubert) был убит ещё в воздухе.

Всего в течение 8 августа потери Люфтваффе составили 26 самолётов, из них 9 Ju-87, потери же RAF - 17 истребителей. Однако из 20 транспортов, входивших в конвой CW9 "Peewit", 7 было потоплено, а 10 получили повреждения. До порта назначения добрались только четыре корабля, остальные вынуждены были укрыться в ближайших портах.

16 августа 40 Ju-87B из I. и II./SIG2 под прикрытием ВМ09Е из I. и II./JG2 появились над восточной оконечностью острова Уйат, после чего "Штуки" разделились. Два звена атаковали английскую РЛС, расположенную в Венторе (Ventor) на острове Уайт. Сбросив на РЛС 22 бомбы, они на неделю вывели её из строя. Остальные Ju-87 повернули на северо-восток к аэродрому английских истребителей в Тангмере. Несмотря на то, что им навстречу были подняты "Харрикейны" из 1, 43 и 601 Sqdn. RAF и "Спитфайры" из 152 и 602 Sqdn. RAF, предотвратить налёт на Тангмер не удалось.

Ju-87 один за другим пикировали на аэродром, сбрасывая бомбы с безошибочной точностью. Были поражены все ангары, мастерские, автопарк, офицерская столовая и лазарет. Все самолёты, находившиеся в тот момент на земле, были уничтожены или повреждены. Среди них были все 8 самолётов из т.н. "ночной эскадрильи истребителей-перехватчиков" (Fighter Interception Unit) - 7 "Бленхеймов", оснащённых радарами, и первый серийный образец ночного истребителя "Бофайтер" (Bristol "Beaufighter"). Кроме того, на земле сгорели 4 "Харрикейна" из 43 Sqdn. RAF, также были сильно повреждены и затем списаны 3 "Спитфайра". В результате налёта погибло 14 человек из наземного персонала аэродрома, а также 6 гражданских лиц, ещё 41 человек получил тяжёлые ранения.

Английские истребители не смогли предупредить нападение на аэродром в Тангмере, но зато они "застали" Ju-87 в самый уязвимый для них момент, когда те только выходили из атаки и собирались в боевой порядок, чтобы лететь обратно. "Харрикейнами" из 43 Sqdn. RAF сразу же были сбиты 3 "Штуки" из I./StG2. Затем над Ла-Маншем, уже недалеко от побережья Нормандии, было сбито ещё два1. Много самолётов получили повреждения, четыре из них вернулись с убитыми бортстрелками и ранеными пилотами.

6 апреля 1941 г. началось вторжение немецких войск в Югославию и Грецию. Ранним утром 4 Ju-87B из I./StG2 прецизионно точными ударами уничтожили зенитные батареи вокруг югославского аэродрома Петровац (Petrovac). После этого аэродром под прикрытием Bf-109 из II./JG27 спокойно начали штурмовать Bf-ПОС из II./ZG26. В результате на земле в течение 20 минут из 30 Do-17K, входивших в состав 64-й югославской бомбардировочной группы, было уничтожено 14, кроме того, было ещё уничтожено несколько учебных самолётов.

21 апреля пилоты I./SIG2 во главе с Хичхольдом потопили в Коринфском заливе 1300-тонный танкер "Теодора" ("Theodora"), 657-тонный прибрежный танкер "Теодол 2" ("Teodol 2") и транспорт "Траки" ("Traki").

24 апреля Ju-87 I./StG2, атаковав порт Пирей, потопили там два греческих корабля: "Тети Номикоу" ("Teti Nomikou") водоизмещением 1882т и "Дмитрос Номикос" ("Dmitros Nomicos") водоизмещением 1171т. При этом в районе Афин и Пирея было сбито две "Штуки".

16 мая Ju-87 из I./StG2 под прикрытием Bf-ИОС из II./ZG26 совершили налёт на корабли, находившиеся у побережья Крита, в заливе Суда. Два танкера получили прямые попадания, и в т.ч. 10694-тонный датский танкер "Элеонора Маерск" ("Eleonora Maersk"). Было потоплено три греческих транспорта - "Николау Оурания" ("Nicolaou Ourania") водоизмещением 6397 т, "Термони" ("Thermoni") и 1070-тонный "Кийтера" ("Kythera").

17 мая Ju-87 из I./SIG2 атаковали у побережья Крита 7938-тонное госпитальное судно "Аба", но все сброшенные ими бомбы в цель не попали. Вызванные им на помощь крейсера "Дидо" ("Dido"), "Ковентри" ("Coventry") и "Фоебе" ("Phoebe") стали мишенью для атаки следующей "волны" Ju-87. Однако и они смогли избежать повреждений.

