На его личном счету было всего шесть
побед, однако он внес большой вклад в
историю дневной истребительной авиации
Люфтваффе, став создателем тактики
действий штурмовых групп.
Ханс-Гюнтер фон Корнатцки (Hans-Gunther
von Kornatzki) родился 22
июня 1906 г. в г. Лигнитце ("iegnitz) в Силезии в
семье генерал-майора Пауля фон
Корнатцки и Гертруды фон Бризен (von Briesen).
9 мая 1928 г. Ханс-Гюнтер начал свою
военную карьеру, вступив в рейхсвер. Он
решил стать военным летчиком и прошел
все этапы секретной летной подготовки. 1
апреля 1934г. фон Корнатцки завершил
обучение в учебной авиагруппе "Вернойхен"
(Fliegergruppe (S) Werneuchen) и был направлен во
вновь сформированную Rekla-menstaffel Mitteldeutschland,
базировавшуюся на аэродроме в Добрице.
В мае 1934 г. эта эскадрилья вошла в состав
авиагруппы "Добриц" и обер-лейтенант
фон Корнатцки был назначен адъютантом
командира группы майора Роберта фон
Грейма.
1 апреля 1935 г. на аэродроме в Йютербог-Дамм
в 62 км юго-западнее Берлина была
сформирована авиагруппа "Дамм" во главе
с майором Йоханном Райтелем. Фон
Корнатцки был назначен командиром
третьей эскадрильи, и одновременно ему
было присвоено звание гауптмана. Он был
самым молодым командиром эскадрильи в
группе. Первой эскадрильей командовал
майор Карл-Аугуст фон Шонебекк, а второй
- майор Теодор Остеркамп. Они оба были
опытными пилотами, участвовавшими еще в
Первой мировой войне. Фон Шонебекк
одержал 8 побед, а на счету Остеркампа
было 32 самолета.
Весной 1937 г. фон Корнатцки был назначен
адъютантом I./JG334 под командованием
гауптмана Хуберта Мерхарта фон Бернегга,
базировавшейся в Висбадене. Затем в 1938 г.
гауптман фон Корнатцки был переведен на
аналогичную должность н I/JG136, командиром
которой был майор Карл Шумахер.
В конце сентября 1939 г. гауптман фон
Корнатцки был назначен командиром вновь
сформированной II./JG52.27 августа 1940 г.
вместо него командиром группы стал
гауптман Вильгельм Энсслен, а в октябре
1940 г. гауптман фон Корнатцки был
переведен в штаб 1-й истребительной
авиашколы (Jagdfliegerschule 1), располагавшейся
в Вернойхене и начальником которой был
оберег-лейтенант барон Отто Генрих фон
Хоувальд.
С 12 апреля 1941 г. по 9 февраля 1942 г. он был
начальником 1-й истребительной
авиашколы начальной подготовки (Jagdfliegervor-schule
1). Затем майор фон Корнатцки занимал
должность начальника оперативного
отдела штаба 10-го авиакорпуса (X.Flieger-korps),
располагавшегося в г. Таормина (Taormina) на
Сицилии. В феврале 1943 г. он переведен в
штаб Верховного истребительного
командования "Запад" (Hohere Jafu West), а затем
майор фон Корнатцки был назначен в штаб
инспектора истребительной авиации
генерал-майора Адольфа Галланда.
3 мая 1941 г. фон Корнатцки женился на
Урсуле Грундтманн (Ursula Grundtmann), которая
была дочерью генерал-майора Грундтманна
и к тому же работала секретаршей
рейхсмаршала Геринга. Однако их
семейная жизнь продолжалась недолго.
Весной 1943 г. во время очередного налета
бомбардировщиков союзников на Берлин
Урсула фон Корнатцки погибла.
В течение лета - осени 1943 г. мощь
дневных налетов на территорию Германии
быстро возрастала. Руководство
Люфтваффе во главе с Герингом, еще
совсем недавно публично заявлявшим, что
ни одна бомба не упадет на Рейх, теперь
было вынуждено искать новые способы
борьбы с бомбардировщиками, которые
позволили бы добиться более
значительных успехов. К Герингу по этому
поводу обращалось множество "новаторов"
как фирм, так и отдельных личностей.
Большинство из них выдвигали совершенно
абсурдные или невыполнимые идеи, но были
и те, кто имел реальные предложения.
Среди последних был и майор фон
Корнатцки, предложивший создать для
борьбы с тяжелыми бомбардировщиками
штурмовые авиагруппы, оснащенные
специально оборудованными
истребителями.
Осенью 1943 г. по личному разрешению
Геринга фон Корнатцки провел четыре
недели на аэродроме Ахмер, где тогда
базировалось 25-е опытное командование (Erprobungskommando
25) во главе с гауптманом Хорстом Гейером
(Horst Geyer). Это командование занималось
испытаниями новых типов вооружений для
борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. На
специально оборудованном самолете FW-58
фон Корнатцки сам испытывал различные
образцы вооружения, предназначенного
для уничтожения бомбардировщиков с
близкого расстояния, и о полученных
результатах докладывал лично Герингу.
