Уголок неба ¦ Клюмпер Вернер

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Клюмпер Вернер
       
Годы жизни: р.1911

Это был один из самых результативных пилотов торпедоносцев в составе Люфтваффе.

Вернер Клюмпер (Werner Klumper) родился 19 апреля 1911 г. в г. Херне (Негпе) в Вестфалии. После окончания гимназии он поступил на службу в военно-морской флот. В начале 1932 г. Клюмпер прошел секретную летную подготовку в отделении "Немецкой школы воздушных сообщений" в Варнемюнде. Клюмпер оказался в числе немногих спасшихся членов экипажа немецкого учебного парусника "Ниобе" ("Niobe"), затонувшего 26 июля 1932 г.

В апреле 1935 г. Клюмпер был переведен в Люфтваффе, и 1 октября того же года ему было присвоено звание лейтенанта. В1936 г. он участвовал в испытаниях авиационных торпед, которые проходили в Любекской бухте и на полигоне на острове Рюген.

В 1938 г. лейтенант Клюмпер прибыл в Испанию и был включен в состав эскадрильи AS/88 под командованием гаупт-мана Мартина Харлингхаузена. Летая на гидросамолете Не-59, Клюмпер участвовал в налетах на Валенсию, Таррагону и Барселону. Тогда же он вместе с Харлингхаузеном успешно применил на практике авиационные торпеды.

В 1940 г. обер-лейтенант Клюмпер сам уже командовал эскадрильей гидросамолетов Не-115, а весной 1941 г. он был назначен в штаб KG30. Весной 1942 г. гауптман Клюмпер как специалист по применению авиационных торпед по предложению Харлингхаузена был отозван из KG23 и назначен инструктором в торпедную авиашколу в Гроссето.

Первыми для переподготовки в Гроссето начали прибывать экипажи из I./KG26. В качестве цели во время учебных вылетов использовался итальянский корабль-мишень. К лету 1942 г. вся группа, базировавшаяся в это время на аэродроме Барду на севере Норвегии, прошла обучение з Гроссето. И в июле 1942 г. гауптман Клюмпер был назначен командиром I./KG26 вместо гауптмана Берта Эйке (Bert Eicke). И на новой должности Клюмпер продолжал обучать свои экипажи тонкостям торпедных атак. Он показывал им, как надо учитывать сил у и направление ветра, высоту волн, порядок построения кораблей противника и расстояние между ними.

Клюмпер вспоминал: "Было ясно, что атака хорошо защищенного конвоя могла иметь успех только в том случае, если проводилась максимально возможный числом самолетов одновременно с разных направлений. Тогда у нас быт шансы прорваться через линию кораблей охранения, чтобы атаковать транспорты с ценным грузом. Атака должна была проходить на предельно малой высоте, до двух метров над водой, однако большие столбы воды, поднимаемые разрывами тяжелых артиллерийских снарядов, вынуждали нас подниматься до высоты 40 - 50 метров. Чтобы не быть легкой целью для противника, самолеты не летели длительное время по прямой. Как нападающие в футболе, они постоянно меняли курс, отклоняясь то влево, то вправо, не оставляя обороне противника много шансов.

Направляясь к цели, группа летела в плотном боевом порядке. При атаке конвоя с носовых курсовых углов мы использовали так называемые щипцы (Zangenangriff). Крайние самолеты, прибавив газ, выходили немного вперед, а внутренние, наоборот, немного снижали скорость, образовывая как бы тупой угол, открытый вперед. При таком способе атаки все самолеты приблизительно одновременно оказывались на дистанции сброса торпед, а это имело очень большое значение".

Клюмпер считал, что по возможности атаки необходимо проводить поздним вечером, когда в быстро сгущающихся сумерках противнику будет трудно обнаружить самолеты, летящие на небольшой высоте. Успешные ночные атаки были возможны только в малооблачную погоду и при определенных положениях луны. Из своего опыта Клюмпер знал, что наилучшим вариантом было, когда луна стояла над горизонтом под углом 15 - 20". В этом случае, если атакующий самолет находился между луной и кораблем противника, то силуэт последнего был очень хорошо заметен на фоне воды, освещаемой лунным светом.

