Уголок неба ¦ Ланге Хейнц

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Ланге Хейнц
       
Годы жизни: р.1917

Он стал последним командиром JG51 в ходе Второй мировой войны.

Хейнц Ланге (Heinz "ange) родился 2 октября 1917 г. в Кёльне. Его отец Гельмут Ланге был военным летчиком и, летая в составе Jasta 26, одержал в ходе Первой мировой войны 9 побед.

В декабре 1936 г. Ланге вступил в вермахт, собираясь стать офицером. Однако, когда вскоре ему представилась возможность перейти в Люфтваффе, он не раздумывая сделал это, решив стать военным летчиком, так же как и отец. Надо отметить, что до этого момента Хейнц Ланге ни разу не летал даже на планерах.

Пройдя полный курс летной подготовки и, налетав около 150 часов, лейтенант Ланге был в начале 1939 г. направлен в JG132, которая 1 мая 1939 г. была переименована в JG26.

15 июля 1939 г. на аэродроме Добриц, в 44 км юго-восточнее Магдебурга, была сформирована I./JG21 под командованием гауптмана Мартина Меттига (Martin Mettig). При ее создании были частично использованы пилоты и наземный персонал из I./JG1 и JG26. В числе переведенных в I./JG21 оказался и Ланге, для которого это было своеобразным шагом назад, поскольку если в JG26 он летал на Bf-109E, то в теперь ему пришлось пересесть на старый Bf-109D-l.

В августе 1939 г. I./JG21 была переброшена на аэродром Гутенфельд (Gutenfeld) в Восточную Пруссию. В преддверии нападения на Польшу группе была поставлена задача прикрыть Кенигсберг от потенциальных налетов бомбардировщиков.

В 16.16 1 сентября 1939 г. истребители 1./JG21 поднялись в воздух. Это был первый боевой вылет группы, и он сложился для нее крайне неудачно. "Мессершмитты" должны были сопровождать во время налета на Варшаву бомбардировщики Не-111, для чьих экипажей это тоже был первый или, в крайнем случае, второй вылет. Погодные условия в точке встречи оказались далеки от идеальных, и в результате бортстрелки "Хейнкелей", чьи нервы, видимо, были напряжены до предела, приняв Bf-109D-l за польские истребители, открыли по ним огонь.

Командир I./JG21 гауптман Меттиг попытался выстрелить сигнальную ракету, чтобы показать экипажам бомбардировщиков, что они ведут огонь по своим истребителям. Однако в спешке он не направил сигнальный пистолет должным обра-

зом и горящая ракета вместо того, чтобы вылететь оказалась внутри кабины, и Меттиг получил ожоги рук и ног' В попытке очистить кабину от заполнившего ее дыма он на жал на рычаг аварийного сброса фонаря. Вместе с ним улетела и укрепленная в его задней части стойка антенны радиостанции, и Меттиг остался без связи. Поэтому, когда он повернул обратно, половина пилотов, в т.ч. и Ланге, последовали за ним и благополучно вернулись на аэродром.

Тем временем оставшиеся пилоты I./JG21 в районе Варшавы вступили в бой с PZ" Р.24 и сбили четыре польских самолета. Первым в 16.55 победу одержал лейтенант Фритц Гутецайт (Fritz Gutezeit) из 1./JG21, затем в 17.08 - лейтенант Густав Рёдель из 2./JG21, потом в 17.10 - командир 3./JG21 обер-лейтенант Георг Шнейдер (Georg Schneider)1, ив 17.19 четвертый PZ" Р.24 сбил унтер-офицер Хейнц Деттмер (Heinz Dettmer) из 3./JG21. Однако в то же время обратно не вернулось шесть Bf-109D-1. Лейтенанты Фридрих Беренс (Friedrich Behrens), Гутецайт и Рудольф Хейманн (Rudolf Heymann), а также унтер-офицер Вольц (Wolz), совершив вынужденные посадки на польской территории, попали в плен4. Еще несколько пилотов I./JG21, в т.ч. и лейтенант Рёдель, из-за плохой погоды потеряли ориентировку и тоже совершили вынужденную посадку, но, правда, уже на своей территории.

После завершения польской кампании I./JG21 была 7 октября переброшена на запад Германии на аэродром Платлюнне (Platlunne), расположенный недалеко от голландской границы.