Фон Корнатцки тщательно исследовал
пленки фотопулеметов, читал боевые
донесения, описывающие атаки на В-17 и В-24,
разговаривал с пилотами, участвовавшими
в них. Он выяснил, что на один немецкий
истребитель, пытавшийся атаковать
соединение бомбардировщиков сзади,
приходилось более сорока 12,7-мм
пулеметов противника, и потому у одного
истребителя было немного шансов
добиться успеха. Однако, если бы такую
атаку с близкого расстояния выполняла
целая группа истребителей, то это, как
считал фон Корнатцки, заставило бы
бортстрелков бомбардировщиков
рассредоточить свой огонь, что
значительно повышало шансы отдельных
истребителей избежать повреждений и
добиться успеха.
Осенью 1943 г. состоялась встреча фон
Корнатцки с инспектором истребительной
авиации генерал-майором Адольфом
Галландом. На ней фон Корнатцки
предложил использовать для борьбы с
тяжелыми бомбардировщиками
разработанную им тактику. В
соответствии с ней группа FW-190 с
усиленным вооружением и дополнительным
бронированием должна была в сомкнутом
строю атаковать соединения
бомбардировщиков сзади. Потерю скорости
и маневренности, вызванные установкой
дополнительного вооружения и
бронирования, предполагалось
компенсировать прикрытием штурмовых
самолетов одной-двумя группами обычных
истребителей. Фон Корнатцки также
сообщил Галланду, что в случае
необходимости или в качестве крайнего
средства, когда закончатся боеприпасы,
пилот такого самолета должен будет
таранить бомбардировщик.
На этой же встрече фон Корнатцки
предложил сформировать из добровольцев
небольшую часть, скорее эскадрилью, чем
авиагруппу, чтобы испытать и оценить на
практике новую тактику. Оказалось, что
Галланда практически не надо было
убеждать. Он немедленно разрешил
создать первую штурмовую эскадрилью,
которая затем стала известна, как Sturmstaffel
1, и назначил фон Корнатцки ее командиром.
В начале октября 1943 г. офицеры штаба
генерал-майора Галланда объезжали
аэродромы истребителей, базировавшихся
на территории Рейха, а также авиашколы в
поисках добровольцев для эскадрильи фон
Корнатцки. Хотя первоначальные успехи "вербовщиков"
и не были очень хорошими, тем не менее
вскоре удалось набрать 15 пилотов, т.е.
как раз столько, чтобы сформировать
эскадрилью. Все добровольцы
направлялись в Берлин, где с ними
встречался фон Корнатцки. Он лично
разговаривал с каждым кандидатом,
рассказывая о цели формируемой части и о
риске, связанном с предстоящими ей
операциями. Те пилоты, которые во время
беседы высказывали сомнение или
нежелание, отсылались в свои прежние
части.
Несомненно, что трагическая гибель
жены во время бомбежки Берлина сильно
сказалась на фон Корнатцки, и, возможно,
именно она заставила его искать
кардинальные способы борьбы с тяжелыми
бомбардировщиками союзников. Однако в
то же время многие из тех, кто затем
служили под его командованием,
вспоминали, что фон Корнатцки заботился
о своих людях и что он никогда
сознательно или равнодушно не отправлял
их навстречу смерти.
По состоянию на 1 января 1944 г. в составе
Sturmstaffel 1 было 14 FW-190A-6, из которых 11 были в
пригодном для полетов состоянии.
Самолеты были вооружены четырьмя 20-мм
пушками MG151, установленными в плоскостях,
а также двумя 7,9-мм пулеметами MG17,
размещенными в верхней части фюзеляжа
над двигателем BMW 801D-2. Все "Фокке-Вульфы"
имели дополнительную бронезащиту. Она
состояла из 50-мм усиленного стекла,
установленного в лобовой части фонаря,
из двух 30-мм пластин бронестекла "Торакс"
("Thorax"), которые в деревянных рамках были
закреплены на боковых поверхностях
фонаря, и 5-мм стальных панелей по бортам
фюзеляжа в районе кабины пилота. Кроме
того, само кресло пилота было усилено 5-мм
стальными пластинами и на кем был
установлен 12-мм бронезаголовок.
Эти 14 FW-190A-6 стали первыми
истребителями Люфтваффе, специально
модернизированными для атак
бомбардировщиков с близкого расстояния.
Лейтенант Рихард Франц потом вспоминал:
"FW-190 был очень хорошим самолетом в
варианте "Sturmbock", благодаря своему
вооружению и дополнительным
бронепластинам. Радиальный двигатель
таю/се давал пилоту некоторую защиту.
Однако увеличенная масса самолета была
большим недостатком в бою с вражескими
истребителями. В нормальной
конфигурации FW-190 до высоты 4500 метров
имел некоторое преимущество в сравнении
с Bf-109, в то время как Bf-109 был лучшим на
больших высотах".
