В ходе Второй мировой войны в составе
бомбардировочной авиации Люфтваффе
летали тысячи экипажей, но был только
один экипаж, в котором все четыре
человека были награждены Рыцарскими
Крестами. И это был экипаж Германа
Хогебака. Уже только один этот факт сам
по себе говорит о многом. Начав войну в
качестве рядового пилота, Хогебак
закончил ее командиром KG6. Хогебак стал
одним из четырех пилотов
бомбардировочной авиации, награжденных
Мечами к Рыцарскому Кресту.
Герман Хогебак (Hermann Hogeback) родился 24 августа 1914 г.
в г. Идар-Оберштайн (Idar-Oberstein) в 75 км юго-западнее
Майнца в семье налогового инспектора. С
лета 1921 г. его семья жила в Мюнстере.
После окончания гимназии Герман
Хогебак 1 июля 1934 г. был призван на
военную службу и направлен в 9-й взвод 15-го
пехотного полка (Infantieregiment 15), который был
расквартирован в Касселе. Спустя год
Хогебак, как и многие его ровесники,
добровольцем вступил в Люфтваффе. После
завершения летной подготовки он был
назначен в состав III./"G Greifswald под
командованием оберег-лейтенанта Ханса
Зейдеманна (Hans Seidemann), где окончательно и
завершилось его формирование как пилота.
Первый боевой опыт Хогебак получил еще
во время войны в Испании в составе "Легиона
"Кондор", при этом его боевое крещение
было довольно жестким. 13 сентября 1938 г., в
ходе первого же боевого вылета, Не-111
Хогебака был подбит зенитной
артиллерией республиканцев и загорелся.
Один двигатель вышел из строя. Хогебак,
получивший ранение, все же смог
развернуть горящий "Хейнкель", надеясь
"дотянуть" до территории, занятой
войсками Франко. Однако это ему не
удалось и самолет совершил вынужденную
посадку на нейтральной территории.
Сильный огонь с обеих сторон исключал
как попадание экипажа в плен
республиканцам, так и любые попытки его
добраться до позиций франкистов. Только
ночью несколько марокканцев смогли
доставить тяжело раненного Хогебака и
его экипаж на свою территорию.
Проведя в госпитале два месяца,
Хогебак продолжил боевые вылеты. Всего в
составе "Легиона "Кондор" он совершил
свыше 100 боевых вылетов и после
возвращения в июне 1939 г. был награжден
Немецким Испанским Крестом в Золоте с
Мечами (Deutsche Spanien-Kreuz in Gold mit Schwerten).
В составе III./"G1 лейтенант Хогебак в
сентябре 1939 г. участвовал в оккупации
Польши, затем в апреле - июне 1940 г. - в боях
в Норвегии и Франции. В июне 1940г. группа
вместо He-111H была оснащена Ju-88A, и с этого
момента до конца войны Хогебак летал уже
на "Юнкерсе". В августе -декабре 1940 г. в
ходе "битвы за Англию" Хогебак совершил
28 налетов на Лондон.
В декабре 1940г. III./"G1 была переброшена из
Франции с аэродрома Шатоден (Chateaudun) в 46
км северо-западнее Орлеана на Сицилию на
аэродром в Катании (Catania). В течение
последующих месяцев ее "Юнкерсы"
выполняли налеты на Мальту, атаковали
корабли в Средиземном море, и Хогебак
потопил в районе Мальты транспорт
тоннажем около 10 тыс. брт. В апреле-мае 1941
г. III./"G1 участвовала в оккупации
Югославии и Греции, а затем и в боях в
Северной Африке.
В 1941 г. в ходе одного из боевых вылетов
над Ливией Ju-88 Хогебака был подбит
зенитным огнем и, едва "дотянув" до
позиций немецких войск, совершил
вынужденную посадку "на брюхо". Самолет
был настолько сильно поврежден, что ни о
каком ремонте не могло быть и речи.
Казалось, что Хогебак и его экипаж "застрянут"
в Африке на неопределенное время. Однако
они узнали, что недалеко стоит еще один "Юнкере".
У него были повреждены двигатели, а
поскольку запасных частей для их
ремонта не было, то самолет должны были
взорвать. Осмотрев самолет, экипаж
Хогебака смог кое-как привести его в
порядок и затем "дотянуть" на нем
сначала до Крита, а потом и до Греции, где
тогда базировалась III./"G1.
Вскоре Хогебаку было присвоено звание
обер-лейтенанта и он был назначен
командиром 9./"G1. В июле 1941 г. над
Средиземным морем в 150 км от Эс-Саллума
на побережье Египта его Ju-88 был атакован
сразу 12 английскими "Спитфайрами". Небо
было безоблачным, укрыться было негде, и
казалось, что шансов на спасение нет.
Англичане, разделившись на две группы,
начали атаковать одиночный "Юнкере".