30 октября 1939 г. во время очередного патрульного полета лейтенант Ланге одержал свою первую победу, сбив в 12.50 английский "Бленхейм". Он затем рассказывал:

"Несколько раз мы вылетали по тревоге и однажды, 30 октября, я перехватил двухмоторный самолет, который не смог сразу опознать. Сначала я подумал, что он немецкий, возможно Не-111. Мы летели между облаками на высоте 300 - 500 метров, когда его бортстрелок начал стрелять в меня и моего ведомого. Получив, таким образом, подтверждение, что это вражеский самолет, я тоже открыл огонь. Я попал в него, и он па-чал падать. Я последовал за ним, чтобы увидеть, спасется ли его экипаж. Возможно, теперь вам трудно представить, но тогда я был рад, увидев, что мои противники благополучно выпрыгнули на парашютах. Все это происходило над Германией, потому что в то время нам было строго запрещено пересекать голландскую границу".

Как потом оказалось, это была единственная победа Ланге над Западной Европой, все остальные он одержал уже в боях на Восточном фронте.

6 июня 1940 г. I./JG21 была переименована в III./JG54, а в августе обер-лейтенант Ланге был переведен в штаб эскадры и назначен на должность адъютанта JG54.

1 октября 1941 г. Ланге был назначен командиром 1./JG54 вместо гауптмана Рейнхарда Зейлера (Reinhard "Seppel" Seller), ставшего командиром III./JG51.

К 26 октября 1942 г. на счету обер-лейтенанта Ланге было 19 побед. В тот день он был переведен в JG51 и назначен командиром 3./JG51 вместо обер-лейтенанта Михаэля Зонне-ра (Michael Zorner), переведенного в штаб I./JG51.

В начале 1944 г. гауптман Ланге был зачислен в кандидаты на должность командира группы. В Люфтваффе было обычной практикой, когда офицеры, которых командование собиралось повысить в должности, периодически назначались временно исполняющими обязанности командиров эскадрилий групп или эскадр. Это позволяло им приобрести дополнительный опыт, а командование в свою очередь могло проверить их способности на практике.

11 февраля 1944 г. в бою со "Спитфайрами" в районе г. Вен-ло (Venlo), в 50 км восточнее Эйндхофена, погиб командир IV./JG3 майор Франц Бейер (Franz Beier). И гауптман Ланге в течение двух недель исполнял обязанности командира группы, пока 26 февраля не был назначен новый командир IV./JG3 майор Фридрих-Карл Мюллер. 23 марта в бою с Р-51 в районе Магдебурга погиб командир JG3 оберст-лейтенант Вольф-Дитрих Вильке, и майор Мюллер сменил его на посту командира эскадры. И потому с 11 по 18 апреля гауптман Ланге снова исполнял обязанности командира IV./JG3.

9 мая 1944 г. гауптман Ланге был назначен командиром IV./JG512 вместо майора Ханса-Эккехарда Боба (Hans-Ekkehard Bob), переведенного на должность командира II./JG3.

В течение октября 1944 г. пилоты 1V./JG51 совершили 330 боевых вылетов и одержали 102 победы. К концу октября общее число побед Ланге достигло 70, при этом 69 из них он одержал на Восточном фронте, в т.ч. на его счету было 24 Ил-2. 18 ноября 1944 г. он был награжден Рыцарским Крестом.

30 марта 1945 г. командир JG51 майор Фритц Лозигкейт был назначен командиром JG77 вместо майора Эриха Лейе (Erich "eie), погибшего 7 марта в бою с советскими истребителями. На следующий день Лозигкейт вылетел в Чехию, где на аэродроме Острава вместе с I./JG77 находился штаб JG77. При этом имя нового командира JG51 тогда не было названо, и только утром 5 апреля из штаба 6-го воздушного флота пришло сообщение, что им должен стать майор Зигфрид Фрейтаг (Siegfried Freytag), которое затем днем было подтверждено из штаба инспектора истребительной авиации оберега Гордона Голлоба.

Однако майор Фрейтаг, по неизвестной причине, так и не прибыл в JG51, и потому 12 апреля инспектор дневной истребительной авиации на Восточном фронте оберcт Карл-Готфрид Нордманн передал командование эскадрой майору Ланге. Вместо же Ланге командиром IV./JG51 был назначен командир 3./JG51 обер-лейтенант Гюнтер Йостен (Giinther Josten)2.

Одновременно новым командиром 13./JG51 вместо попавшего в плен обер-лейтенанта Петера Кальдена (Peter Kalden)1 был назначен лейтенант Курт Танцер (Kurt Tanzer).

