Прошло уже пять десятилетий после начала Великой Отечественной
войны, но не ослабевает интерес к тем далеким годам. Много книг и
статей посвящено летчикам Северного Флота. И это вполне понятно. В
воздушных боях они проявили образцы мужества и самоотверженности. Но,
чтобы до конца оценить их подвиг в этой жестокой и кровопролитной
войне, нужно знать, какого опытного, организованного и хорошо вооруженного противника они победили.
В нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не давался
объективный анализ тактики фашистских летчиков, немецкой военной
техники, а некоторые факты о противнике искажались или просто
замалчивались. Если, прочитывая мемуары, пренебречь идеологическими
штампами типа "хваленые птенцы Геринга", "воздушные пираты",
"фашистские стервятники" и попытаться разобраться в обстоятельствах
тех событий, то окажется, что в первой половине войны - пробел, а во
второй - сразу "враг разгромлен наголову". И что интересно - финал
Второй Мировой подтверждает этот "разгром наголову". Мы же зададимся
вопросом - как? какой ценой? какой кровью была достигнута победа?
Итак, один из наших тогдашних противников - летчик-ас Люфтваффе Рудольф Мюллер, сбивший за время своей боевой
деятельности с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г., то есть за неполные два года, 94 самолета и награжденный высшей
наградой фашистской Германии -Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Чем же объяснить такую
результативность Мюллера, да и других немецких летчиков? Попробуем
разобраться.
Не секрет, что в начале войны ВВС Северного Флота и армейские
подразделения. защищавшие небо над Мурманском, имели на вооружении
самолеты устаревших образцов. В основном это были истребители И-153
"Чайка", И-15бис и И-16, которые по прямой не могли соперничать в
скорости даже с немецким бомбардировщиком "Юнкере" Ju 88. А
поступавшие в первых партиях ленд-лиза английские истребители
"Харрикейн" и американские Р-40С "Томагаук" не всегда могли на равных
вести воздушные бои с Me 109.
Летные кадры ВВС РККА, имевшие опыт войны с Финляндией, на Халхин-
Голе, были сильно прорежены репрессиями, а новое пополнение не имело
не то что боевого, а порой и достаточного летного опыта, плохо знало
технику и тактику авиации противника. Немцы же до вступления в войну
с Советским Союзом уже имели опыт применения авиации в небе Польши,
Великобритании и Северной Норвегии. Они очень высоко ценили своих
пилотов. Летная подготовка в начале войны в авиашколах "Люфтваффе"
была намного выше, чем в наших учебных подразделениях. Тот же Мюллер
перед тем, как сделать свой первый самостоятельный полет, совершил
около сотни взлетов и посадок вместе с опытнейшими инструкторами.
После окончания авиашколы немецкие летчики, как правило, зачислялись
в учебные подразделения при авиационных частях, в которых оттачивали
свое мастерство и только после этого направлялись в действующие
части.
У немцев и у нас был разный подход к действиям истребительной
авиации. Перед немецкими летчиками-истребителями стояла основная
задача-уничтожение самолетов противника, а не прикрытие сухопутных
войск и боевых кораблей, которые должны были полагаться на
собственные, вполне достаточные, средства противовоздушной обороны.
При таком подходе немецкие летчики чаще использовали тактику
"свободной охоты" и выбирали в качестве целей самолеты -
бомбардировщики и штурмовики, которые у нас в начале войны летали
практически без прикрытия.
В то же время для наших летчиков основной задачей было прикрытие
военных объектов Северного Флота и морского порта, в котором
постоянно шла разгрузка союзных конвоев. Такая привязка к месту
конечно же сковывала действия нашей истребительной авиации.
Вышесказанное, наверное, и объясняет то, что на протяжении почти всей
войны на Севере мы имели истребителей больше, чем противник, но
долгое время инициатива воздушного боя находилась у летчиков
"Люфтваффе". Что касается тактики воздушных боев, то нашим летчикам
при встрече с "Мессершмиттами" чаще приходилось применять
"оборонительный круг". Самолеты вставали в круг, прикрывая друг другу
"хвосты", меняя положение, вытягивались в нужную сторону, огрызались
пулеметными очередями от наседавших "Мессеров", которые стремительно
пикировали на наши истребители, стараясь расчленить боевой порядок.
Но вернемся к герою нашего очерка. Рудольф Мюллер обучался в
военной авиашколе с 1 июня 1940 г. по 1 июня 1941 года, после чего
был направлен в учебный отряд 77 истребительной эскадры. Боевую
деятельность он начал в сентябре 1941 г. на аэродроме Лоустари
(Финляндия), где за один месяц сбил 8 советских самолетов (3 - Пе-2,
1 - ДБ-Зф, 1 -И-153, 2 - И-16 и 1 - "Харрикейн"). Мюллер
придерживался тактики "свободной охоты", применяя внезапную атаку со
стороны солнца с превосходством в высоте и скорости. Он был привержен
к ведению боя в вертикальной плоскости. Не считал зазорным порой
уклониться от боя при численном превосходстве самолетов противника.