Одним из наибольших успехов немцев в ходе боев на Крайнем Севере стал разгром конвоя PQ17. Он вышел из Рейкьявика 24 июня 1942 г., и в его составе было 37 транспортов. Во второй половине 2июля первыми конвой атаковали Не-115 из 1 ./Kii.Fl.Gr.406. Однако им не удалось добиться успеха, так как все торпеды прошли мимо цели. Кроме того, зенитным огнем был подбит Не-115С W.Nr.2759 командира эскадрильи гауптмана Герберта Фатера (Herbert Vater). Фатер смог посадить самолет на воду недалеко от конвоя, и прежде, чем "Хейнкель" затонул, его экипаж перебрался в резиновую шлюпку. Вскоре их подобрал другой Не-115 из 17Ku.Fl.Gr.406, севший рядом.

Утром 4 июля конвой попытались атаковать 7 Не-115 из l./Kii.Fl.Gr.906 под командованием гауптмана Пеукерта (Peukert). Из-за густой низкой облачности найти конвой смог только Пеукерт. Выйдя из облаков, его "Хейнкель" оказался прямо перед конвоем на перпендикулярном курсе. Пеукерт успел сбросить обе свои торпеды и снова ушел в облака, прежде чем зенитная артиллерия противника успела открыть огонь. Одна торпеда попала в машинное отделение транспорта "Кристофер Ньюпорт" ("Christopher Newport") тоннажем 7191 брт. Корабль полностью потерял ход, и его экипаж перебрался на танкер "Элдерсдейл" ("Aldersdale").

Днем 4 июля конвой PQ17 еще дважды атаковали Не-115 и Ju-8 8, а в 20.10 над конвоем появились 25 Не-111 из I./KG26, которые, разделившись на эскадрильи, атаковали его с разных сторон. Лейтенант Конрад Хеннеманн (Konrad Hennemann) сначала сбрсил бомбы на американский крейсер ПВО "Позарица" ("Pozarica"), но при этом его He-111H-6 W.Nr.7098 "1H+GH" получил несколько прямых попаданий зенитных снарядов и загорелся. Несмотря на то что уже вся кабина была охвачена пламенем, Хеннеманн вывел самолет в атаку на английский транспорт "Наварино" ("Navarino") тоннажем 4841 брт, который плыл в одной из средних колонн конвоя. Перед тем как горящий "Хейнкель" упал в воду, Хеннеманн успел сбросить торпеду, которая попала в корабль в районе ходового мостика. "Наварино" получил тяжелые повреждения, и вскоре он был добит артиллерийским огнем с кораблей эскорта и затонул.

Не-111Н-6 W.Nr.7156 "1Н+МН" лейтенанта Георга Каумейера (Georg Kaumeyer) был подбит зенитным огнем с английского эсминца "Ледбери" (""edbury"), при этом сам Каумейер и его штурман фельдфебель Феликс Шленкерманн (Felix Schlenkermann) получили ранения. "Хейнкель" сел на воду недалеко от корабля. Экипаж самолета был подобран шлюпкой, спущенной с эсминца, и попал в плен.

Тем временем гауптман Клюмпер атаковал американское транспортное судно "Уильям Хупер" ("William Hooper") тоннажем 7177 брт. Торпеда, сброшенная им с небольшой дистанции, попала точно в цель. В результате на корабле были повреждены топливные цистерны корабля, взорвался один из котлов. Примерно через час "Уильям Хупер" был окончательно добит немецкой подводной лодкой U-334.

Пилотами I./KG26 был также торпедирован советский танкер "Азербайджан". На нем начался пожар, но экипажу удалось справиться с огнем, и корабль продолжил плавание.

Всего из состава конвоя PQ17 было потоплено 24 корабля общим тоннажем 143977 брт. Вместе с ними на дно ушло 3350 автомобилей, 430 танков, 210 самолетов и 99316 тонн различных грузов. До советских портов из 37 кораблей добрались только 13, из которых три имели серьезные повреждения. При этом Люфтваффе потеряли всего пять самолетов - два Не-111 из I./KG26, два Ju-88 из KG30 и один Не-115.

