Уголок неба ¦ Приллер Йозеф

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Приллер Йозеф
       
Годы жизни: 1915-1961

Йозеф "Пипс" Приллер (Josef "Pips" Priller). Всего побед - 101 (Все Западный фронт). Первый бой : Западный фронт, 1939 год. Всего вылетов: 307. Награжден Рыцарским Крестом.

Йозеф Приллер, по прозвищу "Пипс", был человеком невысокого роста, однако в кабине истребителя он становился подлинным гигантом, одним из немногих, кому удалось сбить свыше 100 самолетов противника на Западном фронте. В войну он вступил в составе авиагруппы II/JG 51 и участвовал с этой частью в боях во время французской кампании и в ходе "Битвы за Англию", в последний период которой 51-й истребительной эскадрой командовал знаменитый Вернер Мёльдерс. Стиль руководства Приллера отличался тонким чувством юмора, и он считался едва ли не единственным командиром люфтваффе, способным в те моменты, когда дела шли из рук вон плохо, рассмешить самого Геринга. Например, весьма типичным был следующий комментарий об одном инциденте во время "Битвы за Англию":

"Помню один случай, когда молодой летчик, который, как мы говорим, не вкусил как следует английского воздуха, заманеврировался и потерял из виду строй наших самолетов: после ухода в отвесное пике он оказался где-то над одной из окраин Лондона. Вместо того, чтобы охотиться в одиночку, ему следовало поближе держаться к своей эскадрилье. Когда он это понял, то попросил о помощи: "Кто-нибудь, скорее сюда! Лечу один над Лондоном". Его призыв не пропал даром. Командир эскадрильи, которого он не видел, но который, в свою очередь, прекрасно видел его, подлетел сзади сверху и выдал по рации обнадеживающий ответ: "Продержись еще немного, на хвосте у тебя появится парочка "Спитфайров", и ты уже не останешься в одиночестве!"

19 октября 1940 года Приллер одержал свою 20-ю победу, а еще через месяц он получил под командование эскадрилью 1./JG 26. Последующие несколько месяцев прошли относительно спокойно, воздушные бои происходили редко. Однако, когда в начале лета 1941 года командование британских Королевских ВВС приступило к проведению операции "Цирк", Приллер начал быстро набирать очки, сбив в период с 11 июня по 14 июля двадцать самолетов противника, в том числе 18 "Спитфайров". Последняя его победа заслуживает особого внимания: находясь на высоте 10000 метров, Приллер атаковал в лоб средний "Спитфайр" из тройки истребителей. Вероятно, он не смог определить английского лидера. В условиях сильной разряженности воздуха на большой высоте мощность двигателя существенно падает, и для того, чтобы иметь достаточную подъемную силу крыла, необходимо увеличивать угол атаки плоскостей. На 10000 метров нос истребителя, летящего горизонтально, задирается вверх и ухудшает и без того ограниченный обзор пилоту. Тем не менее, Приллер сумел воспользоваться этим обстоятельством, атаковав англичан на пологом подъеме и сблизившись с ними на дистанцию всего 100 метров. Пилот сбитого "Спитфайра" выбросился с парашютом, а Приллеру пришлось срочно уходить в сторону, чтобы не привлечь к себе .повышенного внимания со стороны другого британского истребителя.


Focke Wulf Fw.190A-5 Stab/JG 26, "ille-Vendeville/France May 1943

На счету немецкого аса появлялись все новые и новые победы, и вскоре он стал командиром эскадры. Произошло это 11 января 1943 года; к этому времени он являлся ведущим экспертом JG 26. Требования к пилотам у Приллера были столь высокими, что когда в феврале 1943 года с Восточного фронта в распоряжение его эскадры перебросили группу III/JG 54, он долгое время не разрешал ей участвовать в боевых действиях.

Послужной список Приллера продолжал расти, и очередные 12 сбитых самолетов в период с 5 по 13 апреля довели число его одержанных побед до 96. В течение 1943 года он проводил также испытания различных видов оружия и другие опыты, однако возросшая ответственность и неотложные поручения ограничили его непосредственное участие в воздушных боях. Приллер представлял собой уникальную, незаурядную личность, намного опередившую свое время.

Когда 6 июня 1944 года армии союзников осуществили беспрецедентную по масштабам высадку в Нормандии, JG 26 оказалась неподготовленной к такому повороту событий. Две ее группы находились в состоянии перебазирования на новые аэродромы в глубине материка, а третья размещалась в Южной Франции. Только штаб был готов к немедленному вылету, и в полет отправился сам Приллер вместе со своим постоянным ведомым, Гейнцем Водарчуком. Под прикрытием низкой облачности два "Фокке-Вульфа" атаковали с бреющего полета побережье, а затем благополучно вернулись на базу. Это были единственные самолеты люфтваффе, появившиеся в небе над районом высадки десанта в самом начале союзного вторжения на территорию Северной Франции.

100-ю победу Приллер одержал 15 июня, когда он возглавил истребительную операцию в Нормандии. Для отражения налета американских тяжелых бомбардировщиков в сопровождении мощного эскорта истребителей в воздух было поднято сводное подразделение из самолетов групп II и III/JG 26, а также III/JG 54. Боевой рапорт Приллера гласил:

"Во время лобовой атаки я несколько раз попал в один из "Боингов" на левом фланге вражеского строя. После короткой схватки с очень сильным эскортом, я со своими ребятами вновь атаковал с фронта группу примерно из двадцати "Либерейторов". Открыв огонь по левому крайнему бомбардировщику в первой тройке, я с удовлетворением отметил попадания в кабину и в оба двигателя на левой плоскости. Быстро отвалив в сторону, я заметил, как подбитый мною "Либерейтор" вывалился из строя и, объятый пламенем, с креном пошел вниз. Падения его я не видел, так как шел интенсивный бой и невозможно было отвлечься".

Двойное командование было помехой Приллеру - его полеты были еще более ограничены, 101-м и последним сбитым самолетом Приллера стал 12 октября американский истребитель Р-51 "Мустанг". В окончательном списке его побед фигурировали лишь 11 бомбардировщиков: немецкий ас предпочитал иметь дело с эскортом. Последней воздушной операцией эксперта стал налет "Боденплатте" 1 января 1945 года - в воздухе он возглавил JG 26. Затем в конце того же месяца Приллер был окончательно переведен на штабную работу.

Наиболее ценным качеством "Пипса" в период после начала вторжения союзников было не количество сбитых им самолетов, а прежде всего его стиль руководства и личный пример. Из восьми немецких летчиков-истребителей, одержавших 100 и более побед в боях на Западном фронте, лишь Адольф Галланд (103), Эгон Майер (102) и Йозеф Приллер (101) воевали исключительно в Западной Европе. Следует отметить и то, что, как подчеркнул в своей книге "Полный круг" лучший снайпер РАФ Джонни Джонсон, большинство побед Приллера подтверждались и британскими военными рапортами и сводками.


Bf109E-3, 6./JG51, осень 1940, пилот - Staffelkapitän Josef "Pips" Priller



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100