Ябс стал третьим и последним
по счету командиром NJG1. Ханс-Иоахим Ябс (Hans-Joachim
Jabs) родился 14
ноября 1917 г. в Любеке. В декабре 1936 г. вступил
в Люфтваффе. После завершения летной
подготовки он с марта 1938 г. летал в качестве
пилота бомбардировщика в составе I./KG253. 1 ноября 1938 г. в Габлингене (Gablingen)
на основе III./JG3342 была сформирована I.(Z)/JG1443,
и Ябс был назначен в ее состав.
На рассвете 10 мая 1940 г.
немецкие войска начали вторжение в Бельгию
и Нидерланды. II./ZG76 прикрывала части группы
армий "А". В первые три дня наступления
немецкие аэродромы в Кёльне и Бонне были
так переполнены, что Bf-НО были вынуждены
сначала лететь на аэродром Эйзен-борн (Eisenborn)
для дозаправки. Таким образом, они обычно
появлялись над линией фронта только около 9
часов утра.
12 мая 1940 г. 6./ZG76 поддерживала
продвижение частей 4-й танковой дивизии, и в
тот день лейтенант Ябс одержал свою первую
победу. Он позднее вспоминал о тех днях:
"Вы никогда не забываете свою
первую девушку - то же происходит и с вашей
первой победой Мы летели приблизительно на
высоте около 3500 метров над фортом Намюр в
Бельгии Была очень хорошая погода, не было
даже облаков Внезапно наш командир группы
гауптман Эрих Грот (Ench Groth)' начал круто
пикировать Я подумал, что он решил
атаковать форт, когда неожиданно заметил
позади него два "Хока" Это был мой первый
бой, и я не нашел ничего лучшего, как просто
дать в их сторону очередь
Я увидел, как один из них
развернулся прямо на меня Я поднял нос
самолета 2 и дал полный газ Мы неслись
навстречу "лоб в лоб", стреляя из всего что
было. Мои четыре пулемета и две пушки
сделали свое дело - "Хок" загорелся и,
свалившись влево, пошел вниз Описав круг, я
увидел, как он врезался в землю Я одержал
свою первую победу.
На следующий день я сбил "Моран",
а 15 мая "положил в мешок" еще два "Морана"
Мы больше не летаем из Кельна и Бонна в
Эйзенборн, теперь мы действуем с
французской территории Нет никаких
аэродромов, только расчищенные луга, и мы
перелетаем с одного луга на другой вслед за
наступающими танками"
20 мая части 2-й танковой
дивизии вермахта вышли к Ла-Маншу в районе
Абвиля Английские и бельгийские части, а
также большое количество французских войск,
оказались прижатыми к Ла-Маншу в районе
Дюнкерка3 Кольцо
окружения постепенно сжималось, самолеты
Люфтваффе блокировали все попытки
союзников прорваться на юг.
Вечером 26 мая началась
операция "Динамо" ("Dynamo") -эвакуация
войск союзников из района Дюнкерка В тот же
день рейхсмаршал Геринг отдал
приказ о том, что Дюнкерк должен стать
главной целью Люфтваффе. На рассвете 27 мая
город и порт атаковали две
бомбардировочные эскадры, а днем Ju-87 из StG2.
Затем погода испортилась, и боевые действия
авиации в районе Дюнкерка возобновились
только около полудня 29 мая.
29 мая в бою над Дюнкерком Ябс
одержал свои 5 и 6 победы. Он потом
рассказывал:
"Весь город был в огне, наши "Штуки"
и "Хейнкели" действительно "перемололи"
его. Я и два моих товарища только выскочили
из огромного облака дыма, когда прямо перед
собой увидели несколько "Спитфайров". Я
мгновенно открыл огонь, и два из них были
сразу же сбиты. Один "томми" выпрыгнул на
парашюте", но я не видел, успел ли другой
пилот сделать то же самое прежде, чем его
самолет врезался в землю.
Однако именно в боях над
Дюнкерком мы поняли, что наш Bf-110 не
совершенен. До этого мы верили в него, но
когда над Дюнкерком мы столкнулись со "Спитфайрами",
то сразу начали нести потери. Мы были
слишком медленны и недостаточно манев-ренны.
