В боях над Западной Европой
Хейнц Кноке (Heinz Knoke) сбил 33
самолета союзников, на его счету было 16 В-17
и 3 В-24. Самого Кноке сбивали семь раз, и
он четырежды выпрыгивал на парашюте,
причем один раз это произошло над
Северным морем и ему пришлось провести в
резиновой шлюпке несколько часов,
прежде чем его подобрал спасательный
катер. В ходе войны Кноке был четыре раза
тяжело ранен, и последнее ранение
положило конец его летной карьере.
Хейнц Кноке родился 24 марта 1921 г. вг.Хамельна
в 38 км юго-западнее Ганновера.
Отец Хейнца с первых дней участвовал в
Первой мировой войне. В звании
фельдфебеля он воевал в составе 10-й роты
18-го пехотного полка и за бои во Фландрии
был награжден. В 1915 г. в рано Ипра он
попал в плен к французам и четыре года
провел в лагере для военнопленных на
острове Белль-Иль в Бискайском заливе. В
1919 г. он вернулся в Хамельн, где затем в
течение долгого времени служил
полицейским. В марте 1920 г. он женился на
Анне Маертенес (Anna Maertens), которая была
самой привлекательной из все рей
местного плотника и каменщика
Вильгельма Маертенса.
Юный Хейнц быстро узнал, что такое
дисциплина и послушание приказам. Он
потом вспоминал:
"Я был далеко не идеальным ребенком,
и мой отец должен был твердой рукой
направлять меня па правильный путь. Он с
раннего твер приучал меня к дисциплине и
повиновению. Главным средством моего
воспитания был длинный кожаный ремень, с
которым задняя часть моего тела стала
очень хорошо знакома. Отец обращался со
иной, как фельдфебель с юным новобранцем.
Однако я знаю, что он меня любил, и я
благодарен ему теперь.
В качестве детской площадки мне
служила казарма с длинными коридорами и
залами. В раннем возрасте я уже знал, как
чистить винтовку заряжать и стрелять из
нее, мог также установить в боевое
положение станковый пулемет. Я никогда
не пугался звуков стрельбы. Солдаты были
моими друзьями и товарищами, вместе с
которыми я проводил много времени".
В 1931 г. Хейнц окончил начальную школу (Volksschule)
и продолжил учебу в местной гимназии.
Тогда же он вступил в союз бойскаутов (Pfadfmderbund).
В 1935 г. Хейнцу исполнилось 14 лет и он,
как большинство сверстников, мог и даже
был обязан вступить в "Гитлерюгенд".
Однако тогда он этого не сделал и только
спустя два года, когда быть членом "Гитлерюгенда"
для молодого немца стало просто опасно,
Кноке вступил в эту организацию.
6 июля 1938 г. Хейнц Кноке впервые
поднялся в воздух. Это произошло во
время авиационной выставки, которая
проходила на большом аэродроме рядом с
Клоппенбургом. Пятидесятиминутный
обзорный полет над городом на старом
транспортном самолете стоил всего
несколько марок.
В начале лета 1939г. Кноке заявил о своем
желании добровольцем вступить в
Люфтваффе и стать военным летчиком. 5
июля он вместе с четырьмя другими
кандидатами был вызван для
предварительного отбора. Спустя четыре
дня по результатам медицинского
обследования, различных тестов на
физическую выносливость и умственные
способности былии отобраны только двое, и
одним из них был Кноке.
30 октября 1939 г. он был призван на
военную службу и 15 ноября прибыл в 11-й
учебный полк Люфтваффе,
расквартированный в Шеневальде в 81 км
южнее Берлина. Начались рутинные будни
начальной военной подготовки:
построения, строевые занятия, маневры,
учебные стрельбы, спортивные занятия,
лекции, хозяйственные работы, проверки и
т.д. Кноке затем написал о тех днях: "Еще
раз подтвердилось, что я не одаренный в
военном отношении человек. Мой унтер-офицер
даже говорил, что если я когда-нибудь
получу офицерское звание, то он сразу
попросит об отставке и еще в течение
семи лет будет отказываться от своих
рождественских подарков".
8 января 1940 г. Кноке был направлен в
офицерскую авиашколу. Учеба в ней тоже
не была похожа на пикник. Курсантам
сразу же было сказано: "Вы должны быть
твердыми, твердыми как крупповская
сталь. Любой, кто ослабнет, будет
отчислен". Днем жизнь курсантов
проходила между плацем и учебными
классами, а затем еще до позднего вечера
они просиживали за книгами в своих
комнатах.