В октябре 1941 г. отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован
на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для воздушного патрулирования и
перехвата английских бомбардировщиков и торпедоносцев, где ас сбил
два бомбардировщика.
В апреле 1942 г. отряд был возвращен на аэродром Луостари, где и
находился до ноября 1942 г. За это время Мюллер сбил 71 самолет, в
большинстве это были истребители "Харрикейн".
Вообще, обер-фельдфебель Мюллер в своем окружении считался
"специалистом" по сбиванию "Харрикейнов". Большинство сбитых им
самолетов было именно этого типа. Он довольно хорошо изучил слабые
стороны этого самолета и, зная его плохую вертикальную маневренность,
старался атаковать его сзади снизу, заставляя нашего летчика по спи-
рали набирать высоту и терять при этом скорость, после чего Мюллер
шел на хитрость, провоцируя противника на крутой вираж. "Харрикейн",
имеющий уже малую скорость, при таком маневре опрокидывался в штопор,
и, пока его летчик был целиком занят выходом из штопора, Мюллеру
оставалось лишь добить падающий самолет. Обычно немецкий ас не
атаковал дважды одну и ту же машину, чтобы не подвергать себя
опасности. Он знал, что наши летчики в исключительных случаях могли
пойти и на таран.
Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в
воздушных боях с истребителями типа "Харрикейн" приобрел навыки
разбивать "оборонительные круги" и был убежден, что этот тактический
прием для "Харрикейнов" губителен. На большой скорости он летал вдоль
направления виража "оборонительного круга" и ждал удобного случая,
чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В
большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой
порядок "Харрикейнов", после чего он атаковал одиночные самолеты.
Дважды Мюллеру удавалось, разбив "оборонительный круг", сбить сразу
два "Харрикейна" всего за две минуты. Тактика, надо сказать,
рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения
машиной, ибо, входя в круг самолетов противника. Мюллер оказывался
под огнем следующего за ним истребителя.
В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром -
Алакуртти, на Кандалакшское направление - где Мюллер сбил два
истребителя ЛаГГ-3.
В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу.
После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию.
Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился
в боевую деятельность, сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при
взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он
получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был
выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз
в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые
Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из
первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых
действиях.
19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на
новом "Мессершмитте" на боевое задание, которое заключалось в
прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда
скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку
аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и
радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте
4000-6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их
перехвата в воздухе были подняты четыре "Харрикейна"из
2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть
"Аэрокобр" (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты
П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о
приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских
самолетов. "Аэрокобрам" было приказано с набором высоты идти на
перехват, а "Харрикейнам" - прикрывать аэродром. Через несколько
минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух
поднялись еще две пары "Аэрокобр"(ведущий пары капитан П.Климов),
которые начали барражирование над аэродромом.
Возвращавшиеся с задания на истребителях "Аэрокобра" капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими
самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две
группы истребителей из двух и шести "Мессеров". Через пару минут из
облачности вывалились еще две группы - четыре "Мессершмитта" и
два"Фокке-Вульфа", которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по
аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один
"Харрикейн".
Во время сближения наших истребителей с шестеркой "Мессеров" два
вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со
стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это
своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого - Титова
он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл
по ним огонь. "Мессершмитты" прекратили атаку, ведущий, а им был
Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону
солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по
нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал
"Мессер", вывалившийся из облаков, и сбил его.
Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два
истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара.
Истребители разошлись, ведущий "Мессер" взмыл вверх, ведомый начал
резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет
и двумя очередями сбил его.
Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех
наших истребителей с шестью "Мессершмиттами" и немедленно пошел на
помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил
один вражеский самолет.
В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника.
Фашистам удалось сбить одну нашу "Аэрркобру", летчик которой погиб.
Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали
многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что
брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном
лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки,
шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные
консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того,
брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и
пистолет.
После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер
пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир
полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому
времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда
по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По-
2. Вернувшись на аэродром, Сгибнев вместе с техником Соболевским
сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер
винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к
"Мессершмитту". В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а
рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли
парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана
фамилия немца - "Мюллер". Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку
на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса.
К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по
лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая
куртка, брошенные немцем. Вскоре настигли и его самого. Причем,
завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь
сопротивляться...
Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин.
Пленник подробно рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в
учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому
дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их
летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом
истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки,
допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах,
нарисованных им самим, показал, как избежать их.
Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный
образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было
азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась
усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость
победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как
к военнопленному, будет должное отношение.
По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для
военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь.
В музее Краснознаменного Северного Флота, рядом со снимком
"Мессершмитта", сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого
человека в форме гитлеровского пилота и его талисман - иконка. Мюллер
надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою...
СПИСОК ПОБЕД АСА
No
|
Дата |
Сбитый |
Подразделение
|
Примечание
|
1
|
12.9.1941
|
И-16 |
1./JG 77 |
поврежден И-16 72 сап |
2
|
17.9.1941
|
ДБ-3 |
1./JG 77 |
не
подтверждаются советскими данными |
3
|
17.9.1941
|
И-153 |
1./JG 77 |
не
подтверждаются советскими данными |
4
|
27.9.1941
|
Hurricane |
1./JG 77 |
не
подтверждаются советскими данными |
5
|
28.9.1941
|
СБ-2 |
1./JG 77 |
из состава 118
раэ |
6
|
2.11.1941
|
СБ-2 |
1./JG 77 |
из состава 137
ксбп |
7
|
2.11.1941
|
СБ-2 |
1./JG 77 |
из состава 137 ксбп |
8
|
4.11.1941
|
И-16 |
1./JG 77 |
не
подтверждаются советскими данными |
9
|
1.2.1942
|
Hudson |
1./JG 77 |
не
подтверждаются британскими данными |
10
|
16.2.1942
|
Hudson |
1./JG 77 |
подвтерждается |
11
|
23.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 768-го
иап (?) |
12
|
23.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 768-го
иап (?) |
13
|
23.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
14
|
23.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
15
|
23.4.1942
|
СБ-2 |
6./JG 5 |
из состава 137
сбап, экипаж мл.л-та Голованова погиб |
16
|
24.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
не
подтверждается советскими данными |
17
|
26.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
18
|
26.4.1942
|
Пe-2 |
6./JG 5 |
|
19
|
28.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 2 гкап
|
20
|
28.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 2 гкап
|
21
|
28.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 2 гкап
|
22
|
28.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 2 гкап
|
23
|
29.4.1942
|
И-153 |
6./JG 5 |
из состава 27 иап |
24
|
29.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
25
|
29.4.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
26
|
18.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
27
|
18.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
28
|
18.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
29
|
19.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
30
|
19.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
31
|
19.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
32
|
25.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
33
|
26.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
34
|
26.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
35
|
26.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
36
|
28.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
37
|
28.5.1942
|
P-40 |
6./JG 5 |
|
38
|
30.5.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
39
|
2.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
40
|
2.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
41
|
13.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 78 иап
|
42
|
13.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 78 иап
|
43
|
13.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
из состава 78 иап
|
44
|
17.6.1942
|
И-180 |
6./JG 5 |
|
45
|
17.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
46
|
17.6.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
47
|
23.6.1942
|
И-16 |
6./JG 5 |
|
48
|
4.8.1942
|
ИI-16 |
6./JG 5 |
|
49
|
4.8.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
50
|
4.8.1942
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
51
|
13.8.1942
|
И-153 |
6./JG 5 |
|
52
|
13.8.1942
|
И-16 |
6./JG 5 |
|
53
|
13.8.1942
|
МиГ-3 |
6./JG 5 |
|
54
|
21.8.1942
|
Як-1 |
6./JG 5 |
|
55
|
21.8.1942
|
И-180 |
6./JG 5 |
|
56
|
21.8.1942
|
Як-1 |
6./JG 5 |
|
57
|
22.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
58
|
22.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
59
|
22.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
60
|
25.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
61
|
25.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
62
|
29.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
63
|
29.8.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
64
|
2.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
65
|
4.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
66
|
8.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
67
|
9.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
68
|
9.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
69
|
9.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
70
|
9.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
71
|
15.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
72
|
15.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
73
|
15.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
74
|
15.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
75
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
76
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
77
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
78
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
79
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
80
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
81
|
27.9.1942
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
82
|
8.2.1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
83
|
8.2.1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
84
|
17.2.1943
|
Hurricane |
6./JG 5 |
|
85
|
II.1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
86
|
II.1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
87
|
21.2.1943
|
Airacobra |
6./JG 5 |
|
88
|
1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
89
|
1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
90
|
1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
91
|
1943
|
неопознанный с-т |
6./JG 5 |
|
92
|
13.3.1943
|
Airacobra |
6./JG 5 |
500-я победа 6./JG
5 |