Когда мы встречались со "Спитфайрами", они
легко заходили сзади и атаковали нас одного
за другим, затем разворачивались и
повторяли то же самое снова и снова. Они
были подобны пчелам, а наши кабины
совершенно не имели бронирования. Входе
боев над Францией наша группа потеряла 6
машин, и я полагаю, что большинство из них
было сбито "Спитфайрами" над Дюнкерком".
Всего же в ходе боев над
Францией Ябс одержал 7 побед, сбив 5
французских самолетов и два английских "Спитфайра".
С 14 августа 1940 г. командир 6./ZG76
гауптман Хейнц Наке (Heinz Nacke)' исполнял
обязанности командира II./ZG76. Соответственно
с этого же времени обер-лейтенант Ябс
вместо Наке исполнял обязанности командира
6./ZG76.
Ябс принадлежал в немногим
пилотам Люфтваффе, которым удавалось
сбивать английские истребители, летая на
значительно менее скоростном и
маневренном Bf-110. 4 сентября в районе
Гастингса (Hastings) Ябс сбил один "Спитфайр" и
один "Харрикейн". 11 сентября в бою в районе
Дувра на его счету был еще один "Спитфайр". Всего же в ходе т.н. битвы за
Англию он к 15 сентября сбил 8 "Спитфайров" и
4 "Харрикейна". И 1 октября 1940 г. обер-лейтенант
Ябс за 19 побед был награжден Рыцарским
Крестом'.
1 ноября 1941 г. на базе II./ZG762
на аэродроме в Штаде была сформирована III./NJG3.
И Ябс, прошедший переподготовку в качестве
пилота ночного истребителя, теперь летал в
составе 9./NJG3.
Свою первую ночную победу Ябс
одержал в ночь с 25 на 26 августа 1942 г., сбив во
время налета на Бремен один "Стирлинг".
Всего же в ту ночь немецкие ночные
истребители смогли сбить только 3
английских бомбардировщика.
В ноябре 1942 г. обер-лейтенант
Ябс был переведен в IV./NJG1 под командование
Гельмута Лента и назначен командиром 11./NJG1.
Вскоре ему было присвоено звание гауптмана.
В ночь с 17 на 18 декабря 1942 г. 108
"Ланкастеров" атаковали различные цели на
территории Германии, в т.ч. завод фирмы "Опель"
в Фаллерслебене (Fallersleben). Ночным
истребителям Люфтваффе удалось сбить 18
бомбардировщиков, т.е. 17,3% от их общего числа.
При этом два "Ланкастера" были на счету
Ябса.
1 августа 1943 г. гауптман Ябс
был назначен командиром IV./NJG13 вместо
майора Лента, ставшего командиром NJG3. 3
августа 1943 г. Ябс одержал уже свою 40 победу.
10 октября на его счету был "Галифакс", а 3
ноября - один "Галифакс" и один "Ланкастер".
Ябс показал себя отличным
командиром, он лично следил за вводом в
строй молодых пилотов, прибывавших в группу
в качестве пополнения. Лейтенант Георг
Фенглер (Georg Fengler), бывший тогда его
адъютантом, вспоминал: "Я
обязан своей жизнью Ябсу. В качестве его
ведомого я совершил несколько
тренировочных вылетов. Он заставлял меня
держаться вплотную к его крылу, а затем
начинал самые разные маневры, разворот
влево, вправо, набор высоты, пикирование, и я
должен был все это повторять вместе с ним!
Это были вещи, которым нас не обучали в
авиашколе. Самое главное для ночного
истребителя состоит в том, чтобы полностью
знать свой самолет, и это именно то, чему он
обучил меня".
1 января 1944 г. Ябсу было
присвоено звание майора, и в январе он
одержал свою 45 победу.
1 марта Ябс был назначен
командиром NJG1 вместо оберста Штрейба, а 24
марта 1944 г. он был награжден Дубовыми
Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 430).
В 1944 г. тактическая авиация
союзников, получившая на вооружение новые
истребители с большим радиусом действия,
действовала практически уже над всей
Западной Европой. В районе аэродромов
немецких ночных истребителей постоянно
дежурили истребители союзников. Они
караулили одиночные самолеты, выполнявшие
днем небоевые вылеты.
Позднее Ябс рассказывал:
"Мой самый незабываемый бой
произошел днем 29 апреля 1944 г., когда я летел
на Bf-ПО из Сент-Тронда на свой аэродром в Арнхеме
(Arnhem) в Голландии. В дополнение к моему
экипажу на борту самолета был бекон,
который я купил в Бельгии. Была сильная
облачность, и, только снизившись перед
самым Архемом, я вышел из облаков.