В начале января 1944 г. Sturmstaffel 1
перелетела на аэродром в Дортмунде, где
уже базировалась I./JG1 под командованием
майора Эмиля-Рудольфа Шноора (Emil-Rudolf
Schnoor). Эскадрилья майора фон Корнатцки
была полностью укомплектована и теперь
ожидала очередного крупномасштабного
налета американских бомбардировщиков,
чтобы проверить свою тактику в бою.
Утром 5 января немецкие радары
дальнего радиуса действий засекли над
Англией крупное соединение вражеских
самолетов. Это были 119 В-17 из 1-й
бомбардировочной авиадивизии и 96 В-24 из
2-й бомбардировочной авиадивизии,
которых сопровождали 70 Р-38. Целью налета,
как и накануне, стали верфи,
расположенные в Киле. В 10.00 первые
истребители Люфтваффе начали
подниматься в воздух, однако Sturmstaffel 1 так
же, как и I./JG1 и II./JG27, оставались на земле.
Только через два часа они получили
приказ на взлет.
В 12.45 более опытные пилоты I./JG1
перехватили над Бельгией группу В-17. В
ходе боя они смогли сбить и тяжело
повредить четыре бомбардировщика,
однако при этом были потеряны три FW-190 и
все три пилота погибли. Для Sturmstaffel 1
первый боевой вылет окончился
безрезультатно. Она не смогла
установить контакт с противником и ни с
чем вернулась в Дортмунд.
29 апреля 1944 г. во время налета на Берлин
американцы потеряли 38 В-17 и 25 В-24, погибли
и попали в плен 624 члена их экипажей. В
ходе атак три самолета Sturmstaffel 1 получили
тяжелые повреждения, два из них смогли
вернуться в Залыдведель, а третий,
пилотируемый лейтенантом Мюллером,
совершил вынужденную посадку. У "Фокке-Вульфа"
унтер-офицера Оскара Бёша подошло к
концу горючее, и он пошел на посадку на
ближайший аэродром Бернбург (Bernburg) в 38 км
южнее Магдебурга. Однако там оказалась
слишком короткой полоса, и истребитель,
съехав с нее, перевернулся и Бёш получил
ранения.
Боевой вылет, совершенный Sturmstaffel 1 29
апреля 1944 г., стал последним вылетом
эскадрильи. В тот день из Берлина пришел
приказ инспектора истребительной
авиации Люфтваффе генерал-майора
Галланда о преобразовании IV./JG3 в
штурмовую авиагруппу и присвоении ей
обозначения IV.(Sturm)/JG3. Тем же приказом
пилоты и наземный персонал Sturmstaffel 1
передавались в состав вновь
сформированной 11 .(Sturm)./JG3 во главе с
лейтенантом Гертом.
За шесть месяцев своего существования
Sturmstaffel 1 одержала 62 победы, при этом в
ходе боевых вылетов погибли 11 пилотов.
Роспуск эскадрильи не означал отказа
командования Люфтваффе от тактики
штурмовых атак, предложенной майором
фон Корнатцки, наоборот, в дополнение к
IV.(Sturm)/JG3 было решено сформировать еще
две штурмовые авиагруппы.
В середине мая фон Корнатцки получил
приказ на основе экипажей I./ZG1
сформировать II.(Sturm)/JG4. При этом ему
пришлось столкнуться с большими
трудностями, так как I./ZG1 была оснащена
двухмоторными истребителями Ju-88C.
Поэтому для прохождения ускоренной
переподготовки на FW-190 все пилоты были
направлены на аэродром Хохенсальца
(Hohesalza) в районе Познани.
В результате II.(Sturm)/JG4 во главе с фон
Корнатцки, который только что получил
звание оберег-лейтенанта, была
официально сформирована на аэродроме
Зальцведель только 12 июля 1944 г.
Командиром 5.(Sturm)/JG4 был назначен
гауптман Вильгельм Фульда (Wilhelm Fulda),
командиром 6.(Sturm)/JG4 - гауптман Манфред
Кепке (Manfred Kopke), а командиром 7.(Sturm)/JG4 -обер-лейтенант
Отмар Цехарт.
Кроме Цехарта, в составе II.(Sturm)/JG4
летали еще четверо бывших пилотов
Sturmstaffel 1 - лейтенанты Вернер Пейнеманн,
Ульрих Блаезе и Рудольф Метц, а также
обер-фельдфебель Герхард Марбург,
ставший ведомым фон Корнатцки.
12 сентября 1944 г. "Фокке-Вульфы" из
II.(Sturm)/JG4 атаковали группу американских
бомбардировщиков, и в 11.16 в 30 км западнее
Магдебурга фон Корнатцки сбил В-17. Это
была его шестая и, как вскоре оказалось,
последняя победа. Через несколько минут
его FW-190A-8/R2 W.Nr.681424 был подбит
американскими истребителями и пошел на
вынужденную посадку. Однако в районе
Хальберштадта самолет, задев за провода
линии электропередачи, врезался в землю
и майор фон Корнатцки погиб.