Йозеф "Пипс"
Приллер (Josef "Pips" Priller). Всего побед -
101 (Все Западный
фронт). Первый бой : Западный
фронт, 1939 год. Всего
вылетов: 307. Награжден Рыцарским
Крестом.
Йозеф Приллер, по прозвищу "Пипс", был
человеком невысокого роста, однако в
кабине истребителя он становился
подлинным гигантом, одним из немногих,
кому удалось сбить свыше 100 самолетов
противника на Западном фронте. В войну
он вступил в составе авиагруппы II/JG 51 и
участвовал с этой частью в боях во время
французской кампании и в ходе "Битвы за
Англию", в последний период которой 51-й
истребительной эскадрой командовал
знаменитый Вернер Мёльдерс. Стиль
руководства Приллера отличался тонким
чувством юмора, и он считался едва ли не
единственным командиром люфтваффе,
способным в те моменты, когда дела шли из
рук вон плохо, рассмешить самого Геринга.
Например, весьма типичным был следующий
комментарий об одном инциденте во время
"Битвы за Англию":
"Помню один случай,
когда молодой летчик, который, как мы
говорим, не вкусил как следует
английского воздуха, заманеврировался и
потерял из виду строй наших самолетов:
после ухода в отвесное пике он оказался
где-то над одной из окраин Лондона.
Вместо того, чтобы охотиться в одиночку,
ему следовало поближе держаться к своей
эскадрилье. Когда он это понял, то
попросил о помощи: "Кто-нибудь, скорее
сюда! Лечу один над Лондоном". Его призыв
не пропал даром. Командир эскадрильи,
которого он не видел, но который, в свою
очередь, прекрасно видел его, подлетел
сзади сверху и выдал по рации
обнадеживающий ответ: "Продержись еще
немного, на хвосте у тебя появится
парочка "Спитфайров", и ты уже не
останешься в одиночестве!"
19 октября 1940 года
Приллер одержал свою 20-ю победу, а еще
через месяц он получил под командование
эскадрилью 1./JG 26. Последующие несколько
месяцев прошли относительно спокойно,
воздушные бои происходили редко. Однако,
когда в начале лета 1941 года командование
британских Королевских ВВС приступило к
проведению операции "Цирк", Приллер
начал быстро набирать очки, сбив в
период с 11 июня по 14 июля двадцать
самолетов противника, в том числе 18 "Спитфайров".
Последняя его победа заслуживает
особого внимания: находясь на высоте 10000
метров, Приллер атаковал в лоб средний "Спитфайр"
из тройки истребителей. Вероятно, он не
смог определить английского лидера. В
условиях сильной разряженности воздуха
на большой высоте мощность двигателя
существенно падает, и для того, чтобы
иметь достаточную подъемную силу крыла,
необходимо увеличивать угол атаки
плоскостей. На 10000 метров нос
истребителя, летящего горизонтально,
задирается вверх и ухудшает и без того
ограниченный обзор пилоту. Тем не менее,
Приллер сумел воспользоваться этим
обстоятельством, атаковав англичан на
пологом подъеме и сблизившись с ними на
дистанцию всего 100 метров. Пилот сбитого
"Спитфайра" выбросился с парашютом, а
Приллеру пришлось срочно уходить в
сторону, чтобы не привлечь к себе
.повышенного внимания со стороны
другого британского истребителя.
Focke Wulf Fw.190A-5 Stab/JG 26, "ille-Vendeville/France May 1943
На счету немецкого аса
появлялись все новые и новые победы, и
вскоре он стал командиром эскадры.
Произошло это 11 января 1943 года; к этому
времени он являлся ведущим экспертом JG
26. Требования к пилотам у Приллера были
столь высокими, что когда в феврале 1943
года с Восточного фронта в распоряжение
его эскадры перебросили группу III/JG 54, он
долгое время не разрешал ей участвовать
в боевых действиях.
Послужной список
Приллера продолжал расти, и очередные 12
сбитых самолетов в период с 5 по 13 апреля
довели число его одержанных побед до 96. В
течение 1943 года он проводил также
испытания различных видов оружия и
другие опыты, однако возросшая
ответственность и неотложные поручения
ограничили его непосредственное
участие в воздушных боях. Приллер
представлял собой уникальную,
незаурядную личность, намного
опередившую свое время.
Когда 6 июня 1944 года
армии союзников осуществили
беспрецедентную по масштабам высадку в
Нормандии, JG 26 оказалась
неподготовленной к такому повороту
событий. Две ее группы находились в
состоянии перебазирования на новые
аэродромы в глубине материка, а третья
размещалась в Южной Франции. Только штаб
был готов к немедленному вылету, и в
полет отправился сам Приллер вместе со
своим постоянным ведомым, Гейнцем
Водарчуком. Под прикрытием низкой
облачности два "Фокке-Вульфа" атаковали
с бреющего полета побережье, а затем
благополучно вернулись на базу. Это были
единственные самолеты люфтваффе,
появившиеся в небе над районом высадки
десанта в самом начале союзного
вторжения на территорию Северной
Франции.
100-ю победу Приллер
одержал 15 июня, когда он возглавил
истребительную операцию в Нормандии.
Для отражения налета
американских тяжелых бомбардировщиков
в сопровождении мощного эскорта
истребителей в воздух было поднято
сводное подразделение из самолетов
групп II и III/JG 26, а также III/JG 54. Боевой
рапорт Приллера гласил:
"Во время лобовой
атаки я несколько раз попал в один из "Боингов"
на левом фланге вражеского строя. После
короткой схватки с очень сильным
эскортом, я со своими ребятами вновь
атаковал с фронта группу примерно из
двадцати "Либерейторов". Открыв огонь
по левому крайнему бомбардировщику в
первой тройке, я с удовлетворением
отметил попадания в кабину и в оба
двигателя на левой плоскости. Быстро
отвалив в сторону, я заметил, как
подбитый мною "Либерейтор" вывалился из
строя и, объятый пламенем, с креном пошел
вниз. Падения его я не видел, так как шел
интенсивный бой и невозможно было
отвлечься".
Двойное
командование было помехой Приллеру - его
полеты были еще более ограничены, 101-м и
последним сбитым самолетом Приллера
стал 12 октября американский истребитель
Р-51 "Мустанг". В окончательном списке
его побед фигурировали лишь 11
бомбардировщиков: немецкий ас
предпочитал иметь дело с эскортом.
Последней воздушной операцией эксперта
стал налет "Боденплатте" 1 января 1945
года - в воздухе он возглавил JG 26. Затем в
конце того же месяца Приллер был
окончательно переведен на штабную
работу.
Наиболее ценным
качеством "Пипса" в период после начала
вторжения союзников было не количество
сбитых им самолетов, а прежде всего его
стиль руководства и личный пример. Из
восьми немецких летчиков-истребителей,
одержавших 100 и более побед в боях на
Западном фронте, лишь Адольф Галланд (103),
Эгон Майер (102) и Йозеф Приллер (101)
воевали исключительно
в Западной Европе. Следует отметить и то,
что, как подчеркнул в своей книге "Полный
круг" лучший снайпер РАФ Джонни Джонсон,
большинство побед Приллера
подтверждались и британскими военными
рапортами и сводками.
Bf109E-3, 6./JG51, осень 1940, пилот - Staffelkapitän Josef "Pips" Priller
|