18 мая пилоты I./StG2 атаковали корабли в заливе Суда. В результате они смогли тяжело повредить танкер "Олна" ("Olna") водоизмещением 15220 т, который, чтобы не затонуть, в конце концов был вынужден выброситься на берег. В ходе этого налёта зенитным огнём был подбит один Ju-875.

В конце мая пилоты I./SIG2 добились больших успехов, действуя против английских боевых кораблей, находящихся в районе Крита.

22 мая около 14.00 8 Ju-87 из I./StG2 юго-восточнее острова Китира атаковали эсминец "Грейхаунд", который, получив сразу три попадания, через 15 минут затонул. Из его экипажа погибло 84 и получили ранения 23 человека.

23 мая в 07.55 южнее Крита в районе острова Гавдос 24 Ju-87B из I./StG2 во главе с Хичхольдом атаковали отряд из трёх английских эсминцев, вышедший накануне вечером с Мальты. Сначала в результате прямого попадания в центр корпуса в течение двух минут затонул эсминец "Кашмир". Затем, несмотря на все отчаянные попытки уклониться, прямое попадание в машинное отделение получил эсминец "Келли", на котором находился командир отряда лорд Моунтбаттен. Корабль почти сразу опрокинулся и быстро ушёл под воду, вместе с ним погибла половина его экипажа.

В результате атаки уцелел один "Киплинг", отделавшийся лишь лёгкими повреждениями. Он подобрал 279 моряков из экипажей обоих потопленных эсминцев. При этом I./StG2 потеряла только два Ju-87. Самолёт командира эскадрильи обер-лейтенанта Вильгельма Кайзера (Wilhelm Kaiser) упал в море, а второй самолёт смог "дотянуть" до аэродрома и разбился уже при посадке.

28 мая Ju-87B из I./SIG2 вместе с итальянскими S.81 севернее Крита тяжело повредили крейсер "Аякс" и эсминец "Империал".

Уже на второй день боевых действий на Восточном фронте один из вылетов чуть было не стал для майора Хичхольда последним. От плена, а скорее всего от верной гибели, его спасла чистая случайность.

23 июня 1941 г. Ju-87B из I./SIG2 штурмовали колонны советских войск на шоссе Каунас - Вильнюс, когда их самих атаковали советские истребители. В хаотичном воздушном бою самолёт Хичхольда был подбит. Он смог "перетянуть" через небольшой редкий лесочек, растущий вдоль дороги, и приземлился в поле с его противоположной стороны. Всё произошло очень быстро, и Хичхольд успел передать по радио лишь короткое сообщение, что самолёт повреждён и что он идёт на вынужденную посадку. К счастью для  Хичхольда и его бортстрелка, это сообщение услышал командир 3./StG2 обер-лейтенант Бруно Фрейтаг (Bruno Freitag). Он успел вовремя заметить место посадки Хичхольда. Совсем рядом находились советские солдаты, и медлить было нельзя. Фрейтаг, не раздумывая, приземлился рядом с подбитым самолётом и забрал Хичхольда и его бортстрелка.

В конце сентября I./SIG2 перебросили на аэродром Велиж, Смоленская обл. 30 сентября началась операция "Тайфун" - наступление немецких войск на Москву. В первый же день наступления 2-я танковая группа генерал-оберста Хейнца Гудериана (Heinz Guderian) прорвала левый фланг Брянского фронта и вышла в тыл 13-й советской армии. 2 октября оборону 50-й советской армии в районе Брянска прорвали части 2-й немецкой полевой армии. Наступление быстро развивалось, и 3 октября немцы вошли в Орёл, а 6 октября - в Брянск. Однако, несмотря на успех на южном фланге, это всё же был отвлекающий удар.

2 октября началась основная часть операции "Тайфун" - наступление группы армий "Центр". Прорвав Западный фронт, 3-я танковая группа генерал-оберста Германа Гота (Hermann Hoth) двигалась в направлении г. Холм-Жирковский в 60 км северо-западнее Вязьмы, т.е. по самому кратчайшему пути к Москве. 4 октября оперативная группа под командованием генерала И.В. Болдина, в которую входили части из 19-й и 30-й армий, а также части из резерва Западного фронта, нанесла в районе Холм-Жирковского контрудар.

В течение 4 октября Ju-87 и Не-111 совершили соответственно по 152 и 259 боевых вылетов, атакуя советские войска в районе Белый - Сычёвка - Вязьма. StG2 потеряла три самолёта, но контрудар группы генерала Болдина был отражён. Затем Ju-87 и Не-111 совершили ещё по 202 и 188 боевых вылетов в районе Брянск - Спас-Деменск, уничтожив 22 танка, в т.ч. 4 тяжёлых КВ-1, около 450 автомобилей и 3 хранилища топлива.

