Вернер
Мёлдерс (Werner Moelders). Всего побед - 115 (14
Испания, 15 Франция, 31 в "Битве за
Англию", 22 Западный фронт, 33 Восточный
фронт). Первый бой : Испания, 1937 год. Всего
вылетов: свыше 300. Награжден Рыцарским
Крестом с дубовыми листьями, мечами и
бриллиантами. Погиб - 22.11.1941 года.
Имея 14 побед,
одержанных в Испании, и добавив к ним еще
25 во Франции, к окончанию боевых
действий в июне 1940 года Вернер Мёльдерс
был, пожалуй, наиболее удачливым из
немецких пилотов-истребителей. Вначале
его успехи были I довольно скромными,
преимущественно из-за отсутствия
воздушных боев, и свои первые 10
французских побед он набрал лишь за 78
вылетов. В десяток сбитых вражеских
самолетов вошли два "Хаука" 75, один "Бленхейм",
три Морана-Солнье MS. 406 и четыре "Харрикейна",
из числа которых один был принят за
Моран-Солнье.
С началом "молниеносной
войны" возможностей для воздушного боя
стало больше, и последующие 15 побед,
одной из которых стал сбитый "Спитфайр",
Мёльдерс набрал всего за 49 вылетов. 128-й
его вылет, совершенный в полдень 6 июня
1940 года, едва не закончился катастрофой.
Мёльдерс так описывал эти события:
"Над головой
находились три неопознанных самолета.
После набора высоты 7000 м увидели наши "Мессершмитты".
Вновь снизились и развернулись домой.
Неожиданно появились шесть "Моранов" -
преследую их сзади. По мере сближения
разглядел еще две эскадрильи "Мессершмиттов",
уже вступивших в бой с противником. Они
первыми начали поединок, и я ушел в
сторону, чтобы осмотреться. Завязался
обычный бой. "Мораны" дрались отчаянно
- один "Мессершмитт" в пламени ударился
о землю; пилот, наверное, погиб.
Некоторое время я наблюдал за схваткой,
а затем атаковал "Моран", который
безрезультатно обстреливали три "Мессершмитта".
Вскоре мне удалось поймать самолет
противника в прицел, но он постоянно
маневрировал, а затем внезапно выполнил
переворот и оказался сзади и несколько
ниже меня. Черт побери - француз открыл
огонь.
Я заложил вираж и ушел в сторону солнца.
Противник, по-видимому, потерял меня, так
как развернулся в противоположную
сторону и скрылся из виду.
Надо мной пара "Мессершмиттов"
продолжала преследование последнего "Морана".
Он пытался уйти вниз, увертываясь от
пулеметных очередей. Я посмотрел назад.
Высота была примерно 800 м. Вдруг раздался
грохот и искры рассыпались по кабине
моего самолета. Регулятор управления
двигателем разлетелся на кусочки, а
ручка управления провалилась вперед. Я
начал падать вертикально вниз.
Необходимо было выбираться из самолета,
иначе конец..."
Мельдерса постигла
участь его собственных жертв: он был
застигнут врасплох атакой со стороны
солнца. Его победителем стал суб-лейтенант
Помье-Лераг, пилот истребителя Девуатин
D.520 из GC П/7. Зажатый в "клещи" тремя "Мессершмиттами",
молодой французский летчик погиб, так и
не узнав знаменитой фамилии сбитого
врага. Выпрыгнув с парашютом над
французской территорией, Мёльдерс попал
в плен, но был освобожден уже через три
недели в связи с заключением перемирия.
Во время своих
первых учебных вылетов "папочка"
Мёльдерс, еще совсем молодой пилот,
проявил железную волю, чтобы справиться
с приступами головокружения и тошноты.
Он проявил также большие способности к
тактическому мышлению и многое сделал
для корректировки боевой тактики
немецких истребителей входе ее развития.
Ему во многом принадлежит заслуга в
разработке такой боевой единицы, как
четверка, которая превосходила звенья-тройки
ВВС других стран, хотя, как уже
отмечалось ранее, изначальные шаги в
этом направлении предпринимались
скорее по необходимости Вероятно,
наиболее важным качеством Мёльдерса
была забота о летчиках, находящихся под
его командованием. Он
говорил так: "Самое главное для
пилота-истребителя - добиться победы,
не причинив себе тяжелых травм". Этот
совет наставника, не замеченный, в
сущности, большинством других асов,
исключительно важен. Страх в воздушном
бою - чувство совершенно естественное,
но его следует побороть. Если с самого
начала дать страху овладеть собой, то в
дальнейшем он способен разрушить
уверенность молодой летчика до такой
степени, что он либо не сможет
продолжать полеты, либо станет
настолько боязливым что в конце концов
превратится в легкую добычу для
противника. Но если пилот сможет быстро
подавить в себе страх и обрести
уверенность, то он будет для врага
грозным соперником. В последующих
главах мы еще столкнемся с
высказываниями Вернера Мёльдерса, когда
о нем снова пойдет речь.
В дни "Битвы за
Англию" Мёльдерс постоянно находился в
воздушных боях (за исключением
короткого промежутка времени, когда он
был сбит и лечился после ранения). Он
сражался с пилотами РАФ в 1941 году в небе
оккупированной Франции, участвовал в
первых воздушных поединках на Восточном
фронте. Отличный снайпер, он предпочитал
по возможности ближе подойти к
противнику и использовал при стрельбе,
как правило, только пулеметы. Имея в
своем активе 101 победу (не считая 14
самолетов, сбитых в Испании), в июле 1941
года Вернер Мёльдерс получил чин
генерала истребительной авиации и был
отстранен от полетов. В ноябре того же
года он погиб в авиакатастрофе.
|