В этот момент IV./JG51 находилась на аэродроме Гарц (Garz) на острове Узедом, в то время как штабное звено, I. и III./JG51 действовали в районе Кенигсберга. Предполагалось, что в конце марта они должны были быть переброшены в Германию, но этого не произошло, и они так и остались в окруженной советскими войсками Восточной Пруссии. 11 апреля в результате тяжелых боев советские войска взяли Кенигсберг. Немецкие части продолжали удерживать побережье Данцигского залива (ныне Гданьский залив) в районе устья Вислы, а также косу Фриш-Нерунг (ныне Гданьская коса), включая Пиллау (ныне г. Балтийск Калининградской области). 12 апреля все оставшиеся истребители штабного звена, I. и III./JG51 перебазировались на полевой аэродром Литтаусдорф ("ittausdorf), где еще оставались небольшие запасы горючего. Командование советской авиации решило несколькими крупными налетами окончательно сломить сопротивление истребителей Люфтваффе. С раннего утра 15 апреля аэродром Литтаусдорф подвергался ударам Пе-2 и Ил-2, был уничтожен один "Мессершмитт", взлетно-посадочная полоса была усеяна воронками. Пилоты JG51, пережидавшие налет в укрытиях, не поверили своим глазам, увидев одиночный "Фокке-Вульф", приближавшийся на малой высоте к аэродрому с северо-запада.

Пилотом этого "Фокке-Вульфа" был новый командир JG51 майор Ланге, который перелетел с острова Узедом, преодолев свыше 400 км над Балтийским морем. Еще на подходе к побережью он увидел, что советские самолеты атакуют Литтаусдорф. Ланге решил переждать налет, летая по кругу на малой высоте над рейдом Пиллау. Зенитчики находящихся там немецких кораблей, которые обычно открывали огонь по всем приближавшимся самолетам, вероятно, вовремя заметив выпущенные им сигнальные ракеты, не стали стрелять. Через некоторое время горючее на "Фокке-Вульфе" подошло к концу и Ланге ничего не оставалось, как идти на посадку в Литтаусдорф. Ему повезло, и он смог благополучно приземлиться как раз в промежутке между очередными "волнами" советских самолетов.

С прибытием майора Ланге у пилотов и наземного персонала JG51 появилась надежда на то, что им удастся выбраться из окружения. Однако, встретившись с генерал-майором Клаусом Уебе (Klaus Uebe), возглавлявшим командование Люфтваффе "Восточная Пруссия" ("uftwaffenkommando Ostpreussen), Ланге смог добиться лишь разрешения перевести остатки эскадры на полевой аэродром Юнкертройлхоф (Junkertroylhof) в долине устья Вислы. Этот аэродром был очень маленьким, неровным и мало подходил для базирования истребителей, но он был защищен от нападения с земли водой, разлившейся после разрушения дамб, что компенсировало все недостатки, вместе взятые. Вечером 16 апреля 1945 г. оставшиеся "Мессершмитты" I. и III./JG51 перелетели туда, а наземный персонал был переправлен в Юнкертройлхоф через косу Фриш-Нерунг.

К этому моменту в составе обеих групп осталось двенадцать Bf-109G, из них усилиями механиков удавалось держать в постоянной боевой готовности лишь три-четыре. Все попытки Ланге сохранить хотя бы одну группу завершились неудачей, и к 23 апреля от них практически остались одни названия. Большинство наземного персонала должно было быть передано в пехоту, и в JG51 с горечью говорили по этому поводу, что "вермахт готов сражаться до последнего солдата Люфтваффе".

24 апреля весь штабной персонал эскадры, пилоты, оставшиеся без самолетов, и лишний наземный персонал по приказу Ланге были сначала на небольших катерах перевезены через Данцигский залив в польский порт Хель, а оттуда уже на транспортах эвакуированы на датский остров Борнхольм.

В Юнкертройлхофе осталась лишь III./JG51 во главе с гауптманом Иоахимом Бренделем (Joachim Brendel), которая должна была прикрывать корабли, эвакуирующие немецкие части. В распоряжении Бренделя было всего 12 самолетов, поэтому 24 апреля по приказу Ланге с аэродрома Гарц ему на помощь были направлены 24 новых Bf-109G-10 во главе с га-уптманом Вальдемаром Ваглером (Waldemar Wagler) из 15 ./JG51. Однако вскоре после посадки в Юнкертройлхофе часть из прибывших "МессершмиттОв" была выведена из строя появившимися Ил-2. При этом сам Ваглер так и не прибыл в Юнкертройлхоф, он приземлился на шведском аэродроме Ринкабё (Rinkaby) и был интернирован.