Скоро я заметил несколько
одномоторных истребителей над нашим
аэродромом, которые я по ошибке принял за
свои. Фактически же это были восемь "Спитфайров"
Мк.1Х из 132 Sqdn RAF, которые имели вдвое большую
скорость, чем мой Bf-110. Они меня уже заметили,
и уходить обратно в облака было поздно, так
что надо было обороняться..."
Ябс смог уклониться от первой
атаки "Спитфайров", и когда англичане
проскочили мимо него вперед, он действовал
быстро и решительно. Ябс довернул свой Bf-ПО
вслед за последним "Спитфайром" и, поймав
его в прицел, нажал на гашетку. Раздался
мощный взрыв, и от истребителя остались
лишь горящие обломки, падающие на землю.
Пока ошеломленные английские
пилоты приходили в себя и собирались вместе
для новой атаки, Ябс на предельной скорости
летел к аэродрому. Наконец, "Спитфайры"
начали вторую атаку. Ябс, умело маневрируя и
бросая свой "Мессершмитг" из стороны в
сторону, сумел выбрать благоприятный
момент и поймать в свой прицел еще один
английский истребитель. "Спитфайр"
загорелся и упал на землю.
Однако силы были неравными.
Англичане атаковали яростно. Ябс затем
говорил, что у него создалось впечатление,
будто они "хотели
отомстить за 1940 г.". Он
чувствовал, как снаряды "Спитфайров"
пробивали плоскости и фюзеляж его самолета.
Из обоих двигателей шел дым и летело масло.
Было ясно, что англичане, разозленные
потерей двух своих самолетов, уйти ему не
дадут. Надо было думать о своем спасении и
спасении своего экипажа. Ябс уже видел
впереди снизу свой аэродром. Можно было
попытаться достичь его, и Ябс перевел "Мессершмитг"
в крутое пикирование, приказав по бортовой
связи экипажу: "Как только
сядем, выбирайтесь как можно быстрее наружу".
Аэродром быстро приближался.
Ябс до самого последнего момента не
выпускал шасси, чтобы не снижать скорость
самолета, и оставалось только молиться,
чтобы они оказались неповрежденными.
Наконец, Ябс услышал характерный стук -
шасси вышли. В следующее мгновение "Мессершмитг"
коснулся земли. Слава богу, и колеса не
повреждены! Пока самолет катился по
аэродрому, сквозь большие пробоины в
крыльях Ябс мог видеть траву.
Тем временем три "Спитфайра"
приближались на малой высоте к аэродрому,
намереваясь окончательно добить "Мессер-шмитт",
который неожиданно оказался таким трудным
противником. Ябс понимал, что у него и у его
экипажа в запасе всего несколько секунд: "Все
- наружу! Быстро!"
Ябс с экипажем изо всех сил
бежал по траве прочь от своего самолета и
слышал, как позади них все громче и громче
становился рев моторов английских
истребителей. Достигнув укрытия, он едва
смог перевести дыхание, как дюжина 20-мм
пушек "Спитфайров" окончательно
превратила их дымящийся Bf-110 в груду
металлолома.
В ночь с 21 на 22 февраля 1945 г.
соединение из 1110 английских
бомбардировщиков совершило налет на
Дуйсбург и Вормс (Worms). На своем Bf-110G-4 "G9+AA"
Ябс атаковал последнюю "волну" из 165 "Ланкастеров"
и 12 "Москито". Ему удалось сбить два "Ланкастера".
Это были 49 и 50 победы Ябса, и как потом
оказалось, они стали его последними
победами в ходе войны.
Всего в ходе 2-й мировой войны
Ябс выполнил 710 боевых вылетов. На его счету
было 50 побед, из них 31 он одержал, летая в
качестве ночного истребителя. Он сбил 29
бомбардировщиков и 21 истребитель, в т.ч. 12 "Спитфайров"
и 4 "Хар-рикейна".
После войны Ябс женился, и у
него родилось двое сыновей. Он сначала был
бизнесменом, а чуть позже стал советником
муниципалитета в г. Рейнфельде (Reinfeld) в
Шлезвиг-Гольштейне.