Ганс-Иоахим Марсейль (Hans-Joachim
Marseille). Всего побед - 158 (7 - "Битва за
Англию", 151 -
Северная Африка). Первый бой : "Битва за Англию",
июль 1940 год. Всего
вылетов: 382. Награжден Рыцарским
Крестом с дубовыми листьями, мечами и
бриллиантами. Погиб: 30.09.1942 года.
До
прибытия в Северную Африку Марсейль
сбил семь вражеских самолетов (из них все
- британские истребители), но и сам
четыре раза покидал поврежденную машину.
Командир его эскадрильи периода "Битвы
за Англию", Иоганнес Штейнхофф, за
неподчинение приказу вывел Марсеиля из
состава 4-й эскадрильи JG 52. Следующей
частою немецкого аса стала группа I/JG27,
руководитель которой, опытный наставник
Эд Нойман, сумел разглядеть заложенные в
Марсейле большие способности и
снисходительно отнесся к его ошибкам. В
итоге Марсейль оказался вместе со своим
новым подразделением в Северной Африке
и вскоре обеспечил себе почетное место в
ряду ведущих немецких экспертов.
О подвигах Марсейля мы не можем узнать
из первых рук: никаких записей о себе
летчик не оставил. Однако многие из тех,
кто видел его в полете и был свидетелем
его выдающейся стрельбы, пережили войну,
и на основе их воспоминаний можно по
крупицам воссоздать вполне
исчерпывающую картину его приемов
ведения боя. С самого начала Марсейль
показал себя выдающимся мастером
воздушной акробатики. Хотя высший
пилотаж, как таковой, не столь уж важен
для летчика-истребителя, но он дает
последнему больше уверенности в себе,
позволяет ему лучше познать и ощутить
машину, а также предоставляет пилоту
возможность действовать с максимальной
отдачей, независимо от сложившейся
ситуации.
Военная карьера Марсейля в пустыне
началась не совсем удачно: через
несколько дней после прибытия он был
сбит в бою с "Харрикейном", который
пилотировал французский летчик.
Постепенно, однако, Mapсейль проложил
дорогу к успеху. Чистое небо и
практически неограниченная видимость
сильно затрудняли внезапную атаку. Большинство сражений
заканчивались, как правило, водоворотом
воздушных поединков на средних и малых
высотах, при которых редко удавалось
избежать стрельбы с упреждением.
Поэтому Марсейль пришел к выводу, что
необходимо научиться стрелять под
любыми углами атаки. И он начал
репетировать с товарищами учебные
поединки, изыскивая наилучшие
возможности ведения огня по противнику.
Согласно тактическим наставлениям,
немецким пилотам-истребителям
рекомендовалось в бою придерживаться
максимальной мощности двигателя, чтобы
затруднить врагу прицеливание, а также
чтобы быстро набирать скорость,
потерянную во время крутых маневров. И в
этом случае Марсейль проявил
нестандартный подход к делу. Очень часто
для того, чтобы занять выгодную позицию,
он не только убирал газ, но и выпускал
закрылки, чтобы уменьшить радиус виража
самолета.
С каждым днем его творческая
инициатива росла, и вскоре он начал свою
теорию применять на практике. Одной из
главных трудностей при стрельбе с
упреждением была оценка точки
прицеливания цели перед тем, как
открывать огонь на поражение. Марсейль и
здесь использовал свой метод, согласно
которому он очень близко подходил к
вражескому самолету, а затем нажимал на
гашетку в тот момент, когда цель
скрывалась под капотом двигателя его "Мессершмитта".
Приобретя опыт, он еще более
усовершенствовал свои приемы, и счет его
побед уверенно пополз вверх. 22 февраля
1942 года Марсейль отметил свою 50-ю победу
(43 за сорок недель), а 75-ю он одержал уже 5
июня (25 вражеских самолетов за
пятнадцать недель). Затем, 18 июня, был
сбит его 101-й самолет (26 за тринадцать
дней). Таким образом, успехи Марсейля
прогрессировали с каждым месяцем.
В этот период военных действий в
пустыне истребители, а особенно
истребители-бомбардировщики союзников,
оказавшись в невыгодной позиции, стали
уходить в оборонительный круг с целью
взаимной защиты. Ранее, во время "Битвы
за Англию", подобной тактики
придерживались пилоты Bf 110. В кругу было
проще отбивать атаки противника сзади,
так как хвост каждого самолета
прикрывался пушками и пулеметами
следующего позади очередного
истребителя. А специалистов по стрельбе
со значительным упреждением было
немного даже у немцев. Марсейль подошел
к решению проблемы с типичной для него
неординарностью. Его атака была разбита
на несколько этапов: вначале он
разгонялся на пикировании, затем горкой
набирал высоту и приближался к
оборонительному кругу в слепой зоне под
крылом вражеского самолета; сократив
дистанцию до 30 метров, давал короткую
очередь из бортового оружия и уходил
вверх и в сторону; использовав запас
накопленной скорости, он поднимался
высоко над кругом, а потом снова шел вниз,
делая заход на этот раз сбоку сверху под
небольшим углом упреждения величиной
примерно 30 градусов; ослаблял усилие на
ручке управления, ожидая момента, когда
цель исчезнет под капотом двигателя,
затем вновь короткая пулеметная очередь
и уход вверх или вниз за пределы круга
для подготовки к очередной атаке (см рис.
18). Эти маневры выполнялись настолько
стремительно и уверенно, что очень часто
немецкий истребитель сбивал несколько
самолетов противника. Ведомый Марсейля
даже не пытался следовать за ведущим в
бою - он находился выше, наблюдая за
ходом схватки и готовый вмешаться в
поединок в случае необходимости. В его
задачу входили также фиксирование и под
счет всех побед.
Подобно большинству приемов
воздушного боя, и этот метод внешне был
очень прост. Трудность представляли лишь координация, оценка дистанции и
точное прицеливание. Используя свою
тактику, 6 июня 1942 года Марсейль всего за
одиннадцать минут в(душного боя сбил
шесть "Томахауков" из состава 5-й
эскадрильи Южно-Африканских ВВС.
Остальные пилоты его подразделения не
сумели добиться таких результатов.
Меткая стрельба Марсейля также
заслуживает особого внимания. Анализ
отчетов о воздушных боях, проведенный в
Берлине, показал, что в лучшем случае
Марсейль затрачивал на победу в среднем
около пятнадцати снарядов. Многие из его
ведомых рассказывали о том, что первые
пули или снаряды немецкого аса
прошивали вначале нос вражескою
истребителя, а затем кабину летчика.
Окончательный результат Марсейля - 158
побед, из которых 151 была одержана в ходе
боевых действий в африканских пустынях
(101 Кертисс Р-40, 30 "Харрикейнов", 16 "Спитфайров"
и четыре двухмоторных бомбардировщика).