Хогебаку и его экипажу не в первый раз
приходилось отражать атаки вражеских
истребителей, но никогда еще их не было
так много. Бортрадист фельдфебель
Вильгельм Лехнерт (Wilhelm "ehnert) сообщал
Хогебаку об очередной атаке англичан, и
тот бросал "Юнкере" из стороны в сторону,
пытаясь уклониться от попаданий. Однако
это помогало мало, и самолет получал все
новые и новые попадания. Хогебак упрямо
тянул в сторону побережья и своего
аэродрома. Наконец Лехнерту удалось
подбить один "Спитфайр", приблизившийся
к "Юнкерсу" на расстояние около 50 метров.
Оставляя за собой шлейф густого дыма, он
пошел вниз. Остальные "томми", видимо,
рассчитывавшие на легкую добычу, от
такого поворота событий на некоторое
время прекратили атаки.
Хогебак в снижении попытался
оторваться от англичан, но те быстро
пришли в себя, и атаки возобновились с
новой силой. "Юнкере" имел огромное
число попаданий, Лехнерт и бортстрелок
Гюнтер Гласнер (Giinther Glasner) израсходовали
почти все боеприпасы для своих
пулеметов. Бой продолжался уже в течение
получаса, когда Лехнерт сбил еще один "Спитфайр".
Истребитель загорелся и, потеряв
управление, упал в море. На этом атаки
англичан прекратились окончательно.
Хогебак благополучно довел самолет до
своего аэродрома и совершил посадку. Это
было невероятно - в течение получаса
успешно отбивать атаки 12 истребителей и
при этом еще сбить два из них! Трудно
сказать, почему англичане оставили свои
попытки сбить "Юнкере" Хогебака: то ли у
них подошли к концу топливо и боеприпасы,
или они действительно поняли, что этот
противник просто им "не по зубам".
В августе 1941 г. пилоты 9./"G1 во главе с
Хогебаком поддерживали немецкие танки,
участвовавшие в боях в районе Эс-Саллума.
Затем они атаковали портовые сооружения
в Тобруке. 8 сентября 1941 г. после 163 боевых
вылетов гауптман Хогебак был награжден
Рыцарским Крестом.
В апреле 1942 г. III./"G1 была направлена на
аэродром Евпатории в Крыму и
участвовала в боях за Севастополь. В
июле 1942 г. Хогебак был назначен
командиром III./"G1 вместо гауптмана Карла-Фридриха
Кнуста (Karl-Friedrich Knust).
1 сентября 1942 г. III./"G1 была
переименована в III./KG6. В ноябре она была
переброшена во Францию на аэродром
Розьер (Rosieres) в 46 км юго-западнее Сент-Этьена,
чтобы участвовать в налетах на Англию.
Теперь это было еще более опасным делом,
чем когда-то в ходе "битвы за Англию".
Английская противовоздушная оборона
значительно усилилась и в плане
технического оснащения стала намного
лучше. Если пшют "Юнкерса" хотел выжить
во время атаки очередной цели, то он
должен был лететь по прямой не более
двух минут. В противном случае самолет
сразу же сбивался огнем английской
зенитной артиллерии.
20 февраля 1943 г. гауптман Хогебак после
416 боевых вылетов был награжден Дубовыми
Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 192). В
марте ему было присвоено звание майора,
11 сентября 1943 г. он был назначен
командиром KG6, сменив на этой должности
оберста Вальтера Шторпа. Вместо же
Хогебака командиром III./KG6 был назначен
командир 8./KG6 гауптман Рудольф Пухингер
(Rudolf Puchinger).
31 декабря 1943 г. Рыцарским Крестом был
награжден бортстрелок Хогебака обер-фельдфебель
Гюнтер Гласнер. Он стал единственным
бортстрелком в бомбардировочной
авиации, получившим эту награду. 5 апреля
1944 г. после 300 боевых вылетов Рыцарский
Крест был вручен уже третьему члену
экипажа Хогебака - обер-фельдфебелю
Вильгельму Лехнерту.
В октябре 1944 г. командование Люфтваффе
решило преобразовать KG6 из
бомбардировочной в истребительную
эскадру. Она получила обозначение KG(J)6, и
ее пилоты начали осваивать Bf-109G. Весной
1945 г. штаб эскадры и 1II./KG(J)6 были оснащены
Ме-262А.
Сам же Хогебак по-прежнему продолжал
летать на Ju-188E. 9 января 1945 г. после 337
боевых вылетов Рыцарским Крестом был
награжден четвертый член его экипажа -
штурман обер-фельдфебель Вильгельм
Дипбергер (Wilhelm Dipberger). И экипаж Хогебака
стал единственным экипажем
бомбардировочной авиации, все члены
которого были кавалерами Рыцарского
Креста. А 26 января 1945 г. сам оберег-лейтенант
Хогебак был награжден Мечами к
Рыцарскому Кресту (Nr. 12 5).
В апреле 1945 г. было сформировано "Боевое
командование Хогебак" ("Gefechtsverband Hogeback").
В его состав, кроме KG(J)6, также частично
вошли KG(J)51,1. и II./KG(J)54, JG1 и JG7. Свои
последние боевые вылеты оберег-лейтенант
Хогебак совершил в конце апреля. 8 мая 1945
г. он вместе с остатками своей эскадры
сдался в Граце в плен союзникам.
После освобождения из плена Хогебак
вернулся в Мюнстер и занялся
автомобильным бизнесом.