27 апреля штаб JG51 был официально расформирован, и майор Ланге снова возглавил IV./JG51, которая в тот момент находилась на аэродроме Ной-Редлин (Neu Redlin), в 53 км юго-восточнее Шверина, и была усилена пилотами из распущенной III./JG54. К концу войны IV./JG51 располагала таким числом асов, которого в ее составе не было за всю войну. В ней было шесть пилотов, награжденных Рыцарскими Крестами: командир группы майор Ланге, все три командира эскадрилий - командир 13./JG51 обер-лейтенант Танцер, командир 14./JG51 Бернхард Фехтель (Bernhard Vechtel) и командир 15./JG51 обер-лейтенант Антон Линднер (Anton "indner), а также два командира звеньев - обер-фельдфебель Хейнц Маргуардт (Heinz Marquardt) из 13./JG51 и обер-фельдфебель Гельмут Шёнфель-дер (Helmut Schonfelder) из штаба группы. Кроме того, в составе штабного звена летал обер-лейтенант Йостен, награжденный Дубовыми Листьями.

В течение трех последних недель апреля 1945 г. пилоты IV./JG51 одержали 115 побед, при этом группа потеряла только пятерых пилотов. Свой последний бой в ходе Второй мировой войны майор Ланге провел 29 апреля, когда несколько FW-190D-9 из IV./JG51 над Нойбранденбургом встретились с "четверкой" Ла-7.

Вечером 1 мая по радио было передано обращение гросс-адмирала Дёница. В нем говорилось, что "фюрер погиб в боях за столицу Рейха" и что он - Дёниц - назначен его преемником. На следующий день IV./JG51 получила приказ прибыть во Фленсбург. Если большинство пилотов смогли благополучно перелететь туда, то из наземного персонала группы до Фленсбурга добралась только треть. 6 мая Фленсбург был занят английскими войсками, а на следующий день в штабе фельдмаршала Монтгомери была подписана безоговорочная капитуляция вермахта. Со всех немецких самолетов, в т.ч. и с истребителей IV./JG51, были сняты винты и рули направления. Эскадра JG51 "Мёльдерс" перестала существовать.

Надо отметить, что не зря в последние дни Второй мировой войны многие пилоты Люфтваффе стремились перелететь на территорию Шлезвиг-Гольштейна, Дании или Норвегии. Дело было в том, что все немецкие военнослужащие, бывшие там, считались союзниками не военнопленными, а интернированными, что было огромной разницей. Для поддержания дисциплины и порядка все подразделения Люфтваффе на территории Шлезвиг-Гольштейна, включая IV./JG51, были сведены в специальное командование во главе с оберстом Нордманном, который в свою очередь подчинялся командиру 83-й группы RAF. Первоначально у немецких офицеров даже было сохранено личное оружие.

Из остатков персонала штаба JG51, штабной эскадрильи, IV./JG51 и взвода связи на аэродроме Фленсбург была создана "Команда разоружения Фленсбург" (Abrustungskommando Flensburg) во главе с Ланге. Она занималась демонтажем с самолетов Люфтваффе имевшихся там вооружения, радиооборудования и т.д., а также ремонтом автомобилей. Одновременно эта команда, наоборот, восстановила до летного состояния несколько самолетов, в которых союзники были заинтересованы. И 25 июня 1945 г. майор Ланге, совершивший в ходе Второй мировой войны 628 боевых вылетов, еще раз поднялся в воздух на FW-190D-9, продемонстрировав англичанам все его возможности во время сравнительных испытаний с истребителем Хаукер "Темпест" (Hawker "Tempest").

В середине сентября 1945 г. все "Команды разоружения" были объединены в Deutsche Arbeitszug "utf (сокр. DAZ") во главе с майором Ланге. В то время как солдаты и офицеры интернированных частей стали союзниками отпускаться домой как "разоруженные солдаты" ("entwaffnete Soldaten"), большая часть личного состава "Команд разоружения" не особо стремилась к этому. На то были прежде всего материальные причины, особенно для тех, чьи дома оказались в советской зоне оккупации Германии, - работа в "Командах разоружения" давала крышу над головой и пищу. Перед большинством стоял вопрос, что делать дальше, и нужно было время, чтобы понять, как дальше распорядиться своей жизнью.

Осенью 1945 г. майор Хейнц Ланге был уволен из DAZ", а его место занял майор Дуглас Питкайрн. Поступив в университет Киля, он начал изучать юриспруденцию. В 1949 г. Ланге получил ученую степень доктора юриспруденции. Вернувшись в свой родной Кёльн, он с августа 1950 г. работал в концерне "Герлинг" ("Ceding").





Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100