В течение 13 - 16 сентября 1942 г. самолеты Люфтваффе атаковали в Баренцевом море конвой PQ18. В составе конвоя было 40 транспортных судов, которых сопровождали авианосец "Эвенжер" ("Avenger"), крейсер, 18 эсминцев, три корвета и 7 вооруженных траулеров. Утром 13 сентября конвой первыми атаковали Ju-88 из I./KG30, но все сброшенные ими с большой высоты бомбы не попали в цель. После полудня над конвоем появились 28 Не-111 из I./KG26 во главе с гауптманом Клюмпером. Они летели на высоте 2-3 метра над водой двумя группами с интервалом в 2000 метров и смогли проскочить мимо кораблей охранения. На расстоянии около 1200 метров до конвоя "Хейнкели" набрали высоту 40 метров и легли на боевой курс. Атака удалась, и пилоты Клюмпера смогли потопить 8 транспортов. При этом I./KG26 не потеряла ни одного самолета, хотя несколько Не-111 были повреждены зенитным огнем.

Так как в состав прикрытия конвоя PQ18 входил авианосец "Эвенжер", немецкая авиация получила приказ сконцентрировать свои следующие атаки на этом корабле. 14 сентября конвой атаковали 22 Не-111 из I./KG26 во главе с гауптманом Клюмпером. Полностью безоблачное небо и штиль обеспечивали отличную видимость. Когда "Хейнкели" находились уже почти рядом с целью, их обнаружили и атаковали английские палубные истребители с "Эвенжера", патрулировавшие вокруг конвоя. Несмотря на это, два He-111 все же попытались торпедировать авианосец. Они смогли сбросить торпеды, которые, однако, прошли мимо. Остальные экипажи атаковали ближайшие к ним корабли, но большинство из них промахнулись, а цель поразили только три торпеды. Одна из них "опала в транспорт, перевозивший взрывчатые вещества, и мощным взрывом корабль был буквально разорван на части. Еще два транспорта получили повреждения.

Один Не-111 был сбит истребителями, еще три, получив тяжелые повреждения, совершили вынужденные посадки на воду в нескольких десятках километров от конвоя. На следующий день экипаж одного из них был найден спасательным гидросамолетом, а два других были подобраны немецкими подводными лодками, действовавшими в том районе. Пятый "Хейнкель", также получивший серьезные повреждения, сел на воду недалеко от побережья Норвегии. Экипаж перебрался в резиновую шлюпку и спустя несколько часов смог самостоятельно добраться до берега.

15 сентября из-за густого тумана контакт с конвоем PQ18 был потерян, и только ранним утром 16 сентября самолеты-разведчики смогли снова обнаружить его. В последней атаке на конвой, который уже находился в районе мыса Канин Нос, участвовали Ju-88A из KG30 и 8 Не-111 из I./KG26. Им удалось потопить еще один транспорт, а два повредить. Один "Хейнкель" был сбит зенитным огнем с одного из советских эсминцев и еще в воздухе развалился на части.

Всего в течение 13-16 сентября 1942 г. самолеты Люфтваффе в общей сложности совершили 337 боевых вылетов, потопив 16 кораблей из конвоя PQ18, при этом 10 из них общим тоннажем 62908 брт были на счету пилотов I./KG26. В то же время потери Люфтваффе составили 20 самолетов, в т.ч. шесть Не-111 из I./KG26 и два Ju-88 из KG30.

В ночь с 7 на 8 ноября 1942 г. союзники начали операцию "Факел" ("Torch") - высадку на побережье Алжира. Поэтому I./KG26 была сначала переброшена из Норвегии в Гроссето в Италию, а в январе 1943 г. перебазировалась на Сардинию.

В марте 1943 г. майор Клюмпер был назначен командиром KG26 вместо оберега Карла Штокманна. К этому времени и экипажи из П и III./K-G26 прошли обучение в торпедной школе в Гроссето, и KG26 стала первой в Люфтваффе эскадрой торпедоносцев.