Интенсивные занятия были оправданны, и
уже 17 февраля в 13.05 впервые поднялся в
воздух на учебном FW-44.
1 июня 1940 г. Кноке было присвоено звание
унтер-офицера, а 16 августа он получил
сертификат пилота. Кноке предстояло
стать летчиком-истребителем, и через
несколько дней он был направлен в 1-ю
истребительную авиашколу,
располагавшуюся в г. Вернойхене в 25 км
северо-восточнее Берлина. Там
инструктором Кноке стал обер-фельдфебель
Кюхл (Kiihl), имевший опыт боев над Польшей
и Францией.
1 октября Кноке получил звание фенриха.
Из-за плохой погоды обучение в
Вернойхене несколько затянулось, и
потому курсанты начали осваивать полеты
на Bf-109 только в октябре. Для молодых и
неопытных пилотов это было трудным и
очень опасным делом. "Мессершмитт" был
значительно скоростней старых учебных
бипланов, на которых они привыкли летать,
и каждую неделю в Вернойхене
происходили одна - две аварии,
заканчивавшиеся смертельным исходом.
Так, 12 октября одним из первых разбился и
погиб фельдфебель Шмидт (Schmidt).
В декабре обучение в Вернойхене было
завершено, а 18 декабря 1940 г. произошло
событие, оставившее глубокий след в душе
юного Кноке. В тот день в берлинском "Спортпаласте"
("Sportpalast") перед тремя тысячами будущих
офицеров вермахта, кригсмарине,
Люфтваффе и СС выступил Адольф Гитлер.
Кноке вспоминал:
"Фюрер, сопровождаемый фельдмаршалом
Кейтелем и гросс-адмиралом Редером,
медленно шел по длинному центральному
проходу к трибуне. В течение нескольких
минут в зале стояла абсолютная тишина.
Затем Гитлер начал говорить. Яне думаю,
что в мире когда-нибудь бьш более
блестящий оратор, чем он. Магнетизм его
личности был непреодолим. Мы - три тысячи
молодых идеалистов -очарованно слушали
его слова и воспринимали их всеми нашими
сердцами. Никогда прежде мы не
испытывали такого глубинного
патриотизма. Каэюдып из нас тогда
поклялся отдать свою жизнь за Германию в
грядущих битвах. Я никогда не забуду
выражения экстаза, которое видел па
лицах вокруг себя в тот день. Время
проверило нашу готовность к высшим
жертвам. Большинство из этих трех тысяч
потом погибли в боях на земле, на море и в
воздухе".
На следующий день, 19 декабря 1940 г.,
фенрих Кноке бьл направлен в JG52.2 января
1941 г. он прибыл Гронинген (Groningen), где
базировалась учебно-боевая эскадрилья
JG52 во главе с обер-лейтенантом
Олшлёгером (Ohlschlager). 1 марта 1941 г. Кноке
было присвоено звание обер-фенриха., а 21
апреля он, наконец, получил звание
лейтенанта.
23 мая 1941 г. Кноке был переведен в II./JG52
под командованием гауптмана Эриха
Войтке, базировавшуюся в Остенде на
бельгийском побережье. Лейтенант Кноке
бьш включен в 6./JG52 обер-лейтенанта
Рудольфа Реша (Rudolf Resch) и стал пятым
офицером в этой эскадрилье. В ней
служили лейтенанты Герхард Баркхорн и
Гюнтер Ралль, которые, как и обер-лейтенант
Реш, были уже опытными пилотами и были
награждены Железными Крестами,
лейтенант же Вальтер Крупински прибыл в
6./JG52 незадолго до Кноке.
Уж на следующий день Кноке совершил свой
первый боевой вылет. Кноке успел
совершить еще несколько боевых вылетов
над Ла-Маншем и Южной Англией, но уже 2
июня 1941 г. II./JG52 была переброшена в Польшу
и прибыла на аэродром Сувалки недалеко
от границы с Советским Союзом. Четыре
истребителя из 6./JG52, и в т.ч. самолет
Кноке, были оборудованы подфюзеляжными
бомбодержателями для осколочных бомб.
