Уголок неба ¦ Ябс Ханс-Иоахим

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Ябс Ханс-Иоахим
       

Ябс стал третьим и последним по счету командиром NJG1. Ханс-Иоахим Ябс (Hans-Joachim Jabs) родился 14 ноября 1917 г. в Любеке. В декабре 1936 г. вступил в Люфтваффе. После завершения летной подготовки он с марта 1938 г. летал в качестве пилота бомбардировщика в составе I./KG253.  1 ноября 1938 г. в Габлингене (Gablingen) на основе III./JG3342 была сформирована I.(Z)/JG1443, и Ябс был назначен в ее состав.

На рассвете 10 мая 1940 г. немецкие войска начали вторжение в Бельгию и Нидерланды. II./ZG76 прикрывала части группы армий "А". В первые три дня наступления немецкие аэродромы в Кёльне и Бонне были так переполнены, что Bf-НО были вынуждены сначала лететь на аэродром Эйзен-борн (Eisenborn) для дозаправки. Таким образом, они обычно появлялись над линией фронта только около 9 часов утра.

12 мая 1940 г. 6./ZG76 поддерживала продвижение частей 4-й танковой дивизии, и в тот день лейтенант Ябс одержал свою первую победу. Он позднее вспоминал о тех днях:

"Вы никогда не забываете свою первую девушку - то же происходит и с вашей первой победой Мы летели приблизительно на высоте около 3500 метров над фортом Намюр в Бельгии Была очень хорошая погода, не было даже облаков Внезапно наш командир группы гауптман Эрих Грот (Ench Groth)' начал круто пикировать Я подумал, что он решил атаковать форт, когда неожиданно заметил позади него два "Хока" Это был мой первый бой, и я не нашел ничего лучшего, как просто дать в их сторону очередь

Я увидел, как один из них развернулся прямо на меня Я поднял нос самолета 2 и дал полный газ Мы неслись навстречу "лоб в лоб", стреляя из всего что было. Мои четыре пулемета и две пушки сделали свое дело - "Хок" загорелся и, свалившись влево, пошел вниз Описав круг, я увидел, как он врезался в землю Я одержал свою первую победу.

На следующий день я сбил "Моран", а 15 мая "положил в мешок" еще два "Морана" Мы больше не летаем из Кельна и Бонна в Эйзенборн, теперь мы действуем с французской территории Нет никаких аэродромов, только расчищенные луга, и мы перелетаем с одного луга на другой вслед за наступающими танками"

20 мая части 2-й танковой дивизии вермахта вышли к Ла-Маншу в районе Абвиля Английские и бельгийские части, а также большое количество французских войск, оказались прижатыми к Ла-Маншу в районе Дюнкерка3 Кольцо окружения постепенно сжималось, самолеты Люфтваффе блокировали все попытки союзников прорваться на юг.

Вечером 26 мая началась операция "Динамо" ("Dynamo") -эвакуация войск союзников из района Дюнкерка В тот же день рейхсмаршал Геринг отдал приказ о том, что Дюнкерк должен стать главной целью Люфтваффе. На рассвете 27 мая город и порт атаковали две бомбардировочные эскадры, а днем Ju-87 из StG2. Затем погода испортилась, и боевые действия авиации в районе Дюнкерка возобновились только около полудня 29 мая.

29 мая в бою над Дюнкерком Ябс одержал свои 5 и 6 победы. Он потом рассказывал:

"Весь город был в огне, наши "Штуки" и "Хейнкели" действительно "перемололи" его. Я и два моих товарища только выскочили из огромного облака дыма, когда прямо перед собой увидели несколько "Спитфайров". Я мгновенно открыл огонь, и два из них были сразу же сбиты. Один "томми" выпрыгнул на парашюте", но я не видел, успел ли другой пилот сделать то же самое прежде, чем его самолет врезался в землю.

Однако именно в боях над Дюнкерком мы поняли, что наш Bf-110 не совершенен. До этого мы верили в него, но когда над Дюнкерком мы столкнулись со "Спитфайрами", то сразу начали нести потери. Мы были слишком медленны и недостаточно манев-ренны. Когда мы встречались со "Спитфайрами", они легко заходили сзади и атаковали нас одного за другим, затем разворачивались и повторяли то же самое снова и снова. Они были подобны пчелам, а наши кабины совершенно не имели бронирования. Входе боев над Францией наша группа потеряла 6 машин, и я полагаю, что большинство из них было сбито "Спитфайрами" над Дюнкерком".