Весной 1943 г. аэродромы KG26 на Сардинии и в Гроссето стали все чаще подвергаться налетам авиации союзников, и потому в конце мая 1943 г. эскадра перебазировалась на юг Франции. Штаб эскадры и Не-111 из I. и 1I./KG26 разместились на аэродроме Салон (Salon) в 45 км северо-западнее Марселя, а Ju-88 из III./JG26 прибыли на аэродром Монпелье. Взлетая оттуда, они теперь могли достигать района между Гибралтаром и Ораном на побережье Алжира, где еще никогда до этого корабли союзников не подвергались атакам немецких самолетов или подводных лодок. Поэтому Клюмпер рассчитывал воспользоваться этим обстоятельством, чтобы внезапно атаковать один из больших конвоев союзников, которые в том районе обычно шли с небольшим сопровождением.

12 августа 1942 г. немецкие самолеты-разведчики обнаружили в районе Гибралтара большой конвой из более чем ста кораблей. Клюмпер вспоминал:

"Когда сообщение об этом достигло меня, мы лихорадочно начали готовиться к нападению. Это была технически сложная задача, так как большинство самолетов находилось в ремонте. Механики работали всю ночь, чтобы на следующий день как молено больше самолетов были готовы к вылету. Наши самолеты-разведчики поддерживали постоянный контакт с конвоем, так что мы постоянно имели информацию о его курсе и местоположении.

В моем распоряжении для нападения на конвой было 40 Не-111 и 20 Ju-88. Еще никогда до этого эскадра не проводила такой массированной атаки. Я намеревался провести ее таким образом, чтобы Hе-П1 атаковали конвой с севера, a Ju-88 - с юга. Не-111 несли по две торпеды, в то время как Ju-88 только одну, так как на них был подвешен еще и дополнительный топливный бак.

Мы использовали как немецкие торпеды F5b, так и итальянские. Торпеда F5b весила примерно 750 кг, имела дальность хода метров и скорость 40 узлов. Итальянская имела те же характеристики, но была примерно на 100 кг тяжелее. Обе торпеды имели обычный и магнитный взрыватели. Из-за относительно небольшой дальности их хода нужно было подходить к противнику почти вплотную. При этом надо было следить за тем, чтобы скорость была не выше 180 км/ч, а высота полета около 40 метров. Это было очень большим недостатком, так как самолет должен был снижать скорость именно тогда, когда его начинала обстреливать зенитная артиллерия противника. Только сбросив торпеду, пилот давал полный газ, чтобы на максимальной скорости выйти из зоны огня.

Атака должна была быть проведена вечером 13 августа в районе острова Альборан. Около 16.00 из Салона взлетели 40 Не-111, а через час из Монпелье поднялись 20 Ju-88. Так как они имели более высокую крейсерскую скорость, то и стартовали позднее. Вскоре на самолете их командира2 отказал один двигатель, и он должен был повернуть назад. Не-111 летели четырьмя группами по десять самолетов с интервалом примерно в тысячу метров. При этом все самолеты держались на высоте 2-3 метра над поверхностью воды.

В пяти милях от испанского побережья на траверзе мыса Гата (Gata) мы повернули на запад. Вскоре, когда мы были уже на траверзе испанского порта Альмерия, я смог в бинокль увидеть конвой, находившийся южнее нас. Я отдал приказ повернуть па юг и перестроиться в боевой порядок. Самолеты первой и второй групп, повернув одновременно, выстроились в одну линию, а потом то же самое сделали и самолеты третьей и четвертой групп. Теперь 20 Не-111 образовывали первую волну, а вслед за ними на расстоянии примерно тысячи метров летели 20 самолетов второй волны.

Вечерние сумерки еще не наступили, что было крайне плохо. Однако при всем желании мы не могли больше ждать, так как находились на границе радиуса действия наших самолетов. Мы должны были атаковать и попробовать использовать фактор внезапности. Вскоре сквозь стекло фонаря я отчетливо видел прямо перед нами корабли охранения конвоя. Незадолго до этого невдалеке от нас курсом на запад прошел крейсер с двумя эсминцами который, вероятно, также входил в сопровождение конвоя. Этот крейсер, заметив нас первым, открыл заградительный огонь из своих тяжелых орудий. Вслед за ним начали стрелять и другие корабли.