На рассвете 22 июня немецкие войска
перешли советскую границу, и в 05.00 "Мессершмитты"
из 6./JG52 поднялись в воздух. В течение дня
Кноке совершил четыре боевых вылета,
атакуя советские войска в районе Гродно
- Друскининкай. В последующие дни он
продолжал летать на штурмовку колонн
отступающих советских войск, хотя
подобные задания Кноке были совсем не по
душе. Его друзья одерживали одну
воздушную победу за другой, а он по-прежнему
не сбил ни одного самолета. Однако
надеждам Кноке открыть на Восточном
фронте счет своих побед не суждено было
сбыться, так как уже 2 июля 1941 г. он был
неожиданно переведен в JG1.
Bf 109F-2 Wnr.12866 from 3./JG1
Через несколько дней лейтенант Кноке
прибыл на аэродром Хузум, расположенный
в 70 км северо-западнее Киля на побережье
Гельголандской бухты. Он был включен в
состав 2./JG1 под командованием лейтенанта
Хуго Фрейя (Hugo Frey), также переведенного с
Восточного фронта. В тот момент JG1 как
таковой еще не существовало, I./JG1 во
главе с майором Эрихом Миксом
находилась в стадии формирования, а
остальные три группы были сформированы
лишь зимой 1941-42 г.
В течение осени 1941 г. и зимы 1942 г.
истребители 2./JG1, действуя сначала с
аэродромов на островах Боркум и
Вангероге, а затем с аэродрома Евер,
прикрывали с воздуха немецкие корабли,
шедшие в Бремен или в Гамбург. "Мессершмитты"
были оснащены подвесными баками и в
течение нескольких часов патрулировали
над Гельголандской бухтой. Это были
монотонные вылеты, в большинстве своем
заканчивавшиеся ничем, так как
английские бомбардировщики
предпочитали в основном действовать по
ночам. Кноке затем говорил, что изучил
береговую линию Северного моря как
ладонь собственной руки. Вместе со своим
ведомым унтер-офицером Албином Вольфом
он совершил более ста боевых вылетов на
патрулирование и лишь в нескольких из
них смог встретить в воздухе английские
"Бленхеймы" и "Веллингтоны", однако на
его счету по-прежнему не было ни одной
победы. После того как зимой пролив
между Восточно-Фризскими островами и
немецким побережьем покрылся льдом, в
дополнение к боевым вылетам пилоты JG1
были вынуждены доставлять на острова
почту, продовольствие, а в случае
экстренных случаев вывозить или
доставлять туда гражданских лиц.
26 февраля 1943 г. лейтенант Кноке сбил
свой первый четырехмоторный
бомбардировщик. В 10.50 истребители JG1 по
тревоге поднялись в воздух, и уже через
пять минут в районе Вильгельмсхафена
перехватили соединение из 300
бомбардировщиков. "Мессершмитты"
атакуют противника в лоб, и в ходе второй
атаки Кноке удается повредить один "Либерейтор".
В нижней части фюзеляжа бомбардировщика
появляется пламя, он выходит из боевого
порядка и начинает широкий разворот
вправо.
Кноке снова атакует "Либерейтор", но
теперь уже сзади. Огонь
распространяется по правой плоскости
бомбардировщика, внутренний двигатель
встает. Внезапно крыло целиком
отрывается от фюзеляжа, и В-24, вращаясь,
вертикально падает вниз2. Кто-то из
членов его экипажа успевает выпрыгнуть,
но купол парашюта охватывает пламя, и
человек камнем летит вниз. На высоте
около тысячи метров "Либерейтор"
взрывается, и горящие обломки падают на
крестьянскую ферму в 300 метрах от
аэродрома Бад-Цвишенан в 11 км северо-западнее
Ольденбурга.
1 апреля 1943 года I./JG1 под командованием
гауптмана Гюнтера Бейзе была
переименована в II./JG11, а лейтенант Кноке
соответственно стал командиром 5./JG11. В
июне 1943 года ему было присвоено звание
обер-лейтенанта.
Bf.109G-1 5.JG11
14 октября 1943 г. обер-лейтенант Кноке был
награжден Германским Крестом в Золоте,
причем получил он его из рук
рейхсмаршала Геринга, посетившего
аэродром Ахмер с инспекцией.
18 декабря 1943 г. Кноке получил небольшой
отпуск и спустя четыре дня вместе с
семьей приехал к своим родителям,
которые по-прежнему жили в городе
Ширатце (ныне г. Серадз) в 54 км юго-западнее
Лодзи, куда отец Хейнца был назначен
начальником полиции сразу после
оккупации Польши.