Всего же в ходе боев над Францией Ябс одержал 7 побед, сбив 5 французских самолетов и два английских "Спитфайра".

С 14 августа 1940 г. командир 6./ZG76 гауптман Хейнц Наке (Heinz Nacke)' исполнял обязанности командира II./ZG76. Соответственно с этого же времени обер-лейтенант Ябс вместо Наке исполнял обязанности командира 6./ZG76.

Ябс принадлежал в немногим пилотам Люфтваффе, которым удавалось сбивать английские истребители, летая на значительно менее скоростном и маневренном Bf-110. 4 сентября в районе Гастингса (Hastings) Ябс сбил один "Спитфайр" и один "Харрикейн". 11 сентября в бою в районе Дувра на его счету был еще один "Спитфайр". Всего же в ходе т.н. битвы за Англию он к 15 сентября сбил 8 "Спитфайров" и 4 "Харрикейна". И 1 октября 1940 г. обер-лейтенант Ябс за 19 побед был награжден Рыцарским Крестом'.

1 ноября 1941 г. на базе II./ZG762 на аэродроме в Штаде была сформирована III./NJG3. И Ябс, прошедший переподготовку в качестве пилота ночного истребителя, теперь летал в составе 9./NJG3. 

Свою первую ночную победу Ябс одержал в ночь с 25 на 26 августа 1942 г., сбив во время налета на Бремен один "Стирлинг". Всего же в ту ночь немецкие ночные истребители смогли сбить только 3 английских бомбардировщика. 

В ноябре 1942 г. обер-лейтенант Ябс был переведен в IV./NJG1 под командование Гельмута Лента и назначен командиром 11./NJG1. Вскоре ему было присвоено звание гауптмана.

В ночь с 17 на 18 декабря 1942 г. 108 "Ланкастеров" атаковали различные цели на территории Германии, в т.ч. завод фирмы "Опель" в Фаллерслебене (Fallersleben). Ночным истребителям Люфтваффе удалось сбить 18 бомбардировщиков, т.е. 17,3% от их общего числа. При этом два "Ланкастера" были на счету Ябса.

1 августа 1943 г. гауптман Ябс был назначен командиром IV./NJG13 вместо майора Лента, ставшего командиром NJG3. 3 августа 1943 г. Ябс одержал уже свою 40 победу. 10 октября на его счету был "Галифакс", а 3 ноября - один "Галифакс" и один "Ланкастер".

Ябс показал себя отличным командиром, он лично следил за вводом в строй молодых пилотов, прибывавших в группу в качестве пополнения. Лейтенант Георг Фенглер (Georg Fengler), бывший тогда его адъютантом, вспоминал: "Я обязан своей жизнью Ябсу. В качестве его ведомого я совершил несколько тренировочных вылетов. Он заставлял меня держаться вплотную к его крылу, а затем начинал самые разные маневры, разворот влево, вправо, набор высоты, пикирование, и я должен был все это повторять вместе с ним! Это были вещи, которым нас не обучали в авиашколе. Самое главное для ночного истребителя состоит в том, чтобы полностью знать свой самолет, и это именно то, чему он обучил меня".

1 января 1944 г. Ябсу было присвоено звание майора, и в январе он одержал свою 45 победу.

1 марта Ябс был назначен командиром NJG1 вместо оберста Штрейба, а 24 марта 1944 г. он был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 430).

В 1944 г. тактическая авиация союзников, получившая на вооружение новые истребители с большим радиусом действия, действовала практически уже над всей Западной Европой. В районе аэродромов немецких ночных истребителей постоянно дежурили истребители союзников. Они караулили одиночные самолеты, выполнявшие днем небоевые вылеты.