7 октября в районе Вязьмы встретились части 7-й танковой дивизии из 3-й танковой группы, наступавшие с северо-запада, и части 10-й танковой дивизии из 4-й танковой группы, наступавшие с юга1. В окружении в районе Брянск - Вязьма оказались 19-я, 20-я, 24-я и 32-я армии Западного и Резервного фронтов, группа генерала Болдина, остатки 16-й армии и отдельные части 30-й, 43-й и 49-й армий. Ju-87B из StG2 группами по 25 - 30 самолётов беспрерывно атаковали окружённые войска, не давая им возможности организовать прорыв. Только в течение 7 октября ими было уничтожено около 20 танков, 34 артиллерийских орудия и около 650 автомобилей, а 13 октября в районе Вязьмы - ещё 23 танка.

16 октября майор Хичхольд был назначен начальником 1-й авиашколы штурмовой авиации в Вертхейме, а её прежний начальник майор Бруно Диллеи занял место командира I./SIG2.31 декабря 1941 г. майор Хичхольд был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.57), став вторым по счёту пилотом штурмовой авиации, получившим их.

18 июня 1942 г. майор Хичхольд был назначен командиром Sch.Gl4 вместо майора Отто Вейсса, переведённого на должность инспектора частей тяжёлых истребителей и непосредственной поддержки войск. Sch.Gl5 была первой эскадрой Люфтваффе, специально предназначенной для непосредственной поддержки войск на поле боя, и была оснащена самолётами Bf-109 и Hs-123. Тогда же в неё начали поступать и первые Hs-129. Летом и осенью 1942 г. Sch.Gl под командованием Хичхольда принимала участие в боях в районе Севастополя, на Кавказе, Дону и в районе Сталинграда.

В ходе боёв Хичхольду стало ясно, что Bf-109 и Hs-123 не могут в полной мере выполнять задачи по непосредственной поддержке войск. Поэтому, именно по его инициативе, пилоты Sch.Gl начали осваивать FW-190, который более подходил для этих целей. В конце осени эскадрильи Sch.Gl одна за другой проходили переподготовку. 17 декабря 1942 г. вышел официальный приказ о том, что в составе Sch.Gl должно быть три группы, оснащённые FW-190, а также одна "танковая" эскадрилья, вооружённая самолётами Hs-129.

1 февраля 1943 г. Хичхольду было присвоено звание оберст-лейтенанта.

Весной 1943 г. Sch.Gl поддерживала немецкие войска на Кубани, в районе Харькова и Новороссийска. В мае перевооружение эскадры новыми FW-190 и Hs-129 было полностью завершено. Хичхольд выполнил свою задачу, и 10 июня он передал командование над Sch.Gl командиру I./Sch.Gl майору Альфреду Друшелю.

19 июня 1943 г. оберст-лейтенант Хичхольд был назначен командующим авиацией на Сардинии (Fliegerflihrer Sardinien). Параллельно он в это же время до 31 августа занимал должность командира учебной StGlOl. В сентябре командование Люфтваффе на Сардинии было преобразовано в т.н. 2-е авиационное командование (Fliegerfuhrer 2), и Хичхольд соответственно стал его командующим.

6 ноября 1943 г. в авиакатастрофе трагически погиб инспектор штурмовой авиации оберст-лейтенант Эрнст Купфер, и 12 ноября Хичхольд был назначен на его место.

Хичхольд продолжил начатый Купфером процесс преобразования эскадр пикирующих бомбардировщиков в эскадры по непосредственной поддержке войск. К сентябрю 1944 г. все авиагруппы были полностью оснащены "Фокке-Вульфами", и только пилоты I./SG1 и III./SG2 летали на Ju-87D до начала 1945 г. Лишь Ju-87G с 37-мм пушками оставались на вооружении эскадрилий "истребителей танков" до самого конца войны.

1 июля 1944 г. Хичхольд получил звание оберста. Действия штурмовой авиации приобретали всё большее значение, и потому в составе инспекции штурмовой авиации были созданы два дополнительных подразделения. Инспектором дневной штурмовой авиации был назначен оберст-лейтенант Альфред Друшель, а инспектором ночной штурмовой авиации - майор Борис фон Маубёге (Boris von Maubeuge).

1 января 1945 г. Хичхольду было присвоено звание генерал-майора.

В конце войны генерал-майор Хичхольд сдался в плен англичанам. После освобождения он жил в небольшом местечке на берегу озера Штанберг (Stanberger See).

Хубертус Хичхольд скоропостижно скончался 10 марта 1966 г.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100