Из-за высоких столбов воды, поднимаемых разрывами снарядов крупного калибра, мы вынуждены были подняться выше. Как только мы оказались в зоне огня легкой и средней зенитной артиллерии, крупнокалиберная артиллерия кораблей прекратила огонь. Чем мы были ближе, тем убийственнее становился зенитный огонь. Сбросив торпеды, мы на максимальной скорости пролетели над конвоем. Примерно через пять минут после нас конвой атаковали и Ju-88, летевшие с юга.

После пяти часов полета и последовавшей затем атаки самолетам оказалось очень трудно собраться вместе в определенное время и в определенном месте. Обратный полет проходил сначала в быстро сгущавшихся сумерках, а затем и в полной темноте. Поэтому я решил не лететь плотной группой и приказал пилотам, чтобы каждый из них добирался обратно самостоятельно. Самолеты приземлялись в Салоне и Монпелье между 01.00 и 01.30. Продолжительность полета He-111 составила более девяти часов. Из семи пропавших экипажей спаслись только три, которые спустя десять дней вернулись в эскадру".

В сводке Главного командования вермахта от 16 августа 1943 г. сообщалось: "Вечером 13 августа авиационная торпедная эскадра под командованием майора Клюмпера неожиданно атаковала восточнее Гибралтара конвой противника. В ходе умело проведенных атак наши летчики добились 32 попаданий торпед. Два эсминца и четыре полностью загруженных транспорта большого тоннажа, в т.ч. один танкер, были потоплены сразу. Восемь других кораблей загорелись и получили сильный крен. Из-за наступившей темноты и сильного зенитного огня судьба других торпедированных кораблей осталась неизвестной. Данные разведки затем потвердили, что по меньшей мере из конвоя были потоплены и повреждены корабли общим тоннажем 170 тыс. брт. Семь наших самолетов не вернулось обратно".

20 августа 1943 г. майор Клюмпер получил из штаба 2-й авиадивизии секретную телеграмму " 60119/43: "По данным Абвера, 13 августа во время нападения на большой конвой восточнее Альборана противник понес следующие потери: попадания получили 30 транспортов общим тоннажем 186000 брт и 7 военных кораблей. Из них потоплено: 12 транспортов общим тоннажем 82280 брт, английский эсминец, канадский корвет, американский сторожевой корабль и голландский патрульный корабль. Тяжело повреждено: 7 транспортов общим тоннажем 41700 брт, английский эсминец. Повреждено: 11 судов общим тоннажем 60000 брт, два больших сторожевых корабля. Часть тяжело поврежденных кораблей, вероятно, выбросилась на берег в районе Орана".

Несомненно, это был большой успех пилотов KG26. 29 августа 1943 г. майор Клюмпер был награжден Рыцарским Крестом, а 1 октября ему было присвоено звание оберег-лейтенанта.

До октября 1943 г. пилоты KG26 выполнили 316 боевых вылетов, торпедировав 64 транспорта и 10 боевых кораблей. Однако потери эскадры составили 55 самолетов и 31 экипаж. Всего же с мая 1942 г. по октябрь 1943 г. самолеты KG26 совершили 2135 боевых вылетов. В ходе их было сброшено 1653 торпеды, из которых 21% попал в цель, потопив 77 кораблей общим тоннажем около 552 тыс. брт.

11 ноября 1943 г. 56 торпедоносцев KG26 атаковали конвой КМ31. Ими было потоплено три транспорта общим тоннажем 20955 брт, но при этом обратно не вернулось 7 самолетов.

В ноябре 1944 г. командиром KG26 вместо Клюмпера был назначен оберег-лейтенант Вильгельм Штеммлер (Wilhelm Stemmler).

С 1957 г. Клюмпер в звании фрегаттен-капитана служил в Бундесмарине и был командиром 1-й эскадры морской авиации (I.Marinefliegergeschwader). В 1969 г. в звании капитана цурзее (соответствовало званию оберста) он вышел в отставку.




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100