Позднее Ябс рассказывал:

"Мой самый незабываемый бой произошел днем 29 апреля 1944 г., когда я летел на Bf-ПО из Сент-Тронда на свой аэродром в Арнхеме (Arnhem) в Голландии. В дополнение к моему экипажу на борту самолета был бекон, который я купил в Бельгии. Была сильная облачность, и, только снизившись перед самым Архемом, я вышел из облаков.

Скоро я заметил несколько одномоторных истребителей над нашим аэродромом, которые я по ошибке принял за свои. Фактически же это были восемь "Спитфайров" Мк.1Х из 132 Sqdn RAF, которые имели вдвое большую скорость, чем мой Bf-110. Они меня уже заметили, и уходить обратно в облака было поздно, так что надо было обороняться..."

Ябс смог уклониться от первой атаки "Спитфайров", и когда англичане проскочили мимо него вперед, он действовал быстро и решительно. Ябс довернул свой Bf-ПО вслед за последним "Спитфайром" и, поймав его в прицел, нажал на гашетку. Раздался мощный взрыв, и от истребителя остались лишь горящие обломки, падающие на землю.

Пока ошеломленные английские пилоты приходили в себя и собирались вместе для новой атаки, Ябс на предельной скорости летел к аэродрому. Наконец, "Спитфайры" начали вторую атаку. Ябс, умело маневрируя и бросая свой "Мессершмитг" из стороны в сторону, сумел выбрать благоприятный момент и поймать в свой прицел еще один английский истребитель. "Спитфайр" загорелся и упал на землю.

Однако силы были неравными. Англичане атаковали яростно. Ябс затем говорил, что у него создалось впечатление, будто они "хотели отомстить за 1940 г.". Он чувствовал, как снаряды "Спитфайров" пробивали плоскости и фюзеляж его самолета. Из обоих двигателей шел дым и летело масло. Было ясно, что англичане, разозленные потерей двух своих самолетов, уйти ему не дадут. Надо было думать о своем спасении и спасении своего экипажа. Ябс уже видел впереди снизу свой аэродром. Можно было попытаться достичь его, и Ябс перевел "Мессершмитг" в крутое пикирование, приказав по бортовой связи экипажу: "Как только сядем, выбирайтесь как можно быстрее наружу".

Аэродром быстро приближался. Ябс до самого последнего момента не выпускал шасси, чтобы не снижать скорость самолета, и оставалось только молиться, чтобы они оказались неповрежденными. Наконец, Ябс услышал характерный стук - шасси вышли. В следующее мгновение "Мессершмитг" коснулся земли. Слава богу, и колеса не повреждены! Пока самолет катился по аэродрому, сквозь большие пробоины в крыльях Ябс мог видеть траву.

Тем временем три "Спитфайра" приближались на малой высоте к аэродрому, намереваясь окончательно добить "Мессер-шмитт", который неожиданно оказался таким трудным противником. Ябс понимал, что у него и у его экипажа в запасе всего несколько секунд: "Все - наружу! Быстро!"

Ябс с экипажем изо всех сил бежал по траве прочь от своего самолета и слышал, как позади них все громче и громче становился рев моторов английских истребителей. Достигнув укрытия, он едва смог перевести дыхание, как дюжина 20-мм пушек "Спитфайров" окончательно превратила их дымящийся Bf-110 в груду металлолома.

В ночь с 21 на 22 февраля 1945 г. соединение из 1110 английских бомбардировщиков совершило налет на Дуйсбург и Вормс (Worms). На своем Bf-110G-4 "G9+AA" Ябс атаковал последнюю "волну" из 165 "Ланкастеров" и 12 "Москито". Ему удалось сбить два "Ланкастера". Это были 49 и 50 победы Ябса, и как потом оказалось, они стали его последними победами в ходе войны.

Всего в ходе 2-й мировой войны Ябс выполнил 710 боевых вылетов. На его счету было 50 побед, из них 31 он одержал, летая в качестве ночного истребителя. Он сбил 29 бомбардировщиков и 21 истребитель, в т.ч. 12 "Спитфайров" и 4 "Хар-рикейна".

После войны Ябс женился, и у него родилось двое сыновей. Он сначала был бизнесменом, а чуть позже стал советником муниципалитета в г. Рейнфельде (Reinfeld) в Шлезвиг-Гольштейне.




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100