Однако Кноке пришлось недолго
отдыхать в семейном кругу в тишине
провинциального городка. Уже ранним
утром 26 декабря он получил из эскадры
короткую телеграмму: "Фалькеизамер убит,
Зоммер ранен. Шпехт". Это означало, что в
группе, кроме него, больше не осталось ни
одного командира эскадрильи. В
телеграмме Шпехта не было никакого
приказа или просьбы прервать отпуск и
вернуться в группу, однако уже через два
часа после получения телеграммы Кноке
был на вокзале. На следующий день он
прибыл аэродром Вунсторф в 20 км западнее
Ганновера, куда II./JG11 перебазировалась 18
декабря. Выслушав доклад Кноке, гауптман
Шпехт протянул ему руку: "Я знал, что Вы
не сможете остаться. Я действительно
нуждаюсь в Вас".
В течении 1944 года обер-лейтенант Кноке
сбил 4 бомбардировщика B-17 и 1 В-26, 3
истребителя Р-47, 5 Р-51 и 1 Спитфайр.
9 октября 1944 г. он вместе с шофером и
своим адъютантом обер-лейтенантом
Гюнтером Герхардом выехал на автомобиле
в Прагу, чтобы сесть там на самолет,
летевший по маршруту Прага -Дрезден-Берлин-Анклам.
Около 16.00 они остановились в небольшой
гостинице в чешской деревне. Выпив по
чашке кофе, они снова двинулись в путь,
при этом Кноке сам сел за руль, чтобы
дать шоферу отдохнуть.
Автомобиль не проехал и километра,
когда раздался взрыв. Потеряв
управление, машина врезалась в парапет
моста. Герхард через лобовое стекло
вылетел на землю, у него были
раздроблены обе ноги. Шофер с заднего
сиденья также был выброшен наружу и от
удара потерял сознание. Кноке же остался
в машине. При взрыве он несколькими
осколками был ранен в обе ноги и теперь
отчаянно пытался выбраться из машины.
В этот момент раздается еще один взрыв,
который разрушает едущий навстречу "Фольксваген".
Горящий автомобиль врезается в машину
Кноке, затем разворачивается поперек и
медленно сползает по крутой набережной
с противоположной стороны дороги Делая
лихорадочные усилия, Кноке все же
удается выбраться из поврежденной
машины наружу. У него раздроблено левое
колено и повреждена правая почка. Прошло
два часа прежде, чем Кноке Герхарда и их
шофера нашли солдаты СС, ехавшие той же
дорогой Шофер "Фольксвагена" был мертв.
Обе машины подорвались на минах,
установленных чешскими партизанами.
В ночь с 9 на 10 октября Кноке и Герхарда
доставили в Прагу в госпиталь Люфтваффе.
В результате операции, длившейся два с
половиной часа, хирургам удалось спасти
левую ногу Кноке, хотя первоначально они
были уверены, что ее придется
ампутировать. В течение восьми недель
обе ноги Кноке находились в гипсе, и лишь
7 декабря 1944 г. при помощи костылей он
сделал первые шаги.
12 декабря Кноке был направлен на
горный курорт в Австрийских Альпах.
Ежедневные ванны в горячих источниках с
повышенным содержанием радия сделали
свое дело, и раны на ногах затянулись.
Однако ясно, что ему уже больше не летать,
левая нога безжизненно висит и затем на
всю жизнь останется короче правой на
несколько сантиметров. 23 декабря 1944 г.
Кноке приехал в Евер, где жила его жена с
дочерьми Ингрид и Юттой.
В марте 1945 г. Кноке был назначен
офицером связи Люфтваффе при начальнике
гарнизона Вильгельмсхафена. Это была
его последняя должность в ходе Второй
мировой войны. 27 апреля 1945 г. гауптман
Кноке был награжден Рыцарским Крестом, к
которому он был представлен еще осенью
1944 г.
После капитуляции Кноке, как инвалид,
ходивший на костылях, не был отправлен в
лагерь для военнопленных и вместе со
своей семьей продолжал жить в Евере. В
сентябре 1945 г. он был принят на службу в
финансовое управление городской
администрации, работавшей под контролем
английских оккупационных властей.
Работая там, Кноке приобрел деловой опыт
и в конце 40-х годов основал собственную
фирму.
В 1951 г. он поступил в университет в
Оснабрюке, где изучал литературу и
философию. В 1953 г. английское
издательство Evans Bothers "imited опубликовало
книгу военных мемуаров Хейнца Кноке под
названием "Я летал для фюрера" ("I Flew for the
Fuhrer").
Bf 109G1 ""ilo" 5./JG11
|